Для того чтобы не терзаться выбором препаратов и их производителя, лучше всего найти крупную компанию, у которой есть полная линейка продукции для авторемонта. Одна из таких компаний – американская Permatex, недавно отметившая свой столетний юбилей.
|
Препараты Permatex, наиболее часто используемые при работах с мотоциклетными двигателями. |
Показательно, как пришла компания к производству высококачественной автохимии. Основатель «Перматекса» Констант А. Бенуа, любивший на досуге посещать автогонки, как-то обратил внимание на то, многие автомобили в 24-часовых состязаниях вынуждены часто использовать пит-стопы для замены прогоревших прокладок головок цилиндров. И тогда г-н Бенуа решил помочь: предложил гонщику Ральфу де Пальма один из своих экспериментальных клеев для установки прокладок. И сработало – машина де Пальмы прошла гонку без проблем. В этот день компания Permatex вошла в бизнес автомобильной химии, а сегодня в «закромах» американской компании более двухсот различных препаратов, буквально на все случаи жизни. Но вернёмся к теме разговора – тюнингу мотоциклетных двигателей. Если обобщить процедуру работы с ними, то она включает разборку, замену деталей (неисправных или с целью тюнинга) и последующую сборку. Химические препараты в этой цепочке призваны вначале очистить агрегат и облегчить разборку, затем они повышают рабочие качества агрегата, обеспечивая герметичность соединений (а в ряде случаев являются единственно возможным способом осуществления сборки) и, наконец, при эксплуатации обеспечивают работоспособность за счет предотвращения отворачивания крепежа и проникания влаги и коррозии.
|
Первый шаг – очистка двигателя; аэрозольное средство наиболее удобно. |
Первая подготовительная операция – очистка мотора. Быстро проделать это можно используя аэрозольное «Средство для очистки двигателя «Элиминатор II» (Permatex® Eliminator® II Engine Degreaser). Препарат, нанесённый на поверхность двигателя и агрегатов с расстояния 20-30 см, в считанные минуты растворяет и удаляет масла, консистентную смазку и грязь. Он очищает сталь, алюминий, магний и медь, не повреждая при этом металл, резину, пластик. Быстро очищается горячий мотор, если же он холодный, или работы ведутся при невысоких температурах, нужно время (10-15 минут), чтобы состав впитался. Ценное свойство этого очистителя – он, а вместе с ним масла и грязь, легко смываются сильной струей воды. В область применения, помимо двигателей, входят приспособления и инструмент, станки и даже пол в гараже.
|
Можно очищать не только мотор, но и любые загрязнённые узлы и детали. |
|
Выждав 10-15 минут, препарат достаточно просто смыть водой, и результат налицо. |
Для разборки мотора мало иметь соответствующий и при том исправный инструмент. Нужно ещё, чтобы все крепёжные детали «пожелали» отвернуться. Помочь в этом деле призвана аэрозольная «Супер проникающая смазка «Фаст Брэйк» (Permatex® Fast Break® Super Penetrant). Как следует из названия, и что подтверждается на практике, жидкость очень быстро просачивается в проржавевшие соединения, разрушая по пути нежелательные отложения в виде ржавчины, накипи, нагара, углеродных отложений. Точное дозирование и доставка «к месту» обеспечивает трубочка, после нанесения препарата следует выждать пару минут – и ключи в руки!
|
Проникающая смазка облегчает отворачивать крепёж, работающий в «неблагополучных» условиях. |
При последующей сборке (конечно, если не планируется отправлять «железо» в металлолом) желательно нанести на резьбовые соединения универсальную «Аэрозольную силиконовую смазку» (Permatex® Silicone Spray Lubricant). Она облегчит и ускорит сборку, а кроме этого придаст водозащитные свойства поверхностям, устранит скрип в подвижных соединениях и будет длительно оставаться на месте с тем, чтобы возможная последующая разборка произошла беспроблемно. Немаловажно также, что препарат не разрушает краску, изделия из резины и пластика.
|
Подающее поворотное устройство и носик тубы решают все проблемы с нанесением препарата. |
Одной из разновидностей резьбовых соединений мотоциклетных двигателей являются шпилечные соединения, они используются в креплении впускного и выпускного патрубков, карбюратора, цилиндра и головки. Особенность этих соединений – шпилька не должна выворачиваться из корпуса, если же это происходит, перед сборкой следует «посадить» шпильку на специальный резьбовой клей – фиксатор резьбы. Такой препарат стопорит, герметизирует и защищает резьбу от коррозии. В арсенале Permatex® их несколько видов, различающихся степенью «схватывания» витков резьбы. Поскольку шпильки не предусматривают их выворачивание даже при ремонте, их следует закручивать, применяя «Гелевый клей для резьбы сильной фиксации «Гель Твист» КРАСНЫЙ» (Permatex® GEL TWIST™ High Strength Threadlocker RED Gel). Гелевый состав, в отличие от других фиксаторов жидкой консистенции, облегчает применение, поскольку не стекает с резьбы. Ещё одна «фишка» этого препарата – в упаковке, которая имеет подающее устройство. С ним упаковку не надо сжимать, опрокидывать или трясти: достаточно поворачивать нижнюю часть – и препарат сам пойдёт в удлинённый носик, кстати, тоже удобной формы.
|
Красный фиксатор резьбы – для сильной фиксации; гелевый состав не стекает с поверхности резьбы. |
|
Теперь шпильки не будут выворачиваться вместе с гайками. |
Другой резьбовой состав, но средней степени фиксации – «Гелевый клей для резьбы средней фиксации «Гель Твист» СИНИЙ» (Permatex® GEL TWIST™ Medium Strength Threadlocker BLUE Gel). Его следует применять в соединениях, которые при возможных разборках будут отворачиваться, и не один раз. К ним можно отнести все крепежные резьбовые соединения двигателя, не имеющие фиксирующих шайб или других специальных приспособлений. Наиболее ответственное – крепление звёздочки ГРМ в головке цилиндра, в штатном исполнении под головки болтов не установлено никаких шайб.
|
Синий фиксатор резьбы незаменим для крепежа, который время от времени отворачивается. |
В любом двигателе для того, чтобы добраться до деталей цилиндро-поршневой группы (а она является ключевой в проведении тюнинга), требуется демонтировать головку цилиндра и сам цилиндр. Стыки этих деталей уплотнены прокладками, причём требования к их герметичности существенные. Так же, по ходу работ, необходимо снять вспомогательные крышки, которые так же уплотняются прокладками. Обычно имеет прокладку и соединение карбюратора с впускным патрубком. Согласно заводской технологии, все эти прокладки при сборке следует заменить на новые. Однако не всегда их удаётся найти, и тут современные препараты приходят на помощь, причём в каждом конкретном соединении можно найти наиболее оптимальный состав. Кроме того, химические препараты способны существенно улучшить рабочие качества устанавливаемых новых прокладок, а в ряде случаев позволят воспользоваться старыми.
|
Аэрозольный удалитель прокладок удобен в работе. |
Однако в любом случае – установке новых прокладок или прибеганию к услугам автохимиии, необходимо прежде очистить посадочные стыки: нередко там остаются фрагменты старой прокладки, или следы герметика. Для этой невдохновляющей и трудоемкой, но необходимой работы удобнее всего использовать современное аэрозольное «Средство для удаления прокладок» (Permatex® Gasket Remover). Препарат, будучи нанесённым на 5-10 минут, размягчает остатки картонных прокладок, а также все типы клеящих и уплотнительных материалов, после чего те без напряга удаляются канцелярским ножом, шпателем или тканью.
|
Состав размягчает «задубевшие» и приклеившиеся прокладки. |
|
После обработки прокладка легко удаляется. |
Не следует использовать острые предметы (или нужно делать это с крайней осторожностью): ими можно нанести риски на поверхность, что в последующем создаст трудности с уплотнением. Ценность упомянутого препарата ещё и в том, что он не стекает с вертикальных поверхностей, поскольку на воздухе приобретает гелеобразную консистенцию. Из «противопоказаний»: состав довольно едкий, необходимо перед работой защищать окрашенные и неметаллические поверхности (очиститель удаляет краску). А вот нагар в камере сгорания головки цилиндра, если она снята и оказалась под рукой, можно не защищать – препарат, как оказалось, справляется и с ним.
|
Побочное использование удалителя прокладок – для очистки головки цилиндра от нагара. |
Но вернёмся к прокладкам. Самая ответственная из всех прокладок, устанавливаемых на двигатель (и к тому же дорогостоящая) – под головкой цилиндра. Она работает в условиях высокого давления (до 15 атм.), причём быстро меняющегося и при самой высокой температуре, которая образуется в камере сгорания. А после тюнинга, целью которого всегда является повышение мощности, условия работы прокладки ещё ужесточаются. Прогорание прокладки, то есть прорыв газов из камеры сгорания «на улицу» чреват падением мощности и проблемами с запуском, а при длительной езде с дефектом и выходом двигателя из строя. Если прорыв происходит в зоне масляного канала, по которому смазка подаётся к деталям ГРМ в головке, то часть масла будет выбрасываться в окружающую среду, часть засасываться в цилиндр и сгорать с чёрным дымом, способствуя быстрому отложению нагара. Ещё хуже и быстрее наступают фатальные последствия у двигателей с жидкостным охлаждением – там охлаждающая жидкость попадает в цилиндр, что может даже вызвать гидроудар и поломку деталей. Поэтому при каждом снятии головки цилиндра требуется заменять прокладку. Однако даже новые прокладки не всегда оказываются работоспособными, и по нескольким причинам. Во-первых – из-за качества изготовления, оно естественно разное у различных производителей, и у покупателя не всегда есть выбор (точнее – обычно его нет). Но даже если выбор есть, покупателю трудно сориентироваться в том, «что есть что», и чаще всего решающим аргументом является цена. А во-вторых, при тюнинге, когда повышаются давление и температура в цилиндре, даже «правильная» прокладка, рассчитанная на штатные режимы эксплуатации, может не выдержать новых «правил игры». Вывод один – есть резон воспользоваться препаратом, повышающим уплотняющие качества прокладки, и при этом рассчитанной на самые тяжёлые условия эксплуатации. Такой проверенный препарат в обширном арсенале Permatex – «Термостойкий аэрозольный клей с медью для прокладок» (Permatex® Copper Spray-A-Gasket® Hi-Temp Sealant). Аэрозольная форма чрезвычайно упрощает нанесение препарата, и позволяет легко добиваться равномерности слоя. Клей на поверхности прокладки быстро твердеет, что позволяет без задержек произвести сборку.
|
Благодаря аэрозольной упаковке клей для прокладок наносится легко и равномерно. |
|
Медь в составе препарата повышает теплопроводность, что важно для прокладки головки цилиндра. |
Слово «медь» недаром введено в название – этот металл у профи ассоциируется с высокой теплопроводностью, собственно, лучшей из применяемых в технике металлов. Медные прокладки изначально применяли на всех двигателях, однако, сегодня это слишком дорогое удовольствие. Но немного медного порошка в составе герметика приходится очень кстати, и позволяет достичь рекордной рабочей температуры состава – до +260°С. В итоге клей с металлическими медными добавками значительно усиливает штатные прокладки, способствуя рассеиванию тепла, снижая локальное перегревание, улучшает теплопередачу и предотвращает выгорание прокладок, даже если водитель на байке «отжигает» на полную… Кстати, этим же составом, поскольку он ещё и устойчив к воздействию бензина, можно усиливать карбюраторные прокладки, о которых речь пойдёт немного позже. Вторая «серьезная», а потому довольно дорогостоящая прокладка в мотоциклетном четырехтактном двигателе – между картером и цилиндром. В силу ряда особенностей, она практически всегда разрушается при демонтаже цилиндра. Условия её работы не такие экстремальные, как у «головочной» прокладки, но тоже весьма тяжёлые, главным образом из-за высокой температуры. И тут как нельзя кстати придётся «Силиконовый высокотемпературный формирователь прокладок «Ультра Медный» (Permatex® Ultra Copper® Maximum Temperature RTV Silicone Gasket Maker). Помимо прекрасного пропускания через себя тепла (о чём опять-таки свидетельствует слово «медь» в названии), препарат обладает устойчивостью к воздействию масел в 3 раза выше, чем у стандартных силиконовых уплотнений, а упругость в 8 раз превышает штампованные прокладки. Да а максимальная рабочая температура впечатляет: +370°С. Важный показатель его качества – он включён в США в спецификацию фирменных комплектующих изделий (OEM), то есть его используют на автосборочных заводах. Формирователь прокладок имеет пастообразную консистенцию, удобно наносится через прилагаемый «носик». Высыхает в течение одного часа, но сборку можно начинать, не дожидаясь высыхания. Полная вулканизация происходит через 24 часа.
|
Формирователь прокладок может использоваться также для усиления штатной прокладки. |
Если прокладка не такая ответственная, как цилиндра или головки цилиндров и уплотняет какую-либо полость, давление в которой не сильно отличатся от атмосферного, и если такая прокладка не повредилась при разборке, можно избежать её замены. Пример таких прокладок мотоциклетных моторов – под крышками головки цилиндра. При заводской сборке там применяют самые простые картонные прокладки, которые при сборке достаточно бывает усилить таким препаратом как, например, «Клей-герметик для усиления прокладок «Высоко Липкий» (Permatex® High Tack™ Gasket Sealant). Не повредит, если его использовать и для новых прокладок.
|
Усилитель прокладок позволяет повторно использовать неповреждённую прикладку или повышает качество новой. |
Этот быстро сохнущий многоцелевой уплотнитель при отвердевании образует высоко липкую, не хрупкую плёнку, устойчивую к воздействию бензина, масла, смазки. Состав наносят на обе поверхности прокладки, затем выравнивают слой кисточкой. После нескольких минут препарат высыхает, образуя клейкую пленку, которая «держит» до температуры +260°С. Заводить двигатель с усиленными таким образом прокладками можно уже через 4 часа. Особо стоят прокладки под карбюратором или впускным патрубком (в том случае, когда применены фланцевые крепления, и не используются для уплотнения резиновые колечки) – одним из их ключевых качеств является бензостойкость. Поэтому здесь применимы не любые герметики и формирователи прокладок. Таким бензостойким уплотняющим препаратом, специально разработанным для мотоциклетных моторов, является «Формирователь прокладок СЕРЫЙ «МотоГерметик 1» (Permatex® MotoSeal® 1 Ultimate Gasket Maker Grey). У препарата серого цвета, помимо описанных качеств, есть ещё по крайней мере два достоинства. Первое – его вязкость, при выдавливании из тюбика она оптимальна – мотогерметик достаточно текуч, чтобы его удобно было размазывать по поверхности кисточкой, и в то же время он не стекает с вертикальных поверхностей. А второе – он полностью схватывается в течение всего 20 минут (у аналогичных препаратов требуется гораздо больше времени), однако сборку узла можно производить, не дожидаясь высыхания, лишь удалив излишки. Образовавшийся прочный упругий клеящий слой выдерживает сильные вибрации; он особенно эффективен на неровных и шероховатых поверхностях узлов.
|
«МотоГерметик 1» является бензостойким, что позволяет его использовать вместо прокладок карбюратора. |
|
Препарат густой консистенции, он не стекает с вертикальных поверхностей и соединение можно монтировать уже через 20 минут. |
|
«МотоГерметик 1» можно наносить и на целую прокладку для её усиления. |
Немаловажно (а для такого часто снимаемого узла как карбюратор, особенно), что препарат сохраняет свойства при неоднократной разборке-сборке. Кроме того, состав сохраняет свои свойства при температурах до 177°C при длительном воздействии и 204°C – при кратковременном, то есть допустимо его использование и на наружных деталях головки цилиндра. Ну, а для таких «холодных» поверхностей, какие имеют стыки половин картера и боковых крышек картера «МотоГерметик 1» – это то, «что доктор прописал»!
|
Получившаяся прокладка упругая и прочная, она допускает повторную разборку и сборку. |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕПАРАТОВ
Название |
Вид упаковки |
Цена, руб. |
Очиститель двигателя «Элиминатор II» |
аэроз. баллон, 425 г |
252=00 |
Проникающая смазка «Фаст Брэйк» |
аэроз. баллон, 340 г |
250=00 |
Аэрозольная силиконовая смазка |
аэроз. баллон, 370 г |
250=00 |
Фиксатор резьбы КРАСНЫЙ |
туба с подачей, 10 г |
338=00 |
Фиксатор резьбы СИНИЙ |
туба с подачей, 10 г |
338=00 |
Удалитель прокладок |
аэроз. баллон, 370 г |
290=00 |
Аэрозольный клей с медью для прокладок |
аэроз. баллон, 255 г |
380=00 |
Формирователь прокладок «Ультра Медный» |
тюбик, 85 г |
266=00 |
Усилитель прокладок «Высоко Липкий» |
тюбик, 52 мл |
164=00 |
«МотоГерметик 1» |
тюбик, 80 мл |
307=00 |
Источник: http://www.scooterdigest.ru |