Реле функционировало достойно, а его почти в 10 раз меньшая по сравнению с БПВшкой стоимость грела душу.
В 2005г. участившиеся в МОТО публикации о применении датчиков Холла в
системах зажигания побудили и меня озадачиться этой темой. В то время у
меня стояла контактно-транзисторная система зажигания с ЗИЛ-130,
которая занимала достаточно много места в подседельном пространстве. К
тому же и корпус БПВшки с диодами тоже мешался. Стандартную литрушку от
2-х тактного масла в подседельную емкость можно было запихнуть с трудом.
Поэтому задачу поставил перед собой следующую: постараться разместить
диодный мост и реле-регулятор на генераторе. Это позволило бы сократить
количество проводников от генератора до двух. Один провод плюсовой,
другой – на лампу работы генератора. Конечно, надо еще упомянуть о трех
проводниках с датчика Холла.
Работу решил начать с 3D-моделирования, как раз отпуск выдался долгий –
этому способствовали Новогодние праздники. Разобрал генератор и стал
его вырисовывать в Solid Works (рис.1).
Рис.1- 3D-модель генератора
Попутно пришла идея
об использовании ВАЗовского реле-регулятора со щеточным узлом 361.3702.
Попутно была приобретена «подкова» и датчик Холла. Они тоже были
повторены в Solid Works (рис.2, 3, 4).
Рис.2- 3D-модель реле-регулятора 361.3702
Рис.3- 3D-модель «Подковы»
Рис.4- 3D-модель датчика Холла
В процессе работы
еще раз просмотрел все темы в МОТО. Из номера 8-04, статьи Льва Гаряева
был заимствован чертеж модулятора. Но он был доработан в соответствии с
рекомендациями в МОТО Андрея Ильина (г.Москва) – модулятор стал
комбинированным: на алюминий была приклеена сталь. Это позволило
снизить вредное влияние генератора на больших оборотах – алюминий не
позволял магнитному полю генератора намагничивать модулятор (рис.5, 6).
Рис.5- 3D-модель алюминиевой части модулятора
Рис.6- 3D-модель модулятора в сборе
Для крепления
«подковы» к генератору потребовалось разработать переходник (рис.7). Он
у меня изготовлен из текстолита с пропиткой лаком, которым у нас на
заводе покрывали печатные платы
Рис.7- 3D-модель переходника
Для крепления реле-регулятора со щеточным узлом 361.3702 был разработан адаптер (рис.8)
Рис.8- 3D-модель адаптера
Установка подковы потребовало снятия лишнего «мяса» с корпуса статора (рис.9). Снятие производилось на точиле «по месту».
Рис.9- Зоны снятия лишнего металла
Пришлось изготовить специальную пластину для крепления датчика Холла с разъемом (рис.10)
Рис.10- 3D-модель пластины крепления датчика Холла
Для того, чтобы все
это хозяйство поместилось на мотоцикле изготовил вот такую симпатичную
крышечку (рис.11) с прозрачным окошком (естееессссннно понты :), но
согласитесь - жалко прятать такую красоту)
Рис.11- 3D-модель новой крышки генератора
Сразу хочу
предупредить о разбросе допусков и качестве изготовления деталей на
наших Ижах! Пластина крепления Холла может потребовать доработки в зоне
установки датчика Холла (в моем случае уменьшения толщины). «Подкова»
требует доработки «по месту» в части пропила дополнительных полукруглых
пазов для исключения контакта с приливами под винты крепления крышки
генератора на правой боковой крышке двигателя. Пазы я аккуратно
протачивал на точиле. Будьте аккуратны – металл «подковы» очень мягкий
и вязкий – подхватывается точильным камнем и заворачивается очень
быстро и неожиданно.
Выводы фаз из статора монтируются на переходник под соответствующие
контактные места на «подкове». Кстати именно ими она и опирается на
переходник.
Монтаж всего этого хозяйства после подгонки происходил следующим образом:
- на двигателе был закреплен ротор
- на снятый статор были установлены: переходник, «подкова», адаптер и
пластина крепления датчика Холла с датчиком, подсоединена проводка
- после закрепления статора на двигателе на адаптер был прикручен реле-регулятор со щеточным узлом и подключены клеммы
- в завершение на стандартный кулачок был прикручен модулятор и отрегулировано зажигание.
Модель генератора со всем этим хозяйством в процессе сборки изображена на рис.12, 13 и 14.
Рис.12- 3D-модель статора с переходником
Рис.13- 3D-модель статора с переходником, «подковой», адаптером, пластиной и датчиком Холла
Рис.14- 3D-модель генератора в сборе
Внесенные изменения потребовали корректировки проводки (рис.15)
Рис.15- Схема электрическая принципиальная ИЖ-П5 с изменениями
(нажми, чтобы увеличить)
Дополнительно могу
сказать, что реле включения зажигания и коммутатор удачно и компктно
разместились под седлом, где до них «обитали» гораздо более объемный
коммутатор от ЗИЛ-130 и БПВ14-10.
Общие виды генератора после доработки представлены на рис.16-19.
Рис.16
Рис.17
Рис.18 – Кругами отмечены пазы в «подкове» для исключения контакта с
приливами под винты крепления крышки генератора на правой боковой
крышке двигателя
Рис.19 Модулятор поверх стандартного кулачка
Вот и все. В
заключение хочу пожелать всем, кто решится на подобную доработку, удачи
и творческого подхода. Наверняка у кого-то будут свои идеи.
Конструкция, конечно же, не идеальна, есть что дорабатывать и
додумывать. Постарайтесь сделать ее лучше. Если что-то не понятно –
обращайтесь, постараюсь помочь. Чертежи в приложении.
Да, чуть не забыл. Необходимо отсоединять аккумулятор перед снятием и
установкой правой крышки двигателя. Есть риск сжечь предохранитель,
случайно зацепив крышкой «подкову».