В настоящее время основными производителями снегоходов в мире
являются семь компаний – четыре крупных конгломерата: американская
Polaris Industries, американская же Arctic Cat, канадская Bombardier и
японская Yamaha, а также узкоспециализированная итальянская Alpina
Snowmobiles и две российские компании, выпускающие «Рысь» и «Тайгу».
Bombardier.
В конце 1920-х годов в Канаде Жозеф-Арманд Бомбардье впервые изобрел
снегоход. Применить же данное изобретение на практике ему удалось
только в 1937 году, когда был запатентован и начал выпускаться первый в
мире снегоход. Он был громоздким, тяжелым и ужасно неповоротливым. И
только в 1959 году, с появлением более легких и сравнительно небольших
силовых агрегатов, удалось соорудить и представить широкой
общественности первую машину, уже более-менее похожую на современный
снегоход. Новинка от Bombardier получила название Ski-Doo. C ним
связана любопытная история, циркулирующая на уровне легенд, но, тем не
менее, вполне похожая на правду. Говорят, Бомбардье хотел назвать свое
детище Ski-Dog (от слов ski – лыжи, и dog – собака), так как
планировал, что оно заменит охотникам и звероловам собачью упряжку. Но
случайным образом тот, кто разрисовывал первый аппарат, что-то
перепутал и по какой-то причине продублировал предпоследнюю букву. Так
и родилась популярная до сих пор марка Ski-Doo. Вскоре у Ski-Doo стали
появляться конкуренты – другие производители вносили небольшие
изменения в конструкцию или дизайн, а в основном, практически
копировали «первопроходца» и производили, уже как собственный товар. На
волне популярности снегоходов росло и число их производителей. В 1970-х
годах снегоходы делали уже более ста компаний! Bombardier Ski-Doo.
Хороши! Но все же дороги и рассчитаны на множество дополнительных опций
и «примочек». В каждом классе имеются замечательные модели. Особо
стремительно развивается ряд спортивных и туристических моделей. Polaris.
Стоит отметить, что над идеей компактного снегохода работал не один
Бомбардье. Аналогичные идеи витали и у тройки изобретателей из
американской Миннесоты – Эдгара и Аллена Хеттенов и Дэвида Джонсона. Их
первая модель снегохода появилась еще раньше, чем модель Бомбардье, но
эти машины были еще слишком тяжелыми (весом около тонны) и слишком
медленными (развивали скорость не более 30 км/ч). Несмотря на неуспехи
первых моделей, американцы не бросили эту идею даже после триумфа
Бомбардье, и ныне их компания превратилась в фирму Polaris Industries –
еще одного крупного игрока на мировом рынке снегоходов. Polaris.
С точки зрения соотношения «цена – качество» и эксплуатации в наших
непростых условиях, это одно из лучших предложений, что есть на рынке.
Они выносливы и терпеливы, к ним не проблема достать запчасти... Yamaha
снегоходы начала производить лишь немногим позже – c начала 1960-х
годов, а в 1968 году производство приняло массовый характер. И
продукция компании была изначально ориентирована, в первую очередь, на
североамериканский рынок. Также стоит отметить, что компании Yamaha, в
отличие от остальных производителей, начавших заниматься снегоходами,
не пришлось разрабатывать для них новые двигатели – их просто
позаимствовали у мотоциклов, что и обеспечило их продукции эдакий
бойцовский характер. С недавних пор Yamaha сосредоточилась на
производстве исключительно четырехтактных моделей, которые появились в
2003, а уже в 2005 они практически вытеснили двухтактные. Yamaha. Агрессивны,
быстры и хороши, как все японское. Одни из основных законодателей моды,
особенно в спорте! Поэтому Yamaha больше внимания уделяет развитию
именно спортивных моделей. Arctic Cat сейчас
считается производителем снегоходов «номер один» в США. Полная линейка
снегоходов компании насчитывает 47 моделей. Все снегоходы и почти все
квадроциклы компании производятся непосредственно в США, на мощностях в
Миннесоте. Двигатели для снегоходов Arctic Cat производит Suzuki,
которая одновременно является главным акционером Arctic Cat (на данный
момент японской фирме принадлежит около 33% акций американской
компании). Arctiс cat. Славится своим качеством.
Но эта марка, пожалуй, самая редкая у нас –экспорт ее минимален,
соответственно, у них достаточно высокая цена и заказные запчасти (их
придется, в случае чего, прождать не одну неделю!). Тайга.
Нельзя не упомянуть и «почти отечественных» производителей снегоходов.
Ныне в России производством снегоходов занимаются две компании – ОАО
«Русская механика», выпускающая снегоходы под марками «Буран» и
«Тайга», и Уфимское МПО – под маркой «Рысь». Причем, если «Тайга» и
«Рысь» – это полные аналоги современных зарубежных моделей, только
российского производства, то «Буран» имеет одно кардинальное отличие:
если у всех обыкновенных современных снегоходов одна гусеница и две
лыжи, то у «Бурана» ровно наоборот – лыжа одна, а гусениц – две! «Тайга». В основе выпускаемых моделей лежат западные прототипы, но «Тайга» интересна своим соотношением цена/качество. снегоходы
Независимо от брэнда производителя, все снегоходы четко разделяются на
три класса: спортивные, туристические и утилитарные. Каждый из классов
имеет определенные подгруппы. Впрочем, они достаточно условны.
Спортивные снегоходы. В зависимости от назначения, различают кроссовые,
эндуро, а также специальные варианты для глубокого снега и катания в
горах. Но однозначно и четко сказать, какой спортивный снегоход подо
что «заточен», нельзя. Неизменно во всех спортивных снегоходах лишь то,
что они одноместные и с более высокими ходами подвесок. Практически все
функции у них играют в пользу одной, самой главной характеристики –
скорости. Такие снегоходы имеют мощный и приемистый двигатель и
сравнительно мало весят. Кроме того, отличительной чертой спортивных
снегоходов является короткая (по сравнению с другими типами таких
машин), гусеница. У спортивных снегоходов также часто не бывает таких
удобных и важных функций, как электростартер и задний ход. На них
тяжело ездить по свежему и глубокому снегу. Зато их конек – скорость.
На хорошей укатанной трассе они способны разогнаться почти до 200 км/ч.
Смещенный к середине центр тяжести и почти вертикальная передняя
подвеска спортивного снегохода обуславливают большую маневренность и
безопасность. Туристические снегоходы. Предназначены для
комфортного путешествия на достаточно дальние расстояния, причем
вдвоем. Максимум комфорта! Компании-производители постоянно работают
над анатомией сидений, дополнительными подогревами ручек, эргономикой
багажников, зеркал заднего вида и еще кучей всяких примочек. Объем
двигателя может колебаться от 500 до 1300 «кубов», но если смотреть
трезво, то 1300 в наших условиях и не нужны – где у нас можно кататься
с пассажиром на скорости 150 км/час? Да и небезопасно это – с
пассажиром… А вот 550-800 «кубов» – самое то! Утилитарные
снегоходы. Снегоходы для охотников, рыбаков, фермеров и лесников. Чаще
всего – это рабочая «лошадка» с широкой гусеницей, делающей снегоход
устойчивым и позволяющей двигаться по глубокому снегу. Двухместные. С
двигателем от 500 до 700 «кубов» и водяным охлаждением. Отличаются от
спортивных и туристических абсолютно другой посадкой. Не слишком
скоростные (до 90-100 км/час), но с большой тягой на крюке (за таким
снегоходом можно спокойно таскать грузовые сани с багажом до 400 кг).
Такой снегоход способен вытащить из кювета легковую машину.
Во время движения снегохода длина контакта гусеницы со снегом
составляет около 90 см, а давление на снег – около 3 кПа. Такое низкое
давление позволяет машине вместе с водителем скользить, не
проваливаясь, по снегу. В этих машинах нет коробки передач, поэтому
езда на снегоходе похожа на управление автомобилем с коробкой
«автомат», что существенно упрощает управление машиной, нужно всего
лишь запустить двигатель и добавить газу. Однако делать это надо
осторожно – двигатели на снегоходах весьма мощные и, резко «газанув»,
можно запросто остаться на снегу. Как раз на этот случай и на случай
падения на большинстве моделей современных снегоходов предусмотрена
специальная чека, петлю от которой надевают на руку. При любом падении
она выдергивается и двигатель глохнет, так что далеко «железный конь»
не сможет убежать. А познакомить вас подробнее хотелось бы с российским снегоходом «Тайга», как самым доступным на рынке Украины.
Рынок снегоходов в Украине постоянно растет. Зимой активные виды отдыха
привлекают все большее количество людей. В последнее время, наряду с
западными моделями, популярностью пользуется и многоцелевой российский
снегоход «Тайга». Чем он интересен? Ну, как минимум, своим соотношением
цена/качество, которое для покупателей Украины весьма значимо. «Тайга»
– это двухместная скоростная машина с широкой гусеницей и мощным
двигателем, которые обеспечивают ей неплохую проходимость,
маневренность и устойчивость. Имеется так же задний ход, пониженная
передача, подогрев рукояток. В СНГ «Тайга» лидирует по продажам в
классе машин с двигателем объемом до 500 см3. Двухступенчатая
трансмиссия (тяговый и ходовой режим) с клиноременным вариатором
максимально упрощает управление снегоходом делая его удобным,
комфортным. Лобовое стекло сделано небьющимся и антибликовым. В
общем, сегодня «Тайга» – это современная машина, призванная составить
конкуренцию западным образцам не только по показателям проходимости,
маневренности и управляемости, но и по уровню шума, комфорту езды,
безопасности и дизайну. Уже несколько последних лет снегоход оснащают
комплектующими от ведущих мировых производителей, таких как Ducati
(система зажигания), Mikuni (карбюраторы), Gates (ремни) и других.
В отличие от западных аналогов, цены на «Тайгу» вот уже несколько лет
достаточно стабильны. Обслуживанием и ремонтом снегоходов занимаются
сервисные центры украинского дистрибьютора, харьковской фирмы БРИГ ЛТД.
Что нужно знать, когда впервые садишься на снегоход:
• Ни в коем случае не дергайте ручной стартер со всего маху –
покалечите зубчатку, на которую наматывается шнур, а на некоторых
снегоходах рискуете и вовсе его вырвать. Сначала «выберите» свободный
ход, а уж потом тяните – ровно и без нервов. • Помните, что
нажатие на ручку тормоза означает замедление или прекращение движения
гусеницы, а не самого аппарата. Поэтому не переборщите – если на
скорости «гусеница» будет заблокирована, трак немедленно забьет снегом.
• Хотя снегоход рулится совсем не так, как двухколесная техника,
некоторые спортбайкерские приемы имеют право на существование – можно
свешиваться в поворотах, как при езде на спортбайке. Только не нужно
забывать сбрасывать газ перед началом маневра. Коленочкой, конечно, не
чиркнете, но необходимую поворачиваемость обеспечите. • Аппарат,
конечно, может скакать, аки кроссач, но с двух-трех метровых обрывов
этого делать не следует – убьете либо подвеску, либо свою грудную
клетку. Или все вместе. • При одинаково открытом «газе» скорость
снегохода существенно разнится в зависимости от твердости покрытия: чем
снег жестче, тем быстрее «летит» аппарат. • Помните, что снег
мягкий только на пешеходной скорости, а 100 км/ч превращают даже самый
тонкий наст в асфальт, который легко «отшлифует» зарвавшегося ездока.
Так что разъезжать без специальной экипировки – прямой вызов судьбе.
Источник: http://www.motodrive.com.ua |