47х40 - такая размерность считалась нормой для «тюненых полтосов» ещё
совсем недавно. Что тому причиной - леность (или жадность) грандов
«цилиндростроения» или правила скутерных ШКГ, ограничивающих по сей день
размерность моторов на данном уровне - неясно. Тем не менее, на большее
решались только компании второго эшелона (Fabrizi, Simonini),
предлагавшие длинноходные (как правило, 44, но доходит и до 47 мм)
коленвалы и расточенные до 50 мм цилиндры. В силу «очень специальной»
цены при паршивом качестве, невысокого ресурса (ставший коротким для
такого хода поршня шатун обуславливает повышенные нагрузки на юбку
поршня и зеркало цилиндра) и невозможности использования в «кольце»
получался очень специфический продукт. Нашедший применение в основном в
скутеркроссе, но находилось всё больше желающих поставить такие киты и
на «гражданские» аппараты. Всё больше появлялось и подобных
производителей, что подхлестнул и набиравший популярность скутерный
драгрейсинг.
«Крупняк» крепился долго. Первой не выдержала Malossi - благо,
технологические наработки для 50-кубовых мотоциклов позволяли - и
выпустила внешне почти неотличимый от МНК ТЕАМ II набор Malossi Big
Bore. Помимо размерности (50х44 мм), его отличают увеличенные длина
шатуна (с 80 до 85 мм) и диаметр поршневого пальца (с 12 до 13 мм).
Второе призвано компенсировать возросший ход, точнее, повышенные боковые
усилия на юбку (но только компенсировать, и то отчасти), третье -
увеличенные нагрузки на днище поршня. Как видим, Malossi Big Bore –
макси-кит того же назначения, что и MHR ТЕАМ, с большой (26 л. с. и
выше) пиковой мощностью и скромным ресурсом.
Того же назначения и новейшая Polini Big Evolution. У неё диаметр
цилиндра уже 52 мм, что дало увеличение объёма до 94-х кубов. Внешне
новинка отличается, скажем, от известной Evolution 3 разве что фланцем
крепления глушителя на трёх, а не двух, болтах. Налицо уроки
эксплуатации тюненых «бигблоков», фланцы которых нещадно «секут» - а
площадь выпускного канала (и, соответственно, начального сечения
резонатора) Big Evolution побольше, нежели у Polini 176!
И размерность 52х44, и трёхболтовый фланец явно подсмотрены спецами
Polini у коллег из Scooter Attack, развивающих собственный бренд Stage 6
и его экстремальную линейку 56 R/Т. Те «засветили» свой макси-кит ещё
годом ранее, но внедрение в серию новинки до сих пор идёт ни шатко, ни
валко. Если «младшая», 70-кубовая версия уже в продаже, то 94-кубовая
всё ещё возится с выставки на выставку как готовая к производству. А
девайс многообещающий. Не столько ценой (она обещана на 10-15 % ниже,
чем у итальянской «большой двойки»), сколько конструкцией. Если цилиндры
Polini и Malossi крепятся сразу к картеру, то 56 R/Т - через проставку,
как у модификаций обычных цилиндров под длинноходные коленвалы. Но не
анкерными шпильками, а посредством коротких шпилек, а головка к цилиндру
(а также крышка головки к цилиндру) - отдельными болтами.
|
Такая схема позволяет достичь большей жёсткости системы «картер -
цилиндр - головка» и избавляет от привязки к штатному межшпилечному
расстоянию. Оборотная сторона - возросшая нагрузка на картер в области
привалочной плоскости (впрочем, как раз там «мяса» достаточно) и
необходимость дополнительных работ с картером. Впрочем, это мелочи на
фоне обязательной для всех big-bore-kit расточки отверстия в картере под
цилиндр и пилёжки картера под увеличенные продувочные каналы. Появился
на рынке и бигкит «среднего» уровня: 47-мм ЦПГ Parmakit 80, специально
разработанная под длинноходные (44 мм) и сверхдлинношатунные» (90 мм)
коленвалы. Точнее, доработанная: в комплект входит сантиметровая
проставка под цилиндр и длинные шпильки. Отдача относительно скромная -
16-18 сил «на валу», вот только достигается она на скромных 10000
об/мин, а значит, 19-мм карбюраторе и стоковом зажигании! На этих
оборотах не столь критично и слабое место ЦПГ: поршень с одним (но
широким) кольцом. Контрастна и цена: € 195 (плюс, скажем, 146 за
коленвал ВMG Evo).
28 ММ
Остальные же варианты весьма недёшевы. Скажем, Malossi Big Bore по
каталогу Scooter-Attack стоит € 315+478. Ещё дороже киты
«альтернативщиков». Скажем, за ЦПГ и коленвал 2FAST 86 (50х44) там же
просят 1049, а за ТСR88 (50х45 мм) и вовсе € 1249.
Но дело даже не в цене за эти компоненты. Куда дороже при покупке и
сложнее в настройке, чем в случаях с 70-кубовыми китами, системы впуска.
Ибо вместе с рабочим объёмом предполагается и увеличенная дырка
диффузора. Какая? Malossi предлагает не мелочиться и сразу ставить
Dell'Orto VHST 28 BS (плоскодроссельную версию заслуженного PHBL.
Похоже, в расчёте исключительно на драгрейсинг: киты со схожими
размерностью, фазами и потенциалом для «коробочных» моторов АМ6
предлагают комплектовать «26-ми дырками». Специалисты Stage 6 не столь
категоричны и предлагают на выбор сразу несколько систем с 24, 26 и
28-мм диффузорами. Причём в каждой размерности есть варианты и с
Dell'Orto, и с Malossi ТМ, и с KOSO'вскими копиями Keihin CVK. И если с
первыми двумя марками выбор - скорее дело привычки (точнее, наработок по
выбору жиклёров и игл), то СУК выбирают те, кто готов на большой
головняк при настройке ради лучшей отдачи на «верхах». Всё же павэрджет -
отдельная эмульсионная трубка, вступающая в действие на 4/5 хода
заслонки - позволяет кардинально уменьшить обеднение смеси на самых
верхних ходах ручки (или, напротив, уменьшить переобогащение на
величинах от 1/2 до 4/5 открытия дросселя).
Вместе с ростом «дырок» на впуске меняются и остальные компоненты
системы. Malossi по-прежнему держится за свой двускатный клапан МНR
(тот, что без ограничителей) - лишь коллекторы предлагаются новой
системы, позволяющей менять расположение карбюратора при неизменном
(40-градусном) наклоне относительно плоскости разъёма. Stage 6 же
предлагает фиксированное расположение карбюратора, но коллектор также
комбинированной конструкции, а «домик» - четырёхскатный, что значительно
увеличило пропускное сечение последнего. Позиция Malossi в данном
случае труднообъяснима: для её «домика» 25-мм «дырка» почти предел...
|
К слову, о пределах. Размерность тюнинговых моторов будет расти и
дальше. Cristofolini уже предлагает 45-мм (шатун 90 мм) коленвал как в
составе «бигкита» TCR88, так и отдельно (€ 419), и есть основания
предполагать, что хотя бы на этот миллиметр «подрастут» коленвалы и у
других. А может, и больше: для 50-кубовых мотоциклов Parmakit уже
предлагает макси-кит размерностью 55х46 мм, и не исключены в ближайшее
время версии его под скутерные движки. Не меньшего зверства можно ждать
от Stage 6: базовая конструкция её ЦПГ позволяет безболезненным образом
наращивать «мясо» для продувочных каналов и прочего, а сами каналы
выполнять как по традиционной, так и по асимметричным схемам. Так что 55
мм на поверку не такой уж и предел. Это по диаметру цилиндра. Ход
поршня может быть, как показала на практике Fabrizi, и 47 мм. Но это в
теории. Что будет на практике - зависит от накала конкуренции на рынке
скутертюнинга, переживающего очередной подъём в Европе...
...И от производителей «второго эшелона», традиционно ориентированных на
топовый сегмент. 100 кубов, 30 сил - таков потенциал анонсированного
кита Рrо Porting, устроенного аналогично S6 R/Т, но вдобавок оснащённого
автоматическим мощностным клапаном (аналогично системе RAVE у Rotax). А
это - в совокупности с «поднятой серединой» - уже территория
"бигблока".
Да, собственно, не только в этом случае можно говорить об альтернативе
давно снятым с производства 124-176-кубовым двухтактникам Piaggio. И
даже не только в случае с помянутым выше «80-м Порнокитом». Если не
смотреть на типовые конфигурации, предлагаемые производителями, то
увидим весьма любопытные перспективы «для гражданки». Скажем, сочетание
цилиндра Malossi Big Bore с «бюджетным коленом» BGM и поршнем Wiseco (€
106 по каталогу Scooter Center), с одной стороны, и 24-мм впуском от
Stage 6. В теории такое сочетание должно дать 20-22 л.с. при штатном
генераторе, и ресурс колец (у Wiseco их два) не менее 10000. Что не
хуже, чем у «водяного бигблока», при отсутствии известных проблем с
полицаями - и головняка с поиском запчастей, многие из которых
(например, картер) не найти уже и в дальнем углу дилерских складов. Одна
проблема: всё это пока теория - опытом «гражданской» эксплуатации
80-90-кубовых китов пока мало кто может похвастаться. По вполне
объективным причинам...
|
Установка любого цилиндра диаметром свыше 47 мм предполагает проточку
«дырки» и шарошку каналов в картере
|
Источник: http://www.scooterdigest.ru |