В поисках авантюры: на снегоходах из Рыбинска в Салехард
"Существует два типа людей: те, которые собираются что-то сделать, и те, которые делают. Томми Дюар.” ЛИХА БЕДА НАЧАЛО. Два снегохода «Зимогор» спроектировал
и построил рыбинский предприниматель Аркадий Попов (см. «Мото»,
№1-2006). В снегоходной иерархии они занимают нишу легких утилитарников:
четырехтактные двигатели фирмы Briggs & Stratton (22 и 18 л.с.) и
гусеница от длинного «Бурана». Пониженной передачи и заднего хода нет,
зато весят машины лишь 200 кг, а бака на 50 л по хорошему покрытию
хватает на 350 км. На каждую машину пришлось около 100 кг живого веса
плюс 60–70 кг скарба. Прицеп проектировали и делали целый месяц. Общий
вес с багажом и ГСМ перевалил за 300 кг. Зато в случае поломки на нем
можно транспортировать и снегоход. Итак, начальный пункт Рыбинск,
конечный – Салехард, точнее поселок Салемал, что на 180 км севернее. Эта
точка не случайна, там обещали купить наши машины. Доедем ли – это
вопрос, но, как говорил, кажется, Наполеон: «главное – ввязаться»! ВДОЛЬ ГАЗОПРОВОДА. Стартовали 14 марта 2009 года от
монумента Мать-Волга (в простонародье – «баба»). Кстати, лет 30 назад
отсюда же стартовал первый пробег на первых советских снегоходах «Буран»
в Воркуту (это немного ближе, чем наша цель). Говорят, тогда подключали
райкомы партии, горючее забрасывали на Ан-2… В общем, полное
обеспечение. У нас надежда только на себя и … РАО «Газпром». Дело в том,
что маршрут до Емвы (под Ухтой) мы проложили по технологическим дорогам
вдоль газопроводов, опираясь на спутниковые карты Google. Подходят ли
эти дороги для снегоходов, предстояло выяснить на месте. А что дальше –
мы и сами точно не знали. Первые километры – по Рыбинскому
водохранилищу. В районе деревни Починок-Болотов вышли на газопровод. Не
сказать, что газовики рады незваным гостям: на перекрестках с
автомобильными дорогами – запрещающие знаки и стальные ворота. Однако
охраны с ружьями нет, да и не все ворота заперты. Мосты через реки, как
правило, есть, правда, узкие, под одну машину. Хуже с железнодорожными
путями – через них нет переездов, а на подъезде прокопаны траншеи,
которые могут остановить и танк. Поэтому поиски переездов или
организация «перепрыгов» отнимали много времени. Неудивительно, что в
первую неделю за день проезжали всего по 150 км. Не оказалось мостов
через крупные реки, такие как Сухона, Северная Двина, Вычегда, Вымь. Но
больше всего досаждали участки, обильно посыпанные песком. По пути
заехали на родину Бабы-Яги в селе Кукобой Ярославской области. Возле
села Опоки на берегу Сухоны полюбовались видом на геологический разлом
пород, сталинский деревянный шлюз, милые домики на пригорке … Уже в
дороге распределили обязанности: Аркадий прорабатывал маршрут и отвечал
за технику, на мне же повисла «бытовуха»: палатка, спальники, примус, ну
и конечно кухня. Засветло искали укромное место, укатывали площадку
снегоходами и ставили шестиместную зимнюю палатку. В ней можно зажигать
примус – и еда, и тепло. За неделю прошли 1162 км до небольшого городка
Емва в 200 км от Ухты. Он был построен для обслуживания множества зон и
поселений, потом их упразднили, а люди остались... Здесь местный
предприниматель Александр разместил нас в здании асфальтового завода.
Что ж, пора устроить дневку, просушить вещи и палатку, провести ТО.
Дальше решаем для разнообразия уйти от газопровода. Посоветовавшись с
местными охотниками, наметили маршрут: от газопровода по лесовозной
дороге в заброшенное царство ГУЛАГ, до реки Вишеры. Принимавшие нас
люди, охотники и снегоходчики, обнадежили, что тайга испещрена
«буранками» (так здесь называют укатанные снегоходные трассы), а с реки
подъезжают рыбаки. ХОТЕЛИ ЭКСТРИМА? ПОЛУЧИТЕ! Понедельник – день тяжелый,
но мы это поняли, когда он клонился к закату. А пока заправили полные
баки и лишь по «двадцатке» в резерв – прогон-то по карте небольшой. К
бывшему поселению Тыбью на карте есть дорога. По факту – одно
направление. Предприимчивые люди сняли плиты, и дорога уже начала
зарастать ивняком. «Буранки» вскоре «рассосались», пришлось идти по
девственным просекам с глубиной снега по пояс, а местами и до
подбородка. Встретили полузанесенный снегом вагончик без стекол,
поставили палатку внутри – там меньше дует. Одна надежда на реку Вишеру –
по ней всего 40-50 км до Богородска, думали домчать к обеду следующего
дня. Утром спустились на реку, и оказалось, что рано радовались: под
полуметровым слоем снега шла верховая вода, и в этой каше снегоходы
вязли, как мухи на липучке. Однако подняться назад мы уже не могли –
слишком крутой уклон. Первый день на реке оказался самым тяжелым: прошли
4,5 км, что называется «с полной выкладкой». Потом поменяли тактику –
оставили сани и стали на пустых снегоходах торить путь. Когда один
застрял наглухо, пошли на втором. Громом среди ясного неба стал
закончившийся бензин – проехали-то всего 135 км. Пешая прогулка назад
(около 6-7 км) в темноте по воде запомнится надолго. Свернули палатку и
переместились в замеченную накануне охотничью избушку. Резон был –
экономия на бензине для примуса, ведь на готовку и прогрев палатки
уходило более 2 литров в день. В принципе, в избушке можно было бы
прожить месяц – продуктов хватало. А там глядишь, река вскроется, можно
строить плот… Мы в «автономке» уже пять дней, погода портится, поднялся
сильный ветер, на термометре 0 °С. Идем медленно, укатывая дорогу
разгруженным снегоходом. В один день одолели 11 км, в следующий – еще
28. Совсем обессилев, бросаем сани прямо в снежно-водяной каше посреди
реки и ставим палатку. Ветер не утихает, валит крупными хлопьями мокрый
снег, на два снегохода 5 литров бензина. Аркадий решает тянуть в
направлении Богородска сколько сможем, а дальше пешком за горючим. Но
повезло – метров через 300 наткнулся на старую «буранку», а скоро
впереди показался мост. Здравствуй, цивилизация! Богородск оказался
крепким деревянным поселком, в котором по непонятным причинам нет крыс.
Телефонной связи тоже. Дозвониться до родных смогли лишь на
сыктывкарской трассе, и вовремя: после недельного молчания они уже
собрались обращаться в МЧС. На следующий день выскочили на дорогу.
Проехали Сторожевск, у Подтыбока поели в придорожном кафе (третий раз за
две недели). Села Аныб, Руч, Деревянск, Носим прошли на одном дыхании,
скорость порой доходила до 70 км/ч. На ночь (так не хотелось в мокрую
палатку!) остановились на лыжной базе «Пожома яг» в поселке Кабанъель,
что рядом с Усть-Куломом. Уж не знаю, как мы выглядели, но нас
разместили за гуманную цену – 150 руб. на двоих в сутки. Да, это вам не
Москва! Сушим на теннисных столах все, что возможно, и вспоминаем баню –
горячей воды нет; мылись, нагрев воду в электрочайнике. От Рыбинска –
1500 км. ПО СЛЕДУ ОХОТНИКА. Отдышавшись денек, взяли курс к
Уральскому хребту. Впоследствии, уже дома, вспомнилась песенка из
детского фильма «Айболит-66»: «Нормальные герои всегда идут в обход».
Так и мы – шли бы к Салехарду кратчайшим путем, уложились бы от силы в
три недели, и ехали бы спокойно по снегу. Но нас понесло на ставшее (с
подачи ТВ) культовым плато Маньпупунер со Столбами выветривания, одно из
природных чудес России. Очередная авантюра (вдвоем по горам, без карты и
телефона), зато какие впечатления! Отъехав от райцентра, столкнулись с
тем, что автодороги протаяли до самых обочин. Пришлось идти по насыпи
УЖД (так местные называют узкоколейку), рельсы и вагоны которой уже лет
десять как сдали в металлолом. Путь запутанный, но нам помогли
Усть-Немские предприниматели Леонид и Николай Игнатовы: нашли
проводника, матерого охотника Александра по прозвищу Беспалый. Тот будто
только и ждал приглашения прогуляться в тайгу на недельку за 80 км от
поселка (обратно-то ему предстояло идти на лыжах). Саня был готов уже
через 20 минут, с собой он взял ружье и охотничьи лыжи «на камусах», а
также небольшой рюкзак с провиантом. Эта часть пути вышла особо
экстремальной: была оттепель, снегоходы проваливались, и местами
Александр торил путь на лыжах. Так шли по тайге четыре дня с полной
выкладкой, зато ночевали и сушились в охотничьих избушках, которые наш
проводник безошибочно находил. Нам повезло: наткнулись на свежую
«буранку», на ней снегоходы не проваливались. След привел к избе, где
предшественники жили долго и с размахом (судя по числу пустых бутылок
из-под водки). Завтра расстаемся с Саней, ему назад 80 км на лыжах, нам
столько же до ближайшего поселка Якша у подножья Уральских гор. По его
мнению, нам сложнее: у нас техника, мы зависим от нее. А он в тайге не
пропадет, заодно и поохотится. Дорогу Якша-Курья можно назвать
«многопутной»: во время оттепели каждый КамАЗ, Урал, УАЗик бил, как у
Высоцкого, «свою колею». В Якше с населением около 1200 человек
находится администрация Печеро-Илычского заповедника. Нам его не
миновать, а попасть на его территорию можно только с пропуском. Маршрут
подсказал замдиректора заповедника А. Г. Куприянов. Программа этого дня
была насыщена: нас провели по музею природы, накормили, а вечером мы
мылись в бане, любезно организованной Андреем Григорьевичем. А поселили
нас в просторном и теплом гостевом доме заповедника, бесплатно. ОБЛОМ. В дирекции заповедника прониклись нашей
проблемой и рассказали, как можно перевалить через Уральский хребет.
Одно «но»: пока никто на снегоходах этого не делал. Нам выдали пропуска,
пообещав отслеживать наши перемещения по ежедневной радиосвязи с
кордонами. Однако за три дня блужданий по девственной тайге заповедника
мы так и не смогли найти нужный кордон. Петляли вместе с руслом реки
Кедровки, как фигуристы на льду, попадали в промоины, строили мосты
через овраги в тайге и в итоге сожгли почти весь бензин и потеряли
рюкзак со спальником и кухонным инвентарем. Хорошо, хоть выехали к избе,
где лежали две шкуры лося. Раскочегарили печь, на ночь забив ее сырыми
дровами (так на дольше хватит), пили чай из пивной банки по очереди.
Подумав, решили возвращаться по Печоре к людям и заправке. На следующий
день на автодороге к Комсомольску-на-Печоре случилось непредвиденное –
провернуло шлицы на звездочке ведущего вала гусеницы. Почти 40 км
буксировали вторым «Зимогором» сломанную машину, толкая сани на
обледенелых подъемах. В поселок заявились в 23:30, на темных улицах – ни
души. Попытки постучать в окна, где был свет, кроме пьяного бормотания
ничего не дали. Вдруг слышим – кто-то идет. Женщина (ее звали Элеонора)
не испугалась, хотя полночные рассказы заросших, пропахших дымом мужиков
о пробеге из Рыбинска в Салехард и сломанном снегоходе походили на бред
сумасшедшего. Тем не менее, нас приютили в гараже с отоплением. Не пять
звезд, да нам звезд и не надо. За 20 часов мы прошли 232 км. НЕДОСЯГАЕМОЕ ПЛАТО. Вариантов ремонта два: для первого
нужен токарный станок и два часа времени, второй – детали из Рыбинска
послать с проводником по ж.д. до Ухты, до которой «всего» километров
350. Хотя первый вариант казался проще, токарный станок мы так и не
нашли. Двое суток ожидания, 20 минут на установку деталей, и мы снова в
пути. С собой самый большой запас топлива: 50 и 50 л в баках, 130 л в
канистрах. Изменили тактику – поехали по реке. Хоть путь длиннее, но не
придется блуждать в тайге. С погодой повезло: ночами подмораживало, и мы
мчались по насту без проблем. Так проехали 175 км по Печоре и Илычу. На
последнем кордоне сказали, что дальше Илыч вскрылся, надо ехать по
старому Екатерининскому тракту. Выход на тракт показал охотник Иван, и
через 40 км мы были на том кордоне Ляга, к которому безуспешно ломились
на прошлой неделе. Отсюда предстояло перевалить хребет, по пути заехав
на плато Маньпупунер. Лет пятьдесят назад это было проще – по тракту
ездили на санях. А сейчас все так заросло, что даже работник кордона
Андрей Богданов, провожавший нас до плато, не мог найти дорогу.
Подробных карт не было и у него. Благо, он поехал на «Буране», прихватив
специнвентарь: большой топор и бензопилу. Устроив базовый лагерь в
избушке под горой, два дня искали и пилили дорогу. Вновь повезло:
прорубив очередную просеку, неожиданно натолкнулись на свежие следы
снегоходов, ехавших на плато. Аркадий осуществил свою мечту – увидел
Столбы выветривания, а мы решили главную проблему – перевалили через
Уральский хребет.
ТЕРПЕНИЕ
И ТРУД ВСЕ ПЕРЕТРУТ. Постепенно пришло понимание, как бороться со
снежной кашей, напрочь забивавшей гусеницу. Когда снегоход не мог идти
вперед, подставляли пустые канистры под багажник, вывешивая гусеницу, и
палками вычищали нутро. Потом заводили мотор, и центробежная сила
выгоняла остатки снега и каши. Перед тем, как тронуться из каши, один из
нас топтал тропу впереди, проваливаясь до середины бахил, а второй ехал
внатяг по этим следам, буквально сидя на баке – тогда снегоход не
проваливался. Иногда удавалось таким образом проехать метров 200-300, и
это была удача!
БЕГСТВО ОТ ВЕСНЫ. От границы заповедника поехали по
просеке, Екатерининскому тракту. Пройдя 50 км, наткнулись на странные
постройки, ржавые и не очень конструкции из металла, автомобили.
Местечко именуется устьем Арбыньи, и здесь находится золотоартель.
Виктор – начальник партии летом, а в данный момент – сторож.
Гостеприимность его не знала границ: мы были накормлены и напоиты, а в
дорогу Виктор нам собрал тушенку, сгущенку, галеты... Дальше двигались
по колеям «Урала», на котором Виктор изредка ездит в Усть-Манью, около
30 км. Лучше бы он не ездил – после двух часов кувыркания по колеям,
измученные, сворачиваем налево, на «буранку». Она должна вывести нас на
зимник до Няксимволя. В наших мечтах – это гладкая снежная трасса,
уходящая за горизонт... Вот мы и на первом автозимнике. Температура
перевалила плюсовую отметку, половина покрытия уже трава и земля,
остальное – снег или лужи. В Мансийском селении Няксимволе остановились у
Сергея Рублева, друга Виктора. Перевели время на два часа вперед, ведь
мы в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе. Месяц в
пути! Если раньше, увидев надписи на снегоходах «Рыбинск-Салехард»,
встречные спрашивали: «А где это – Салехард?», то теперь наоборот: «А
где это – Рыбинск?». В поселке газовиков Хулимсунте дорога совсем без
снега – по бетонным плитам молодежь катается на роликах и велосипедах. С
поиском АЗС помог местный житель Сергей Гофман на УАЗе, он же подсказал
выход – идти по реке Сосьва 300 км и… подарил четыре банки тушенки! Так
мы и пошли по Сосьве, в первый день переночевав у манси Василия Лыткина
в деревне Кимкьясуй. Несмотря на поздний час, он даже организовал нам
баню. Жизнь налаживается! Днем стояла жара, доходило до +15 °С, местные
на «Буранах» снимали капоты. Этот путь по реке был не так труден, как по
Вишере, но тоже не пряник. Следы снегоходов встречались редко, местами
выступала вода, а ближе к берегу лежал глубокий снег. Выработали
тактику: первым торил дорогу разгруженный снегоход, а если он начинал
проваливаться, второй с санями успевал уйти к берегу. За «рабочий день» с
5 утра до 7 вечера нарабатывались до упаду. При этом полноценно горячим
питались один раз, вечером (если хватало сил), а утром и днем – чай с
чем придется. Кстати, это лучшая фитнес-диета: Аркадий сбросил 6 кг, а я
все 10! На второй день чуть похолодало. В поселке Сосьва надежды на
нормальный зимник лопнули. Местный водитель сказал, что зимник закрыт
уже неделю и даже для Уралов он труднопроходим. Значит, снова едем по
реке. Повалил снег, стало резко темнеть, в 18 часов встаем на ночлег в
палатке (давненько ее не ставили). На третий день поднялась пурга, и мы
чуть не проскочили стоящий за мысом поселок газовиков Игрим. За два с
половиной дня мы прошли по коварной реке 380 км и, покинув ее, вздохнули
с облегчением. На выезде из поселка впервые увидели указатель «Салехард
530 км». Кажется – рукой подать, тем более, что дорогу основательно
припорошило. ЯМАЛ СОВСЕМ НЕ МАЛ! На одном дыхании, несмотря на
наступившую темноту и страшную пургу, проскочили 100 км до райцентра
Березово (одного из старейших городов Сибири), где в первый и последний
раз за поездку отдались расслабляющему уюту гостиницы «Полет». Cушка
одежды, душ, отдых. Впервые в жизни так сладко засыпать под
телевизионную рекламу… Может, мы догнали зиму? Мороз и солнце – день
чудесный. Зимник практически идеален. Чем дальше на север, тем больше
снегоходов. В пос. Азовы практически в каждом дворе «Бураны», а иногда и
по два. Приютили нас в здании администрации, в гостевой комнате, не
спросив документов и не взяв денег. Вещи, как объяснили, можно оставлять
на снегоходах: «у нас не воруют»… Дальнейший путь по автозимнику особых
проблем не вызывал, хотя встречались протаявшие до земли места. Пройдя
257 км за 10 часов, мы подъехали к Салехарду. Перед городом нас встретил
Павел (раньше были знакомы только по Интернету) и определил на постой в
будке сторожа лодочной станции. В воскресенье он организовал экскурсию
по Салехарду. Мы думали, попадем в барачный городок, а тут – современные
дома, которые строят канадцы, полно магазинов, дорогих иномарок. Городу
более 400 лет, стоит он точно на Полярном круге, а в окрестностях до
сих пор находят мамонтов. Поразило и огромное количество снегоходов: на
Оби, где стояло наше «жилище», устроили массовые покатушки. «Броуновское
движение», в котором были представлены все бренды мирового
снегоходостроения, продолжалось весь день и утихло глубоко за полночь. И
вот 20 апреля наступил последний, 37-й день путешествия. Нас ждет
конечная точка нашего маршрута – пос. Салемал, до которого почти две
сотни километров по Оби. Поверхность реки – сплошные «переметы»,
скорость не более 20 км/ч, уж больно трясет. Пытались ехать берегом, но
заблудились в сопках. К счастью, встретили настоящих кочующих
оленеводов, которые на санях перевозили свои чумы и перегоняли
бесчисленные стада на летние пастбища. К сожалению, пообщаться не
удалось – время поджимало, да и погода начала портиться, завьюжило. От
них узнали, что неделю назад при такой же пурге здесь погибло несколько
иностранных снегоходчиков. К Аксарке метель усилилась, движение
автомобилей в сторону Салемала и Надыма закрыто. А мы поехали – ведь
осталось совсем немного, после почти четырех тысяч пройденных
километров. И вот мы в Салемале, довольно большом поселке, где дома
стоят на сваях (мерзлота, однако), и вокруг каждого – по нескольку
снегоходов. Мы в гостях у местного предпринимателя Виктора Маниты,
который нашел покупателей на наши машины и организовал возвращение к
станции Лабытнинги. Еще один хороший человек, без которого наш удачный
финал был бы невозможен. А мы уже в поезде, под стук колес потребляем
виски и радуемся, что сделали то, во что поначалу и сами верили с
трудом. До новых авантюр! P.S. 4 марта стартовал пробег на снегоходах,
организованный ОАО «Русская механика», единственным на сегодня
производителем отечественных снегоходов. Пробег приурочен к 40-летию
производства первого серийного советского снегохода, в нем примут
участие новинки 2010 года, в том числе «Тайга-Патруль ВайдТрак» и
«Тикси», всего 4 машины. Маршрут проложен через города Великий Устюг,
Сыктывкар и дальше на север вдоль Уральского хребта, отчасти повторяя
самый масштабный пробег 1974 года, в котором участвовал, в частности,
журнал «За рулем».
Маршрут
Рыбинск – Емва – Сосьва – Березово – Салехард – Салемал.
Пробег
3763 км, время в пути 37 дней.
Техника
Снегоходы «Зимогор».
Топливо
Бензин АИ-92 – 912 л; А-80 – 320 л; всего 1232 л, из них 20 л на примус. Средний расход: 15,3 л/100 км.
Бюджет
Около 65 000 руб. (с билетами на поезд).
Благодарим
всех, кто помогал на маршруте, а также Дмитрия Тараева из рыбинской
компании «Турмаркет» за предоставленные снегоходные костюмы, компанию
Liqui Moly за синтетическое масло для снегоходов, Николая Акимкова за
снаряжение и Юлию Попову за Интернет-поддержку пробега. Особая
благодарность Виктору Манита (пос. Салемал) за прием и проводы на
Большую землю.