Работа тормозами — это третий важнейший компонент водительского
мастерства. Нажатие всего на один рычаг, работа нескольких маленьких
поршеньков, и двухсоткилограммовая машина, несущаяся на скорости
"хорошо за 200", послушно осаживается. В руках каждого
мотоциклиста находится рычаг, приводящий в действие могущественные
силы. Обращение с ним требует не менее тонкой работы, нежели руление
или работа газом, но наградой за потраченное время и силы станет
абсолютный контроль над самим собой и мотоциклом. Как же
правильно тормозить? Прежде всего, следует уяснить, что торможение,
также как и прибавление газа, влияет не только на скорость движения
мотоцикла, но и на распределение масс, работу его подвесок. Схватившись
на подходе к повороту (или при прямолинейном движении, в случае
экстренного торможения) за ручку тормоза со всей "пролетарской
ненавистью", вы заставите переднюю подвеску резко "сложиться". Почти
вся масса мотоцикла придется на переднее колесо, и оно не получит
никакой помощи от вилки, и так уже сработавшей до упора. Дальше есть
два пути развития ситуации: вы испытаете ни с чем не сравнимые ощущения
от стоппи (с риском кувыркнуться через руль), или, что более вероятно,
заблокируете переднее колесо и отправитесь в лоусайд (если асфальт под
колесами оставляет желать лучшего, то второй вариант практически
гарантирован). Значит ли это, что на мотоцикле нельзя жестко тормозить?
Вовсе нет. Просто действовать нужно прогрессивно и плавно. Начав
тормозить, увеличивайте давление на рычаг постепенно, плавно загружая
вилку. Тем самым вы получите мощное и стабильное замедление, и,
одновременно, дадите подвеске возможность нормально отрабатывать
неровности, не перегружая переднее колесо. Как бы там ни было, в
жизни всегда есть место внештатной ситуации. Если вы услышали
характерный противный писк передней покрышки, свидетельствующий о
блокировке колеса, не паникуйте: просто приотпустите рычаг тормоза.
Когда колесо восстановит сцепление с асфальтом, можно снова усилить
давление на рычаг. При
жестком торможении, на современном спортбайке, почти весь вес
приходится на переднее колесо, оставляя задний тормоз не у дел. Тем не
менее, на скользком покрытии не стоит им пренебрегать.
Торможение, особенно жесткое, требует от передней покрышки
максимального пятна контакта, которое возможно только при прямолинейном
движении мотоцикла. Тормозить следует до того, как вы начнете
поворачивать, иначе вы столкнетесь с целой гаммой проблем. Во-первых,
тормозя в повороте, вы тут же испытаете действие стабилизационного
эффекта. Байк начнет выравниваться и вы рискуете не вписаться в поворот
(эффект тот же, что от резкого сброса газа, только сильнее). Если вы
попытаетесь, тормозя, сохранить угол наклона, то перегруженная передняя
шина потеряет контакт — привет лоусайду. Посему, на дорожном мотоцикле
сначала тормозим, затем — поворачиваем. Следует упомянуть, что
современные гоночные шины и тормозные системы, обладающие впечатляющей
обратной связью, позволяют спортсменам тормозить уже в повороте,
находясь при этом в серьезном наклоне. Этот прием дает возможность
начинать торможение очень поздно, однако требует большого опыта, и
относится даже не к "продвинутым", а к глубоко профессиональным.
Вы справедливо можете заметить, что у мотоцикла также имеется и задний
тормоз, однако о нем пока не было сказано ни слова. Если говорить о
современных спортивных мотоциклах, то особенности их развесовки делают
задний тормоз практически бесполезным, ведь вся нагрузка приходится на
"передок". Тем не менее, не стоит пренебрегать задним тормозом в дождь.
Большую пользу задний тормоз приносит на тяжелых мотоциклах: чопперах,
эндуро, дорожниках, короче тех машинах, у которых задняя часть
загружена сильнее, а эффективность передних тормозов может быть
недостаточной. Вот, пожалуй, и все о тормозах. При отработке
торможения помните о самом главном правиле, о котором мы упоминали и в
предыдущих наших публикациях: наращивайте скорость и интенсивность
торможения постепенно, по мере того, как все возрастающая интенсивность
будет становиться привычной. Только так можно приструнить инстинкты и
повысить мастерство. Текст: Денис Лось Фото: из архива редакци
Источник: http://www.motodrive.com.ua |