Продукция из чешского города Тынец начала поставляться в СССР с 1955
года. Это были мотоциклы марки Jawa, объемом 250 и 350см3. Постепенно
объем поставок этих моделей увеличивался, но симпатии и заслуженное
доверие к качеству ''ЯВЫ'' сделали свое дело, и мотоцикл попал в разряд
дефицитных товаров. Хоть он и продавался в свободной продаже,
счастливые обладатели прилагали немалые усилия для его приобретения.
Термин — ''достал'' фигурировал в междусобойчиках на кухнях и гаражах
гораздо чаще, чем термин ''купил''. Попробуем ''достать'' и мы. Напомню,
на дворе 1972 г. Берем кровно заработанные 730 рублей (именно столько
тогда стоила ''ЯВА-350'' модели 360 — это примерно 6 массовых зарплат),
и отправляемся по мотомагазинам общаться с продавцами. Узнаем, что в
такой-то день, в такой-то магазин завезут, скажем, семь мотоциклов
вожделенной марки.
В назначенный день как можно раньше, задолго до открытия
магазина (желательно с товарищем) нужно быть на месте. Вот и ожидаемый
грузовик, в кузове которого в деревянных клетках, со снятым передним
колесом, стоят чешские красавицы. При разгрузке вы впиваетесь в одну из
клеток, и со словами —
''Я первый в очереди'', — отправляете своего товарища с деньгами в
кассу, но сами от клетки — ни-ни. Деньги заплачены, нужные документы
выписаны. Поздравляем! — вы СЧАСТЛИВЧИК! Разбираем клетенку,
устанавливаем переднее колесо, заливаем в бак, купленные у водителя
того же грузовика 3 литра 76-го бензина и, счастливые, отправляемся с
покупкой домой. ''Обмыть?! А как же!'', — но дома.
Вот она, уже стоит в вашем дворе, поздравления, завистливые взгляды
— это все Вам. Так, где-то была катушка с песней Карела Готта, ставим…
Переведя дух, не спеша, под великолепный ''золотой голос'' изучаем
руководство по обслуживанию и сам мотоцикл. Удачно подобранный заводом
цвет на солнце переливается от алого до темно-коричневого оттенка.
Качество покрытия хромом деталей, аккуратная сборка, — все говорит о
том, что сделан он качественно и с любовью. Даже запах у него
своеобразный, приятный, будто вместе с мотоциклом к Вам попала
атмосфера Карловых Вар. Очень гармоничная внешность. Все линии мягкие,
плавно перетекающие из одного объема в другой. Тонкие полоски бронзовой
краски, нанесенные вручную, подчеркивают и дополняют общую архитектуру
гармонии. Отдельное спасибо дизайнерам, наделившим мотоцикл неподвластной времени красотой.
Кстати, многие производители мототехники в то время копировали
внешность Jawa, но сравниться по притягательности с чешской УДАЧЕЙ им
было не суждено. Сказочно звучит — ''ЯВА''! Технические
характеристики на высоте: 350 см3 это 18 л.с. при 5000 об./мин.
Максимальная скорость — 120 км/ч, расход топлива при средней скорости
60 км/ч — около 3,6 л/100 км. Вес — всего 139 кг., плюс — продуманная
конструкция и простота обслуживания. В любых поездках ''ЯВА'' умела
дарить только приятные впечатления. От возникавших неполадок спасало
наличие запчастей в многочисленных мото-вело магазинах, и, работавшего,
хоть и с огромными временными задержками, Внешпосылторга. За зиму, к будущему
сезону, привести в надлежащий порядок ''ЯВУ'' больших проблем не составляло. Прошло
более тридцати лет — нет С.Э.В., нет СССР, нет очередей, слово ''достал''
приобрело совершенно другое значение. Когда-то романтичные, молодые, патлатые
обладатели мототехники давно обзавелись четырехколесным транспортом. Но, листая
увесистые семейные альбомы, они всегда задерживают взгляд на черно-белых
фотографиях и на вопрос тыкающего в снимок пальчиком внука, — ''Дед, а что это у
тебя за мотоцикл?'' с особой ностальгией в голосе говорят: ''А это я и моя
красавица ''ЯВА'', и где мы только с ней не бывали…''
За прошедшие десятилетия мы вырастили сыновей, привил
им любовь к технике. И теперь уже сегодняшнее поколение создает новые
конструкции, а также деликатно и терпеливо возвращает к жизни железных кумиров
давних лет. Хоть время над красотой и не властно, но за десятилетия напакостить
успевает. Взявшись за реставрацию ''дамы в возрасте'', придется в поисках
оригинальных запчастей приложить много стараний.
Модель давно уже снята с производства. Поставки запчастей в Украину
также иссяк, но, кто ищет, тот всегда найдет. Прошерстив массу объявлений в
газетах, я выяснил: до сих пор есть еще бережливые люди и в запасах у них
хранятся оригинальные запчасти (часто в заводской упаковке!). Вопрос только в
том, захотят ли они с ними расстаться, и за какую сумму. Сегодня оригинальные
комплектующие на Jawa-350 тип 360./00 стоят своих денег.
Труднее обстоят дела с восстановлением хрома, нанесением качественного покрытия. Мастерских
с большими камерами у нас в стране нет. Есть несколько камер для
хромирования в Киеве и Харькове, но стоит такая ''операция'' очень
дорого. В остальном, прилагая квалифицированные навыки и знание
конструкции, больших проблем по восстановлению не будет. И уже
приобретая первоначальный вид, ''ЯВА'' снова и снова будет влюблять в
себя новые поколения. Все же очень красивый и приятный этот ''вишневый
плод'' — плод любви талантливых чешских инженеров.
Источник: http://www.motodrive.com.ua |