Вряд ли Мэрлин «Марита» Паркер могла предположить, что ее болид спустя
40 с лишним лет положит начало целому направлению в скутертюнинге.
Тогда, в 1965 году, 22-летняя англичанка разогналась до 176 км/ч на
треке в Монце, сидючи в коленно-локтевой позе за рулем «раздетой» (но с
лобовым обтекателем), заниженной и прокачанной Lambretta. И эта некислая
и по нынешним меркам цифра была намного важнее любых стилистических
изысков. (Поговаривают, что в одном из заездов, уже с обтекателями
поосновательнее, Марита развила свыше 200 км/ч – но этот рекорд
зафиксирован не был.)
В октябре 2006 года парни из мастерской на задворках постшопа
Scooter-Center, что под Кельном, тоже меньше всего задумывались о славе
кастомайзеров. А вот мысли о недавно установленном конкурентами рекорде
на квотере не давали покоя. Ревность к британцам из PM Tuning была не
по-немецки горячей – по крайней мере, когда они рассказывали мне о
планах превзойти достижение более чем на секунду. Причем «на территории
врага и его же оружием»: в Санта-Под и на аппарате, также построенном на
раме и картере Italjet Dragster 180. При этом никаких корчей: в отличие
от соперника, будущий рекордсмен должен быть по-немецки основательным и
аккуратным.
Обрезание рамы сзади, кардинальное занижение ее спереди, вынос силового
агрегата назад и вверх (с установкой его непосредственно в сайленты
вместо привычной сложносочиненной «качалки») – в то время это было
свежо, по крайней мере, для «ньюскульных» аппаратов (а Lambretta для
драгрейсинга и «кольцевой» Группы 6 за пределы Британии тогда еще не
выезжали). Как и установка стеклопластикового «хвоста» кольцевого
происхождения. Покоившийся на стапеле на треть готовый болид понравился
мне, «хрюкстероводу» со стажем, любопытной компоновкой и конструкцией
переделанного шасси – но одновременно вызвал скепсис из-за большей по
сравнению с «британцем» массой. Да и 10,5 секунд на квотере – задачка,
даже для такой крохи требующая далеко за 40 л.с. на колесе (известные
мне на тот момент «конфиги» данного мотора обещали максимум 35). «А мы
его нитросом раскочегарим!» – последовал ответ. Установка «закуси енота»
на двухтактник и по сей день считается крайне рискованной ввиду и без
того повышенной чувствительности таких моторов к качеству смеси, но
безапелляционный тон парней вкупе с озорным блеском в их глазах не
оставлял сомнений в успехе дела.
Достроенный к июлю 2007 года снаряд выглядел воинственно. Низкий и
длинный, аккуратный и выверенный в мелочах, на фоне тех корчей, что
царили в тогдашнем скутерном драгрейсинге, он выглядел реактивным
штурмовиком в строю ржавых «этажерок» – чему способствовал и окрас
(тогда – матовый хаки с белыми надписями трафаретом) в бундесверовском
духе. И при этом – никаких намеков на выставку достижений
скутерцентровского хозяйства. (Характерная деталь: вместо эффектнейшего
BGM’овского руля с регулируемыми в трех плоскостях клипонами здесь стоит
скромный – и при этом не предлагаемый в каталоге Scooter-Center – зато
куда более легкий французский Doppler.)
На
кастом-шоу Marita по сей день производит фурор. А с успехами в немецких
гонках все не так хорошо – «короткий» стрип не его формат. До
«полноразмерных» же (402 м) стрипов скутер так и не добрался.
«Нитрос»,
выносной «домик», длинноходный коленвал – вот неполный список новинок
Scooter-Сenter, апробированных на этой бешеной колбасе.
А вот показатели… На стенде аппарат выдал 32,5 л.с. «честных» и 43,4 – с
нитросом. Немало, очень немало – но в РМ уже «учили ездить» Х2 350 (ту
самую карбоновую Lambretta, что потом получила прозвище Double Trouble).
Но «Проблемой» для создателей та стала позже; а тогда вопросы доводки
двухцилиндрового мотора (точнее, передачи мощности от него к колесу)
считались решаемыми. Ударить в грязь лицом немцам не хотелось, а потому
решили сосредоточиться на другом Wunderwaffe – с легким дрегстерным
шасси из алюминиевых труб и с двухцилиндровым же «бигблоком», который к
тому моменту уже выдавал 51,7 л.с. на колесе. Потом немцам стало не до
британского рынка, а на 150-метровых стрипах немецкого чемпионата
требовались иные аппараты – но это уже совсем другая история.
А что же супер-Italjet? Его решили сделать полноценным демоаппаратом –
больше для кастом-шоу, чем для заездов. Болид полировали,
доукомплектовывали фенечками и мульками из каталога Scooter-Center и
перекрашивали в фирменный цвет всю зиму. А одновременно приводили в
относительный порядок еще один снаряд, который приобрели случайно – и
только привезя его в родную Германию, поняли, что за сокровище перед
ними: первый «про-стоковый» скутер, разогнавшийся до 110 миль/ч. Общая
концепция, схожие пропорции и габариты, только что 42 года разницы. Идея
выставлять два аппарата на одном стенде напрашивалась сама собой. Как и
имя «младшенького». Точнее, младшенькой… P.S. В 2007 году Боб Форрест-Вебб, конструктор той
самой Lambretta, решил собрать старую команду для новых подвигов. Нашел
всех, кроме Мариты. Поиски лихой таксистки, отобранной когда-то из 67
кандидаток, продолжались два года с привлечением архивов, полиции и
прессы, но закончились ничем. Остались только газетные фото стриженной
«под Бабетту» брюнетки в белом комбинезоне – и болид, реставрируемый
Scooter-Center теперь уже вместе с Бобом и его командой. Marita Scooter-Center
ВЕЩИ И ВЕЩЕСТВА: Список А:
Двигатель Piaggio Bigblock, картер усилен и доработан под
увеличенный клапан, коленвал BGM (ход 54 мм), ЦПГ Malossi 172 (доводка,
портинг), головка BGM, карбюратор Dell’ Orto VHSG 39, клапан Tassinari
RD350, коллектор MMV, нитрос NX Piranha, выпуск S-and-S, зажигание HPI.
Вариатор, сцепление (Delta Clutch), торкдрайвер, ремень – все Malossi.
Доработка рамы и рулевого привода, обтекатели – все Scooter-Center,
задний «костыль» BGM, амортизаторы Bitubo, тормозные диски Galfer,
суппорты Grimeca.
Первым
скутером, специально подготовленным для драгрейсинга, считается
демоаппарат братьев Анкиллотти из Фиренцы, чья компания в то время
занималась выпуском тюнинг-китов для Lambretta. 16 октября 1966 года в
британском Элвингтоне был поставлен первый скутерный рекорд на квотере:
15,129 с (скорость в финишном створе – 96,5 км/ч). «Донором» болида
послужила «убитая» Li125 1 серии 1958 г.в.; в бак заливали обычный 92-й
бензин, а в качестве «технички» привлекли FIAT 600, на крыше которого и
перевозили дрегстер.
Рекорд
скорости на дистанции 400 м со стартом с места среди скутеров по сей
день принадлежит демоаппарату британской PM Tuning. Джо Эллиот прошел
квотер за 11,9 с (скорость в финишном створе – 168,5 км/ч) 12 августа
2006 года на треке в Санта-Под. Скутер Pro Sprint был построен на базе
Italjet Dragster 180 с максимальным использованием «железа» производства
PM Tuning, и минимальным – компонентов «со стороны». Так, цилиндр
двигателя «запилили» из оригинального, а систему питания оставили
«честной», без нитроса.