Сначала немного предыстории, но уже технической. Как известно, Великий и
Могучий СССР был самодостаточной страной, в нём было все, но понемногу и
низкого качества, если только это не касалось оборонки. Вся наша
мототехника, к примеру, была допотопная, причем в своё время
«цельносодранная» и зарубежных (в основном немецких) образцов. И лишь
одна разработка за всю историю советского Мотопрома была полностью
оригинальной – это веломотор Д4 ленинградского самодельщика Ф.А.
Прибылова, который в 1956 году был взят на «вооружение» крупным
оборонным заводом «Красный октябрь». Производство мотовелосипедов и
лёгких мопедов имело в СССР колоссальный размах, их производили чуть в
разное время с десяток заводов. Одним из первых был Львовский мотозавод,
в 1960 году освоивший модель В-902, чуть позже (в 1965-ом) Пензенский
выпустил мотовелосипед 16-ВМ.
|
Мотовелосипед 16-ВМ (фото hta (Зеленоград) с форума сайта www.dyr4ik.ru
) |
Про «газульки» с «дэшниками» можно говорить долго (и как-нибудь я это
сделаю), но сейчас речь не о них. Каково было моё удивление, когда я два
года назад на мотовыставке, кажется на Пресне, увидел почти точную
копию этого изделия, которое в питерском исполнении сошло на нет году
где-то в 2005-ом. Реинкарнацию провели вездесущие китайцы, и теперь они
поставляют моторы и мотовелосипеды в сборе на наш рынок. Поставляют
широко – у нас их продают несколько компаний, навскидку назову АВМ,
«Стелс», «Мотофорс» и «Ирбис». Еще год назад владелец «Стелса» мне
признался, что мог бы продавать моторы по цене $150, а велосипеды –
$250, и был бы в прибыли.
|
Первая ласточка – мотовелосипед «Стелс» с копией «дэшника» |
Однако не покупать же мне такой велосипед, чтобы на нём поездить? И тут
случай мне подбросил Анатолия Германовича. Так что ехал я на его дачу на
скутеретте, предвкушал знакомство с новой техникой и волну ностальгии
по своему первому мотовелосипеду (именно с такой техники 40 лет назад я
начинал свою мотобиографию).
Откровенно говоря, с первого взгляда аппаратец мне не понравился. Да и
со второго тоже: нет единого дизайна, такое впечатление, что китайцы
комплектовали велосипед впопыхах из того, что оказалось под руками. Но я
ничего этого не сказал владельцу, чтобы не расстраивать, а стал
беспристрастно рассматривать узлы.
| «Ирбис
Ирокез» слева… |
|
… и справа |
Мотор, при ближайшем рассмотрении, оказался не «цельносодранным»,
поднебесные умельцы проявили смекалку. Так, они избавились от
прибыловской «изюминки» в виде золотниковой несимметричной продувки
через шейку коленвала, а сделали самую обычную. Не снимая головку, не
могу сказать какую, но думаю, что двухканальную. Что знаю точно – она
без каких-либо штучек типа лепестковых или мощностных клапанов. В
остальном размеры, решение узла сцепления и компоновка в V-образном
проёме рамы один-в-один прибыловские.
|
Картер напоминает «дэшники» 4-ой и 5-ой серии, у которых не было
обмоток освещения. А вот продувка и цилиндр – оригинальная китайская
разработка |
|
Справа вид на классическую для моторов серии «Д» крышку сухого
сцепления |
Правда качество литья картера и крышек заметно ниже, чем оно было у
наших последних «дэшников». Я был на заводе в Боровичах (это в
Новгородской области) и видел современную чешскую линию для
центробежного литья – поверхность получалась изумительной. А вот
крепежные детали, как наши, так и эти, довольно дерьмовые, на скутерах
китайцы применяют получше. Внушает некоторое опасение и консольно
закреплённый глушитель. У наших машин был такой же, но он имел ещё одну
точку крепления внизу.
|
Глушитель крепится только к цилиндру |
|
У нас бы такого сварщика выгнали с позором… |
Оказался крайне примитивным и генератор. Правда, китайцы сделали шаг
вперед – применили бесконтактное зажигание, но оно оказалось такого
плачевного качества, что лучше о нём не говорить. Заметил ещё нюанс –
копировали мотор не последней питерской модели (Д8М), у которой был
увеличен генераторный отсек с тем, чтобы применить там световую обмотку.
И в итоге мотор получился без генераторного света. Лучше бы
ацетиленовый фонарь поставили, какие были на первых мотоциклах – тогда
бы велосипеды скупали бы антикварщики из-за одного такого фонаря. Да и
светил бы ацетилен получше 2-ваттной лампочки Ильича (точнее будет Мао
Дзедуна).
|
Включение фары требует особого подхода |
|
В генераторе вообще нет световых обмоток, а выходящие три провода
болтаются в корпусе и имеют опасную близость с раскалённой выхлопной
трубой |
|
|
|
Такова однорежимная фара с 2-ваттной лампой |
В общем, электрика оказалась полным убожеством, заинтриговала меня лишь
коробочка на руле. Оказалось, что это многофункциональный блок – на нём
кнопка звукового сигнала (с немыслимым выбором тонов), но чтобы нажать
на кнопку надо снимать руку с руля. Также на этом блоке расположился
переключатель мигалок (!), которые только сзади, и я их сперва не
приметил. Но питание – от батареек, здесь же расположенных, уж не знаю,
на сколько их хватит.
|
Многофункциональный блок на руле (слева) и кнопка глушения двигателя
(справа) |
|
В заднем фонаре, если хорошо приглядеться, обнаружишь мигалки (спереди
их нет) |
Рычаги управления на руле заимствованы от велосипедов, а вместо
поворотной ручки газа применен курок, видимо от детского АТВ. Позже
выяснится, что когда крутишь педали, он находится в опасной близости к
правой коленке.
|
Непривычный курок газа, как на квадриках |
Рычаг сцепления (да, здесь есть такой артефакт) – с фиксатором, в
принципе так можно ехать, крутя педали. Проверил – передаточное
отношение цепной передачи подобрано неплохо (пожалуй, это единственное в
машине достоинство), и если мотор снять к чертям собачьим, то выйдет
нормальный дорожный велик, типа «Украины».
|
Рычаг сцепления – с фиксатором |
Бак объемом 1,5 л, по данным производителя, на нём можно проехать сто км
(если не сломается, и не собьют машины). Бензокран не заметить
невозможно – он чувствительно упирается в ногу. Вроде всё осмотрел, пора
в путь. Но сначала надо сеть за руль, что неожиданно оказалось не
просто. Я никогда не испытывал комплекса низких людей, но высота седла
(850 мм) меня озадачила. Не знаю, что мешало сделать особый вид рамы,
какой был на всех наших мотовелосипедах, с проёмом перед седлом. Здесь
же – для очень рослых людей или спортсменов в прыжках с шестом.
|
На баке написано, что нельзя управлять до 14 лет. Видимо,
господа-товарищи китайцы не знают, что по нашим ПДД и до 16 нельзя
садиться за руль |
Запуск мотора можно производить на центральной подставке, схожей с
применявшимися на довоенных мотоциклах. Однако рукой прокрутить коленвал
проблематично, приходится взгромождаться на велик, выжимать сцепление и
раскручивать педалями колесо. Потом бросаешь сцепление – но чуда не
происходит, и приходится продолжать «педалировать» какое-то время. За
это время понимаешь, что компрессия у мотора неплохая, а вот искра,
собака, куда-то сбежала. Решил запускать сходу, что тоже удалось не
сразу. Наконец мотор заухал (причём не по кубам громко), и понёс вперёд.
Какое-то время езда доставляла удовольствие, будоража воспоминания
детства. Дорожки вокруг дачи моего знакомого были не ахти, и вскоре
ностальгию стали теснить вполне плотские чувства дискомфорта. Хотя
передняя вилка есть, но её с таким же успехом могло бы и не быть…
Задняя подвеска колеса жёсткая, собственно так было и на всех наших
мотовелосипедах, но там устанавливали роскошные специальные
подпружиненные сёдла. Вот заметил выбоину, надо бы притормозить. Ан нет,
привычное движение педалей назад дали отрицательный результат – ступица
без тормозной каретки, а к рычагу заднего тормоза на руле хрен
дотянешься – мешает расположенный поверх рычаг сцепления. Стал тормозить
правым рычагом, который посредством троса озадачивает передний дискач.
|
Диск переднего тормоза маловат для 26-дюймового колеса |
|
Рычаг заднего тормоза расположен под рычагом сцепления – к нему хрен
доберёшься… |
Поначалу опасался, как бы не сделать стоппи, но опасения оказались
излишними – тормоз вяловат. Пока он срабатывал, я умудрился просунуть
пальцы под рычаг сцепления и нажать на рычаг заднего тормоза. Тут
аппарат остановился и заглох мотор – сцепление-то я выжать забыл! В
общем, не езда, а цирк какой-то, я бы отнёс это изделие к категорий
велосипедов для суперэкстрима. Учитывая, что потом «Ирокез» долго не
хотел заводиться, и пришлось до седьмого пота крутить педали.
Велотренажёры отдыхают!
Наконец я сделал это, и к тому же выехал на ровный асфальт. И тут,
действительно, получил долю положительных эмоций – мотор показал свой
«звериный оскал» и понёс с бешеной скоростью. Не скажу какой, спидометра
нет (а велокомпьютер для производителей, наверное, обошелся бы во
столько, сколько стоит весь аппарат), но думаю, что 55-60 мы отжигали.
Но трусливая мыслишка о тормозах сдерживала, и я сбросил газ. «Недолго
мучилась старушка» – мотор выказал свой другой фокус – стал неустойчиво
работать на холостых. Я как инженер понимал – чего можно ждать от
примитивного карбюратора типа капельницы, у которого даже нет винта
регулировки качества смеси.
|
Карбюратор лишь с одним регулировочным винтом |
Однако я так и не смог объяснить это Анатолию Германовичу, который
обиженно восклицал: «Ну как они могли продать мне ЭТО»? Впрочем, как ни
странно, несмотря на множество выявленных косяков&косячков, владелец
«Ирокеза» всё же им доволен. Видимо, уксус и впрямь имеет сладковатый
привкус…
|
Хозяин, тем не менее, приобретением доволен |
|
На ходу… |
Мотовелосипед для теста предоставлен Анатолием Германовичем, и в
качестве признательности я предостерегаю его от езды на этом чуде
техники.
Технические характеристики мотовелосипеда Irbis
Irokez
Производитель | где-то в Китае |
Общие данные |
Год начала производства | 2008 |
База, мм | 1760 |
Высота по седлу, мм | 650 |
Сухая масса, кг | 30 |
Грузоподъёмность, кг | 90 |
Емкость топл. бака, л | 1,5 |
Двигатель |
Тип | 2-тактный одноцилиндровый |
Тип ГРМ | поршнем |
Охлаждение | воздушное |
Рабочий объем, см3 | 49 |
Макс. мощность, л.с. | 2,5/4000 |
Зажигание | бесконтактное CDI |
Электрооборудование |
Источник тока | динамка+батарейки |
Мощность фары | 2 Вт |
Ходовая часть |
Рама | трубчатая, стальная, сварная |
Подвеска переднего колеса | телескопическая вилка |
Подвеска заднего колеса | жёсткая |
Колёса | 26х2,125 |
Тормоза (передн./задн.) | Дисковый/Клещевой |
Ориентировочная цена, руб. | 10000 |
Источник: http://www.scooterdigest.ru |