Для того чтобы рассуждать об аккумуляторах (аккумуляторных батареях,
или АКБ), важно знать, что по принципу работы они делятся на
«стартерные» (starter type), которые используются для старта двигателей
внутреннего сгорания, и «бытовые» (service type). Бытовой аккумулятор
обеспечивает длительную бесперебойную подачу тока, но не обеспечивает
нужного нам пускового тока при старте, а потому он нам не интересен. А
вот стартерные аккумуляторы нуждаются в регулярной подзарядке, но ток на
старте дают какой надо. Про них и пойдет речь.
Стартерные батареи, в свою очередь, делятся на обслуживаемые и необслуживаемые. Так, стандартная ОБСЛУЖИВАЕМАЯ
свинцово-кислотная батарея используется на мотоциклах достаточно часто.
Хотя плюс кислотника на сегодня один - в отличие от своих герметичных и
гелевых собратьев, их можно разряжать «в ноль», потом снова заряжать –
без потери своих рабочих характеристик. Недостатки –
большой вес, хрупкость и постоянный контроль над содержанием
электролита – периодически надо замерять уровень и плотность электролита
в АКБ, да доливать в нее дистиллированную воду при падении уровня
электролита из-за выкипания. Обслуживаемые свинцово-кислотные батареи
опасны тем, что по причине своей хрупкости при механическом повреждении
корпуса могут доставить довольно серьезные неприятности – к примеру, в
случае аварии, так как электролит – весьма агрессивная среда. Но в 1983 году компания Yuasa произвела буквально переворот в мире аккумуляторов – представив нам НЕОБСЛУЖИВАЕМЫЕ
свинцово-кислотные аккумуляторные батареи, чем значительно облегчила
нам всем жизнь. Благодаря химическим реакциям, происходящим внутри
батареи, в нее не требуется никаких доливок воды, аккумуляторы заметно
потеряли в весе и стали менее хрупкими. Хвала цивилизации! Однако
неплохо знать и о недостатках этих батарей: при длительной интенсивной
зарядке, а также сильной разрядке часть электролита все же
улетучивается. У них отсутствует вентиляционная трубка для отвода газов и
давления в атмосферу, которые есть у обслуживаемых аккумуляторов, но
эти батареи все-таки оснащены обратными предохранительными клапанами,
открывающимися при избыточном давлении – через них электролит и
испаряется. Но поскольку аккумулятор необслуживаемый, уровень
электролита в нем никто не проверяет и уж тем более не восстанавливает,
поэтому батарея быстро и неожиданно «садится». Это происходит при
использовании нештатного зарядного устройства или при подсоединении к
аккумулятору дополнительного электрического оборудования
мотоцикла/скутера, создающего нагрузку большую, чем предусмотрено
производителем. Свинцово-кислотные АКБ в герметичной
упаковке безопасны для мотоцикла. Для наглядности рассмотрим АКБ NITRO.
Они поступают в коробках с пластиковыми емкостями, в которых находится
электролит. Для заливки срываем контрольную пленку в верхней части АКБ, с
емкости снимаем крышечку (которой потом закрываем аккумулятор). Берем
емкость и заливаем электролит в АКБ и даем ему отстояться 20-30 минут.
Ни в коем случае нельзя ставить их потом на подзарядку - может
взорваться, т.к. в момент заливки происходит химическая реакция и вы
получаете полностью заряженную батарею. И, наконец, необслуживаемые батареи гелевого типа.
Их можно использовать даже при наклонном (а не вертикальном)
расположении АКБ – так как электролит внутри аккумулятора не жидкий.
Гелевый АКБ при ударе ничего не разбрызгивает – мало того, продолжает
работать. Но давайте проверим на практике, так ли хороши эти
аккумуляторы, как их рекламируют производители. И стоят ли они своих
денег? Для этого мы разрежем новый аккумулятор Shido. Итак, на фото мы наглядно видим, что внутри сухая серая масса.
Гелевые же этого не любят. Если у вас новый мотоцикл со штатной
сигнализацией и иммобилайзером и вы его поставили на зимнюю стоянку, не
отсоединив клеммы, то через 2 недели нужна будет новая АКБ. Если вы
поставили на длительный срок мотоцикл, даже при снятой клемме его нужно
подзаряжать – и зарядное устройство должно быть желательно того же
производителя, в крайнем случае - универсальным мотоциклетным
автоматическим. Ни в коем случае не надо пользоваться автомобильными
зарядными устройствами! При правильном элементарном уходе срок службы
таких батарей – до 10 лет. Но судя по активности поисков и покупок
аккумуляторов весной, особенно этой – ранней, за ними не следили вовсе,
поэтому лозунг: нет плохих АКБ, есть плохой уход за ними!
Ценообразование на аккумуляторы зависит от их экологичности и
надежности при вибрации. Важны также их конфигурация и ёмкость, поэтому
на некоторые мотоциклы можно купить АКБ за 800 рублей, а на некоторые и
за 5000 не найти. Подбор батареи происходит по каталогу - визуально и
по номеру, списанному с вашей старой АКБ. У каждого аккумулятора свой
вид клемм, свое распоряжение полярности и свое размещение на мотоцикле
– горизонтальное или вертикальное. При покупке коробка должна быть
целой, электролит в емкости должен присутствовать, не должно быть
механических повреждений. Ко мне на ремонт приехал Suzuki SV 650 - не
работает стартер. Когда открыли сидение, под ним оказался ключ, который
лежал на клеммах АКБ… Хорошо, что кроме аккумулятора ничего в мото не
пострадало. Безопасность: не пейте электролит,
берегите глаза от попадания в них его брызг, не разливайте элетролит на
одежду и на детали мотоцикла – это опасно!!!
Текст, фото: Алексеич (Мото-М)
Источник: http://www.motomaniya.ru |