Велосипед – первое изобретение человека, позволившее
ему перемещаться быстрее только благодаря своим мускулам. Но сегодня
крутить педали уже не обязательно – появились технологии, которые и
ехать помогают, и окружающую среду не портят. Электрические
скутеры и велосипеды с электромоторами – привычное явление во многих
развитых странах. В Украине этот вид транспорта пока не особенно
популярен, но встретить велосипедиста, который движется со скоростью
30–40 км/час и при этом совсем не крутит педали, изредка удается.
Обычно используются электровелосипеды, ввезенные в Украину из Китая
либо самостоятельно собранные конструкции. Об одном таком самодельном
изделии сегодня и пойдет речь. | | Для фиксации аккумуляторов по обе стороны рамы
прикручены опорные панели, на которые и крепятся батареи. Кофры же
служат защитой от дождя и пыли. | Источником
питания служат четыре свинцово-кислотных аккумулятора напряжением 12
В каждый. Суммарной энергоемкости в 576 Вт.ч хватает на 25 км. |
| | Аккумуляторные батареи заряжаются от стационарного
зарядного устройства, подключенного к бытовой сети 220 В. Для полной
зарядки достаточно 5-6 часов. | Подзарядить
телефон на ходу? Не проблема! Выход на 5 В с USB-разъемом отлично
справляется с функцией обычного зарядного устройства. |
Простота – залог успеха Свой электробайк Руслан (студент
одного киевского вуза) сделал, установив на велосипедную раму комплект
для переоборудования велосипеда под электротягу. Несколько «корректив» в
заводское исполнение электрокомпонентов плюс творческий подход к
вопросам дизайна – и транспорт для поездок на учебу, обеспечивающий
минимальные эксплуатационные затраты, готов. Роль «кузова» взял
на себя велосипед StingRay американской компании Schwinn, приобретенный
в б/у состоянии за 1000 грн. При выборе «донора» основным аргументом
стал стомиллиметровый задний обод, в который органично без переделок
вписалась мотор-ступица японской компании Yamasaki (сделанная, правда, в
Китае). Отказ от традиционного электродвигателя позволил упростить
конструкцию и повысить ее надежность.
Мотор
Yamasaki в 700 Вт установлен на месте ступицы заднего колеса велосипеда
и зафиксирован 36-ю 3,5-миллиметровыми мотоциклетными спицами.
Электромотор мощностью 700 Вт рассчитан на максимальное напряжение в
48 В. Свою «пищу» он получает от четырех свинцово-кислотных
аккумуляторов Leoch (12 В, 12 А.ч каждый), подвешенных по обе стороны
электробайка на предварительно прикрученных опорных панелях Взаимосвязь
батарей и мотор-колеса обеспечивает контроллер Yamasaki, переделанный
для передачи на электромотор напряжения в 48 В (в заводском исполнении
контроллер подавал на мотор 36 В). Для световых приборов
(передний фонарь, стоп-сигнал, поворотники) предусмотрен отдельный
12-вольтный контур питания от одного из аккумуляторов. |
|
Без ключа электровелосипед не завести.
Замок 12-вольтовой батареи зажигания установлен под сиденьем и
надежно спрятан за резиновым колпачком, который защищает от влаги. |
Ручка газа, позаимствованная у старого советского мотоцикла,
лишена привычного тросика. Связующее звено с блоком управления –
электромагнитный датчик. | | |
В качестве источника света для
стоп-сигнала, указателей поворотов, а также купленной на барахолке
фары используются светодиоды. Питание всех этих устройств
осуществляется от дополнительной 12-вольтовой батареи. |
Городской приятель Максимальная скорость этого
электробайка, если верить показаниям спидометра сопровождавшего его
автомобиля, – 45 км/ч. Причем динамика разгона 40-килограммового
велосипеда сравнима с показателями 50-кубового японского скутера. В роли
тормоза – стандартный V-brake. Отсутствие амортизаторов сказывается
уже при скоростях за 35 км/ч, а обилие ям на киевских дорогах ни на
минуту не позволяет забыть об этом недостатке велосипеда. При
езде со средней скоростью 30 км/ч емкости батареи хватает на 25 км
пробега. В экономном режиме езды (на электромотор подается 36 В) этот
показатель, со слов владельца, увеличивается до 40 км, но преодолеть
скоростной барьер в 25 км/ч уже не удастся. Если не рассчитал –
придется покрутить педали (которые на этот случай и были оставлены).
При 75-процентной разрядке батарей их «подкормка» от стационарного ЗУ,
подключенного к бытовой сети в 220 В, занимает 5-6 часов. Все
переоборудование, включая покупку велосипеда, обошлось автору проекта
примерно в 5000 грн. Не мало, за эти деньги можно было и мотороллер
купить, но… Во-первых, целью проекта было создание экологически чистого
ТС. А во-вторых, 100 км пробега наименее прожорливому скутеру
обходятся в 12–15 грн., для электровелосипеда эта цифра в 20 раз
меньше. И в обслуживании электротранспорт значительно проще и дешевле.
Владислав Осадчий Фото Андрея Яцуляка
Источник: http://www.autocentre.ua |