Меню сайта
Категории каталога
Тюнинг [59]
Ремонт [58]
Тесты [13]
П.Д.Д. и культура вождения [36]
Мотообозреватель [86]
Путешествия и др.истории [24]
ATV и Гидроциклы [24]
Электротранспорт [7]
Велосипед [12]
Экипировка [16]
Мотоблоки и мотокультиваторы [7]
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 153
Понедельник, 06.05.2024, 04:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Мир мотоциклов
Форма входа
Главная » Статьи » П.Д.Д. и культура вождения

Приказано выжить! (Разбор ГОРОДСКИХ "полетов" II)


   Печальная практика показывает, что в любом ДТП виноваты чаще всего оба участника: один — нарушил ПДД, другой — не смог предусмотреть возможность подобного развития событий и предпринять действия, позволяющие избежать ДТП. Поэтому залогом длительной нормальной езды может явиться только ваш собственный опыт. Универсальных советов нет, стиль езды каждого человека индивидуален, вырабатывается им самим и зависит от множества индивидуальных факторов. Но есть определенные моменты, которые просто нужно знать. Помните, как всех нас в школе заставляли учить таблицу умножения? Просто учить на память, чтобы при вопросе "шестью восемь?" вы могли "на автомате" ответить: 48! Если все это спроецировать на дорогу (где большая часть движущегося транспорта — автомобили), то можно уверенно говорить, что значительная часть действий опытного водителя строится на выработанном за годы вождения автоматизме. Так, двигаясь в плотном потоке по дороге с двух- и более рядным движением, и видя сбоку от себя на расстоянии 1,5-2 метров идущий в соседнем ряду параллельным курсом автомобиль, водитель при маневре в пределах этой зоны (например, объезд выбоины на дороге) скорее всего, не посмотрит в зеркало — он подсознательно оценивает, что в боковом интервале 1,5-2 метра другой автомобиль появиться не может. Выезжая с прилегающей дороги на главную и видя на главной вас, водитель принимает решение, ехать ему или ждать, подсознательно исходя из параметра вашей скорости в 70-80 км/ч. Понять при мимолетном взгляде, что вы, перепутав городскую улицу с взлетно-посадочной полосой, летите 160, довольно сложно. И выезд его перед вами в этом случае закономерен — составляй ваша скорость 80 км/ч — он бы вам не помешал. И даже если виноватым будет признан он, будет ли от этого легче вам? Врядли несколько месяцев лежания в гипсе (это — если повезет) вам существенно скрасит тот факт, что в ДТП виноваты не вы... Кроме всего прочего, часть маневров на автомобиле совершаются, исходя из того, что вы едете по правилам, окружающие — тоже. Ведь, в случае необходимости остановиться, вы тормозите, не проверяя, тормозит ли сзади идущая машина. В конце концов, проспал едущий сзади ваши стоп-сигналы — будет ремонтировать ваше "железо". Управляя мотоциклом, подобной роскоши себе позволить нельзя. Здесь неважно, кто будет виновным в ДТП — вы или иной участник. Вам важно ДТП не допустить! Даже, если другой участник движения нарушает правила — лучше пропустить нарушителя, чем рисковать здоровьем!
   А теперь — непосредственно к "разбору полетов". На этот номер журнала  мы запланировали две очень актуальные темы: первая - "мертвая зона" и вторая — "нужно ли "ложить" мотоцикл". Первая относится к тому, о чем было сказано выше — это нужно "знать и помнить". Все. Никаких вариантов (типа, 6х8 = не 48, а 47,5 или 49 — не прокатывает). Просто выработать до автоматизма отношение к мертвой зоне. Вторая тема — это обратная ситуация: здесь есть о чем поспорить. И здесь действительно все очень индивидуально и зависит от очень многих факторов.

Зона смерти, или: "кто спрятался, я не виноват..."
   Наверное, в жизни каждого мотоциклиста были случаи, когда желание доказывать всем и каждому, что ты самый быстрый и громкий остывает, и просыпается желание влиться в поток, не спеша проплыть по течению дороги, сверкая всеми хромированными, полированными или другими прелестями байка, позволить окружающим рассмотреть хищный оскал шлема, или все немыслимые кожаные аксессуары и тату своего тела. Но почему, именно в этот момент, когда вы, никуда не спеша, никого не трогая, плавно плывете по городу и наслаждаетесь дорогой, создается опаснейшая ситуация: водитель микроавтобуса, легковушки или фуры, вдруг перестраивается из своего ряда прямо в ваш  мотоцикл! И делает он это вовсе не от ненависти к двухколесной технике, а по более простой причине — ОН ВАС НЕ ВИДИТ!!!  
   Какой бы легкой и приятной ни была поездка, не надо расслабляться! Постоянно следите за другими участниками движения. Даже сверкающий хромом мотоцикл не всегда  виден в зеркалах. Водитель машины безусловно виноват, но вам от этого не легче, ведь мотоцикл разбит. Есть тут и часть вашей вины — вы ехали в его МЕРТВОЙ ЗОНЕ, напрашиваясь на неприятности.
   Глядя на едущую впереди машину, нельзя с точностью сказать, какие границы имеет мертвая зона ее зеркал. Многое зависит от габаритов машины, профиля и площади зеркал заднего вида, а также условий видимости (день, ночь, дождь, снег, туман вносят существенные коррективы). Кроме этого, в каждой мертвой зоне есть еще и смертельная зона — место, где ошибка водителя соседней машины может стоить вам жизни. Как только ваше переднее колесо близко (1,5-1,7 м) приблизилось к линии, проходящей вдоль заднего бампера машины — вы в смертельной зоне и будете в ней оставаться, пока не пересечете линию зеркал. Выбор дистанции — важный момент, но не забывайте про грамотный боковой интервал (минимум 1,5 м). Иногда его нужно уменьшить, чтобы попасть в зеркала соседа, а иногда увеличить, дистанцируясь от него, чтобы попасть в поле видимости уже следующей машины. И старайтесь покинуть смертельную зону как можно быстрее.
   Грамотное движение в трафике — это постоянный выбор скорости и позиции, что требует концентрации не меньшей, чем в гонках. Ваши глаза должны постоянно "сканировать" окружающую обстановку, оценивать стиль вождения каждого участника движения. Ваш мозг должен постоянно анализировать дорожную ситуацию, предполагать дальнейшее ее развитие и иметь ЗАПАСНОЙ ВАРИАНТ. Как правило, это экстренное торможение, но с тем же успехом это может быть интенсивное ускорение или торможение с протискиванием в щель между двумя машинами, а также маневрирование с ускорением. Просто прикидывайте, что еще может случиться, и вы станете так выбирать положение в потоке, чтобы всегда иметь запасной вариант. Грамотное чтение трафика должно стать вашей второй натурой. Ведите счет и будьте беспощадны в оценках самому себе. Произошло что-то неожиданное? Проанализируйте, чем вы занимались за мгновение до этого, какой это был тип водителя и машины, не прозевали ли вы что-то настораживающее.
   Не забывайте следить за собственной мертвой зоной, в которой всегда может оказаться опасный для вас объект. Большинство неприятностей приходят спереди или сбоку, но это не значит, что не нужно думать о ситуации сзади. Периодически проверяйте зеркала, примерно раз в пять секунд. Перед перестроением нужно бросить взгляд через плечо, чтобы убедиться, что полоса свободна, хотя в плотном трафике бывают моменты, когда просто нет времени крутить головой. Поэтому нужно смотреть в зеркала быстро и запоминать картинку, а оценивать ее уже по ходу. Мертвая зона у мотоцикла может быть очень большой (часто ее сильно увеличивают ваши локти). Если вы не успеваете оглянуться, используйте ручку газа, как инструмент для борьбы с мертвой зоной. Небольшое ускорение поможет переместить мертвую зону так, что сосед по потоку покажется в зеркалах. Этот метод не так безопасен, как взгляд через плечо, но иногда оторвать взгляд от дороги еще опаснее.
   Еще один совет — вы должны держать обороты в зоне максимального крутящего момента, чтобы в любой момент ускориться. Когда говорят, что "кто-то ездит так осторожно, что это становится опасным", знайте, что речь идет о “двухколесниках”, которые предпочитают невысокие обороты и просто не могут ускориться, чтобы влезть в “дырку” в потоке или очистить мертвую зону. Кстати, если вы подбираете себе мотоцикл для ежедневных поездок на работу, ищите модель с большой величиной и ровной характеристикой крутящего момента, чтобы иметь возможность ускоряться практически с любых оборотов. Если вы видите отъезжающий от остановки автобус, и вы можете его быстро обогнать, то делайте это, не затягивая процесса. Езда за автобусом чревата неприятными последствиями. Мотоцикла за ним не видно абсолютно! Кстати, ехать впереди автобуса или грузовика — тоже опасно. Его может обгонять легковой автомобиль, и, в случае опасности, не видя вас, он может сразу за обгоняемым объектом резко уйти вправо, подрезав вас... Еще опасней оказаться между двумя такими гигантами!

“Ложить" или не “ложить"? Вот в чем вопрос…
   Когда среди наших знакомых заходит разговор о том, правильное ли это решение — "положить мотоцикл", то единодушия в этом вопросе нет. Одни до хрипоты доказывают, что только таким способом в свое время ушли от столкновения, спасли свое здоровье и жизнь. Другие доказывают, что "положить мотоцикл" — решение ошибочное, а иногда и катастрофическое. Кто же прав? Давайте разбираться.
   Когда мотоциклист принимает решение о том, стоит ли положить мотоцикл на бок? Как правило, это происходит при катастрофически быстром приближении к препятствию, чаще  всего — автомобилю.  Когда на его пути внезапно возникает препятствие, мотоциклист пугается. Вообще-то, это естественная реакция человека, но у многих страх напрочь отключает всякую способность к мышлению. И ему кажется, что уронив мотоцикл на бок, он так и останется в этом относительно безопасном месте, где упал, не доехав до препятствия. На самом деле, все совсем не так...
   Во-первых, давно уже установлено, что тормозной путь НОРМАЛЬНО тормозящего мотоцикла намного короче пути, пройденного им же, но скользящим на боку. Кроме этого, ваш “полет” по асфальту (даже, если вы успели отделиться от аппарата) слабо прогнозируем — вы можете скользить по прямой, кувыркаться влево, вправо... А про мотоцикл и говорить и не стоит — даже если вы ехали со скоростью 80 км/ч, то пролететь на боку он может и 100 метров, цепляя по пути другие машины, бордюры и столбы... Что может случиться с мотоциклистом, положившим при этом мотоцикл? Он может улететь на встречную полосу, уйти непосредственно под автомобиль (трамвай, автобус), врезаться в бетонное ограждение или придорожный столб. Вариантов множество. Идеальные ситуации, когда никого и ничего рядом нет, в жизни встречаются крайне редко.
   Во-вторых, представьте себе, что автомобиль, выскочивший внезапно перед вами и явившийся причиной того, что вы все-таки положили мотоцикл, и даже (ура!) остались относительно целы, преспокойно себе уехал. То есть, ДТП не было! На языке ГАИшников этот инцидент будет формулироваться, как "не справился с управлением". А если ваш скользящий мотоцикл при этом разбил несколько ни в чем неповинных автомобилей, и сам восстановлению не подлежит, и вы весь в переломах, то самое интересное, что при этом ВИНОВАТЫ, БУДЕТЕ ВСЕ РАВНО ВЫ! Так что если вы видите, что удар не будет слишком сильным, или вы грамотно к нему подготовлены, БЕЙТЕ легковой автомобиль! Именно падения на багажник/капот, скользящий удар о борт, нередко спасали мотоциклисту жизнь и, что очень немаловажно, сокращали дальнейшие финансовые потери.
   Но одних советов и объяснений мало. Нужен опыт и тренировки! И хорошо бы реально взять хоть несколько уроков на треке. Почему на треке? Потому что именно там вырабатывается очень важная способность — трезво оценивать ситуацию, на, казалось бы, запредельной скорости. На самом деле, у страха глаза велики. И люди, имеющие возможность и сто раз успевающие оттормозиться, бросают мотоцикл или блокируют передний тормоз. Лишь тренировки способны "наработать понимание" ситуации.
   Ведь для того, чтобы "положить мотоцикл", тоже нужно время. Несколько секунд. Вместо этого за эти секунды можно сделать очень многое. Либо просто оттормаживаться на грани блокировки, стоппи, гася скорость до минимума. Либо, если действия автомобилиста более-менее прогнозируемы, после максимально возможного замедления уходить от столкновения. Либо группироваться и уходить в удар по касательной. Обычно при прочих равных удар о легковую машину оттормозившегося мотоцикла до скорости ~40 км/ч не фатален, удар же скользящего (летящего) тела в ту же машину произойдет на большей скорости, мало, чем отличающейся от начальной.
   Естественно, на дороге не все так просто. Положить мотоцикл можно и нужно, если:
   — у вас отказали тормоза и вы летите к обрыву (очень крутому повороту), тогда у вас есть шанс либо спрыгнуть с мотоцикла, либо положить его, опять же постаравшись "разойтись" с ним в разных направлениях...
   — и, пожалуй, самым основным "показанием" для того, чтобы "положить" мотоцикл, остается ситуация, когда вы "летите", не успевая остановиться,  в высокий автомобиль (микроавтобус, автобус, просто грузовик), и шансов перепрыгнуть ЧЕРЕЗ него, как через легковой автомобиль, нет... Вот тогда это — тот самый случай.
   Но главное: не отдавайтесь на волю судьбы, держите ситуацию в своих руках, не "ложите" мотоцикл, когда есть возможность еще что-то предпринять!

   И НИКОГДА НЕ ЕЗДИТЕ БЕЗ НАДЕЖНОЙ ЭКИПИРОВКИ!

Авторы: Lilia, Андрей Московченко
Илюстрации: Анатолий Еремеев


Источник: http://www.motodrive.com.ua
Категория: П.Д.Д. и культура вождения | Добавил: motosever (01.08.2008)
Просмотров: 969
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz