Можно много дискутировать и писать на тему: "Кто виноват?" и "Что
делать?", но мы намеренно не будем этого делать. Мы просто хотим, чтобы
вы сами посмотрели на приведенные в таблице цифры. Язык статистики, как
ему и положено, скуп, сух и исключает эмоции. Но они все равно дают о
себе знать, пробивают толщу официальной информации или угадываются под
ней неостывшим жаром. Неслышные ураганы бушуют в графах и строках
милицейской отчетности. Испепеляющая их сила ведома до конца лишь тем,
кого она коснулась. А как бы хотелось, чтобы за такое любимое ощущение
свободы нам приходилось платить только деньгами, и никак не кровью...
Что делать?
Департамент ГАИ МВД Украины предлагает изменить сознание водителей
увеличением размеров штрафов. Спору нет, определенный рост дисциплины
на дорогах суровые и неотвратимые наказания за нарушения ПДД могут
стимулировать. Но нет гарантии, что ужесточение санкций к нарушителям,
на которое делается ставка, не превратится в очередную бумажную
страшилку, упершись в чеканную и выверенную многолетней практикой
формулу: "Выше штрафы — больше взятки". Кроме этого, настораживает то,
что в разных странах Евросоюза штрафы приблизительно сопоставимы между
собой, а уровень смертности в них при этом отличается "в разы". То
есть, ужесточение наказания водителей является, по сути, борьбой не с
причиной, а со следствием беспредела, царящего на дорогах. А бороться
надо с их причинами: - отвратительным состоянием дорожной инфраструктуры и бестолковой организацией движения.
- нахождением на дороге людей, не успевших как следует освоить хотя бы
приборную панель своего приобретения или чего-то щедрого презента.
- легко заполученными или попросту купленные правами и
небезосновательными расчетом на возможность откупиться даже при самом
грубом нарушении. - несовершенным законодательством, непоследовательность и зияющие прорехи которого истоптаны критиками вдоль и поперек.
Спросите автоинспектора, что мешает ему призвать к порядку и привести в
чувство водителя маршрутки, нарушающего все, что только можно нарушить,
и он без запинки выдаст: "Нет законов, позволяющих как-то
воздействовать хотя бы на самых закоренелых злодеев за рулем". А в
подтверждение покажет стопку протоколов о нарушениях, которые исправно
составляются и так же исправно куда-то пропадают. А также
необходимо признать, что приняв в 2001 году закон о передаче функций
взыскания штрафов за нарушения ПДД (некоторые штрафы равны 3,4 грн.) в
загруженные и перегруженные суды*, она собственными руками создала
систему, провоцирующую нарушения и объяснить гражданам страны, почему
шесть лет (!), имея на руках ежедневные подтверждения ошибочности
своего шага, выраженного в катастрофическом росте количества погибших,
власть отказывалась на это реагировать. И, наконец, и президенту, и
представителям политической и бизнес-элиты предстоит публично
согласиться с тем, что до тех пор, пока они не будут отвечать за
содеянное наравне со всеми, проблема узаконенного беспредела на
дорогах, как и другие государственные проблемы, решена не будет.
Несколько показательных фактов на этот счет. Так, если в 1998 году за
нарушение правил дорожного движения было наложено штрафов на сумму 131
млн. грн., то взыскано — 122 млн. В 2001 году (до принятия закона)
наложено — 139 млн., взыскано — 131 млн. А в 2006 году, когда
количество ДТП, количество пострадавших и смертность увеличились в
разы, суммы взыскания в разы… уменьшились. Итак, 2006 год: наложено
штрафов на 65 млн., взыскано — 19 (!) млн.
* Когда в 2001
году парламент принимал закон об ограничении прав дорожного инспектора
и передаче карающего меча суду, основных аргументов было два:
коррумпированность ГАИ и необходимость безотлагательной защиты прав и
свобод, находящихся под прессом поборов граждан. В итоге — на столах
судей ежедневно лежат сотни административных дел, по которым они должны
вынести решения в отношении уплаты нарушителем штрафа в… 3 грн.40 коп.!
Мало того, из семи миллионов дел, рассмотренных в 2006 году украинскими
судами, более четырех миллионов имеют отношение к ДТП. Дело в том, что
государство создало абсурдную систему, в которой нет места ключевому
принципу — неотвратимости наказания за содеянное.
Этим
летом было анонсировано намерение группы министерств и ведомств
разработать программу обеспечения безопасности дорожного движения на
период до 2012 года. С анонса спрос невелик, но смутные ассоциации
вырисовываются в связи со сроками. Уж не к грядущему ли всеевропейскому
футбольному празднеству тянется ниточка? А ведь извечная наша традиция
подсказывает: пироги, приуроченные к датам и событиям, получаются либо
недопеченными, либо подгоревшими...
Европейская комиссия,
чтобы сравнить уровень смертности на дорогах разных стран, определяет
количество погибших в ДТП в пересчете на 1 млн. населения. Согласно
этой методике уровень смертности на украинских дорогах равен 154
погибшим на 1 млн. жителей. (Внимание, данные Еврокомиссии даны на
конец 2006 года! 2007 год год для Украины стал еще более катастрофичен
— 160 человек на 1 млн населения...) В целом по Европе уровень
смертности на дорогах равен 95 погибшим на 1 млн. жителей Евросоюза
(этот показатель постоянно снижается, в 2003 году было 103, а в далеком
1991-м — 162 погибших на 1 млн.). Да, украинские дороги пока не самые
опасные в Европе. Но все шансы на победу в этой номинации наша страна
имеет. Еще немного бессилия и бездеятельности — и мы у цели. Самыми
опасными в Европе в 2004-2006 гг были признаны дороги в Латвии, где из
каждого миллиона жителей в ДТП погибли 220-212 человек, и в Литве —
216-208 погибших. Равные украинским показатели смертности
демонстрируют, согласно статистике Евросоюза, Греция (153 человека) и
Польша (148 человек). Самое безопасное дорожное движение на Мальте — 33
погибших на 1 млн. населения. Далее идут "дождливые" Нидерланды (50
человек), суровая Швеция (54), туманная и богатая спорткарами
Великобритания (56), Дания (69) и, наверное, самая автомобилизированная
страна, на автобанах которой отсутствуют ограничения скорости движения
— Германия (всего 71 погибший на 1 млн. жителей). Все эти государства
имеют общие черты — наличие качественных дорог и отлично организованное
дорожное движение, делающее отступление от требований ПДД неудобным для
нарушителя. Водителю на немецких дорогах проще соблюдать Правила, чем
нарушать их. При этом штрафы выполняют в обеспечении безопасности
движения второстепенную, вспомогательную функцию.