Да уж, по происхождению младший из «герцогов» (Duke (англ.) – герцог,
прим. ред.) вовсе не чистокровный австриец, а, как минимум, на треть…
индус! Да, да, индийская компания Bajaj Auto на данный момент
располагает уже 36 процентами активов КТМ, и с каждым годом эта цифра
растет. Но важно другое – индийские и австрийские хозяева концерна
воплотили в «маленьком лорде» свое видение машины, доступной начинающим
как по деньгам, так и по требованиям к мастерству управления. Но вместе с
тем машина, как это и положено в австрийских аристократических семьях и
высших индийских кастах, несет в себе все до единой фамильные черты: от
названия и облика, до превосходных характеристик. Воплощено это так:
идея и разработка австрийские, производство – в Индии, но не без
ключевого участия КТМ-ного «сита» контроля качества. На выходе –
прикольный и недорогой «стрит». Да, 3500 евро – это ощутимо больше, чем
просят за Honda CBF 125 (ее цена на европейском рынке около 2300 евро),
но, простите, разве Honda может похвастать впрысковым четырехклапанным
«водяным» мотором? Нет! А моноамортизатором и перевернутой вилкой WP,
рамой а-ля «птичья клетка» и обоими дисковыми тормозами? Нет! А вот Duke
может не только похвастать, но и продемонстрировать весь этот арсенал в
действии. Дифирамбы внешности машины петь не буду – смотрите на
фотографии и сами не заметите, как легкая улыбка украсит ваше лицо.
Вообще, машина собрана по принципу «с миру по нитке» – кроме именитых
подвесок тут и китайские колеса Jingfi, и резина Michelin (которая,
правда, скоро уступит место самой крутой индийской MRF), и итальянская
система впрыска Dell'Orto (под управлением «мозгов» Bosch индийского
производства), и польский ажурный литой маятник.
Мотор спроектирован с оглядкой на «кроссача» 250SX, компоновка,
соответственно, похожа. Размерность 58х47,2 мм выбрана с расчетом на
будущее увеличение кубатуры: при установке новой поршневой и
«строкер-кита» размерность вырастает до 72х49 мм, рабочий объем – до
двух сотен кубов, а мощность – с 15 до 24 сил. Теперь понимаете, зачем
мотору четырехклапанная «голова» (сопоставьте диаметр цилиндра 58 мм и
размеры клапанов: 22,5 мм впускные и 19 мм выпускные. Внушает?)
Заметьте, даже на 125-кубовой машине мощность ограничена, чтобы
вписаться в ту категорию мотоциклов (до 125 «кубов» и до 15 сил
включительно), которыми в большинстве европейских стран можно управлять с
автомобильными правами. Хотя, возможно, скоро появится серийная
«двухсотка», предназначенная для азиатского и южно-американского рынка.
Важно то, что для апгрейда не придется переделывать шасси, менять выпуск
– все изначально сделано с конкретным запасом.
И маленький Duke оказался вполне себе полноразмерной машиной: база 1350
мм и высота седла 810 мм. Да и «семнадцатые» колеса добавляют внешности
лоска. Посадка прямая и, что важно, удобная даже для высоких людей,
причем это относится и к водителю, и к пассажиру, для которого «хвост»
оборудован полноценным седлом. Колени ложатся в ниши 11-литрового
бензобака (при среднем расходе 3 л на сотню запас хода – под 400 км), а
руки будто сами хватаются за черно-рыжие рукоятки.
Мотор – «осьмушка» с цельнокованым коленвалом и кованым же поршнем –
задает новые стандарты динамики для 125-кубовых машин. Причем такой
высоты, что конкуренты устанут допрыгивать. Вибраций нет, ведь
разработчики не поскупились на балансирный вал. Полтора десятка сил и
дюжина ньютоно-метров запросто разгоняют «лордика» до 120 км/ч, хотя на
машинах для европейского рынка эта цифра будет снижена до сотни, а для
бюргерской Германии и вовсе до 80. Но важнее другое: для нормальной езды
не требуется постоянно полностью открывать ручку, выкручивая мотор до
отсечки. Благодаря невысокой степени форсировки, Duke не страдает
отсутствием тяги на средних оборотах – даже к такому маленькому агрегату
применим такой термин, как «эластичность». И мощность, и момент на все
сто помогают реализовать прекрасно работающая «шестиступка» и отлично
контролируемое сцепление. Разогнавшись до предельных 130 км/ч, я ни на
секунду не был обеспокоен ничем – машина стабильна, как большой
мотоцикл, не страдала ни недостатком курсовой устойчивости, ни смазанной
управляемостью. Даже некий намек на ветрозащиту в виде полуобтекателя
отбивает набегающий поток вверх, что дает поблажку мышцам шеи. Хотя не
те скорости все-таки, чтобы шея сильно уставала. Но это у нас, у
опытных, а шеи новичков высоко оценят «козырек» за приборкой. Последняя,
кстати, прекрасно читается и не страдает скудностью показателей. Даже
при моем весе 83 килограмма, я ни разу не испытал недостатка в тяге –
повторюсь, для «осьмушек» характеристика движка просто отменная!
Подвески – полный восторг! Хотя чего еще ждать от пространственной рамы,
43-мм перевертыша WP и моноамортизатора, работающего хоть и без
прогрессии, но с литым алюминиевым маятником, одного взгляда на который
хватит для того, чтобы убедиться в его жесткости?
Что до тормозов, то и здесь высший балл: два диска на литых колесах
диаметром 280 и 230 мм работают в тандеме со скобами Bybre (индийское
подразделение знаменитой итальянской Brembo) – четырехпоршневой (с
радиальным креплением!) спереди и однопоршневой сзади. Низкий центр
тяжести, алмазная жесткость ходовой, оправдывающая лучшие ожидания
работа подвесок… порой начинаешь просто сомневаться: а действительно ли
это 125-ка? Ведь в стане «осьмушек» мы давно привыкли видеть своего рода
«недоциклы», пригодные разве что для перемещения из точки А в точку Б, а
здесь – полноценная самодостаточная драйвовая машина!
Так все же для кого создан новый Duke? Да для всех! Этот мотоцикл
одинаково принесет удовольствие и начинающему, и опытному драйверу.
Главное, что в нем заложено прекрасное сочетание современных и
высокотехнологичных решений, только в отличие от больших и мощных машин,
«маленький лорд» не зазнается, его без преувеличения огромный потенциал
доступен каждому, и чтобы его почувствовать, вовсе не обязательно быть
голубых кровей.
В
мире мотоциклов, как и в мире людей, при слиянии генов разных рас,
рождаются красивые дети. И наш принц-полукровка не исключение.
Прототип
Duke 125 не раз замечали на международных мотовыставках, однако лишь
сейчас модель пошла в серию. Но не только внешность «маленького лорда»
несет в себе все фамильные черты, присущие старшим «герцогам»: характер
машины полностью отображает все аристократические манеры.
В отличие от других чахлых сто-двадцать-пяток, КТМ – полноценный мотоцикл, приносящий удовольствие от езды.
При
производстве Duke 125 мелочам уделили не меньше внимания, чем основным
узлам и агрегатам. А ведь именно мелочи вроде красивой горловины бака,
новомодного выпуска под мотором и вычурных форм приборки увеличивают
яркость красок основных эмоций от общения с машиной. А что за странный
черный «пузырь» возле моноамортизатора? Это дань Евро-5 – каталитический
нейтрализатор.
Рама
а-ля «птичья клетка» не нуждается в том, чтобы мотор добавлял ей
жесткости – здесь ее и так предостаточно. Кто из конкурентов может
похвастаться столь крутой ходовкой?
Двигатель
создан на основе решений для 250SX. Изменения направлены не только на
уменьшение объема, но и на снижение нагрузок на детали для увеличения
ресурса. Для установки тюнинг-кита, поднимающего рабочий объем до двух
сотен кубов, не придется ни перетряхивать впуск, не менять выпускной
тракт. Однако, наверняка скоро на рынок выйдет заводская «двухсотка».
И
вилка, и тормоза – то лучшее, что перенял «маленький лорд» у старших
братьев. Сделал он это тщательно и с усердием – графское воспитание
сказывается в работе каждой детали.
Самый
весомый вклад в управляемость вносит пожалуй, маятник – его жесткость
безупречна, да и длина – едва ли не половина базы мотоцикла. Маятник
«наизнанку» не стесняется выставить напоказ ребра жесткости. Хоть он и
связан с моноамортизатором без рычажной «прогрессии», с работой
справляется отменно.
Над двухсекционной фарой – маленький ветровичок. И что характерно, работает.
Несмотря на «обрубленный» хвост, пассажирское место не слишком аскетично.
В зеркалах при езде картинка не расплывается, ведь с вибрациями борется балансирный вал.
Благодаря
малому весу и ходовой, рассчитанной на куда большую мощность, рулится
Duke элементарно. Но при "велосипедной" легкости нет недостатка в
стабильности.
Техническая характеристика KTM 125 Duke (данные производителя)