Образец № 1
Производитель - «С. М. Racing»,
Тайвань. Цена комплекта -600 рублей. Признан наилучшим в нашей
экспертизе. Его установка допускает некоторое
форсирование мотора.
Образец № 2
Производитель - «Daelim»,
Корея. Цена комплекта
- 800 рублей. Оценен
как отлинный. При грамотной эксплуатации
мотора обесценит максимально возможный
ресурс поршневой
группы.
Образец № 3
Производитель - «See piston
industrial Co, Ltd.», Китай. Цена комплекта - 500 рублей. Поршень
имеет исправимые грешки в обработке, кольца
слабее, чем №№ 1 и 2.
Заслужил отметку «хорошо». Пригоден при нормальных режимах езды.
Образец № 4
Производитель - «Art metal
mfg Co, Ltd.», Китай.
Цена комплекта - 450
рублей. Содержит недостатки по качеству
изготовления. Грубая
обработка торцов компрессионных колец.
Оценка - «трояк с минусом». Кольца вызовут повышенный износ
зеркала цилиндра.
Образец №5
Производитель «Piston», Китай. Цена комплекта -
450 рублей. Те же недостатки, что и у № 4.
Торцы компрессионных колец с рисками
и раковинами. Кольца
вызовут повышенный
износ цилиндра. Применять этот поршень
допустимо, если нет
ничего лучшего.
Образец № 6
Производитель - «Daosen
industrytrade Co, TLD»,
Китай. Цена комплекта
- 350 рублей. Помимо
плохой обработки
поршня, снабжен стальными компрессионными кольцами, выполненными с отклонением. Оценки не даем,так
как прогнозировать ресурс поршневой невозможно. От его покупки
следует воздержаться.
Цена поршней разная, от либеральной
до неподъемной. И это подозрительно: все
поршни привозят с Востока - из Кореи,
Тайваня, Китая, а раз из одного региона, то
цены, подразумевается, должны бы быть сопоставимыми. Значит, или «либералы» что-то «не договаривают», или у дорогой
продукции дутая стоимость. Что есть фальсификат? Разберемся.
ЦАРАПАТЬ ПОЛЕЗНО Осматриваем образцы: уже по некоторым
внешним признакам можно судить о качестве детали. Начнем с упаковки. На
каждой - обозначения модели и размерной группы. Достаем поршни: на
донышках всех образцов есть метка, ориентирующая поршень при монтаже.
Отлично! Но чтобы донышко не обрастало сажей (эта дрянь обожает липнуть
ко всяким неровностям, и это ухудшает отвод тепла от поршня), его
делают гладеньким. Чего нет у образцов № 3,4, 5, 6 - шагреневая
поверхность и «ямы», оставшиеся от инструмента, - провокатор
нагарообразования. Намек «либералов» понятен: платишь меньше - доводи
деталь до ума самостоятельно.
У Но не все у донышка должно быть гладко: переход к цилиндрической
части поршня положено закруглять. Подскажем, зачем это нужно. В
2-тактном моторе, не имеющем принудительной смазки, такой «носок»
«собирает» масло, оставшееся в камере сгорания, и «направляет» его на
рабочую поверхность цилиндра (туда, где оно и должно быть). Четко
выполнен «переход» на образцах №№ 1, 3, 5 и 6, а вот у №№ 2 и 4 он
какой-то размытый. Это - минус. Потом суммируем баллы с оценками других
компонентов.
Определяем качество рабочих поверхностей юбок поршней.
«Отлично» заслужили образцы № 1 и 2. На них и микрорельеф, удерживающий
смазку на юбке, и оловянистое покрытие. Такое сочетание «смягчает»
приработку поршня к цилиндру и продлевает ресурс «парочки» на 10-15%
пробега. Остальным сняли по баллу. Образец № 3 оловом покрыт, но
«рельефность» слабовата; у №№ 4 и 6 она есть, но нет защитного
покрытия; у № 5 «рельеф» хороший и покрашен он чем-то схожим с
графитовой твердой смазкой, но защита легко смылась бензином (в моторе
то же произойдет моментально).
Дадим пару советов по распознанию
качественно выполненной юбки. Во-первых, посмотрите на фото и запомните, как выглядит поршень с наиболее
надежной оловянистой защитой и без
нее. Во-вторых, при покупке резким
движением царапните ногтем по юбке
сверху вниз: если металл издает звук,
схожий с тихим «Ой!» - микрорельеф
есть. Не «ойкает» - юбка без него, значит, деталь плоховата.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА Следующий этап экспертизы - в
лабораториях московского университета МГТУ «МАМИ». Спецы «допрашивали»
поршни с пристрастием: на точнейших приборах измерили их геометрию,
кололи металл особыми иглами, измеряя его твердость и «поджаривали»
образцы в печи,проверяя их на устойчивость к температуре. Каков
результат? Чего-либо «криминального» не обнаружили. Отклонения у ряда
образцов есть, но - в лучшую сторону. Образцы № 1 и 2: по качеству
обработки оба - «отличники». Конусность и овальность юбок выполнена с
точностью до нескольких микрон (при норме 10-15). Напомним, эти формы
позволяют поршню расширяться при нагреве, не заклиниваясь в цилиндре, и
чем совершенней они обработаны, тем дольше служит де- таль. У других
испытуемых (№№ 3-7) исполнение поверхностей, образующих юбку, хорошее,
но ближе к пределу допустимого. Что, учтите, вызывает необходимость
удлинить обкатку новой поршневой в сравнении с тем, что строго
предписано производителем скутера, процентов на 10-15. Тогда общий
ресурс этих деталей будет сопоставим с показателями поршней № 1 и 2.
Проверили и чистоту обработки отверстий под поршневой палец. Все образцы
уложились в норму: отклонение - около
5 мкм. И получили заслуженную «пятерку».
Твердость поршневого сплава определяет его износостойкость, а она наибольшая
у №№ 1 и 2 (135-137 единиц НВ). Поместив
эти поршни в цилиндр, с мотором можно
даже поколдовать в плане увеличения
мощности - процентов эдак на пять. Остальные образцы показали твердость ниже
- 116-120 ед. НВ, это нормально для поршня 2-тактника. Но раз здесь все выдержано
в пределах нормы и не более, «затачивать»
мотор на увеличение его лошадиных сил
не стоит - потеряете от четверти до трети
ресурса поршневой.
«Жарка» в печи и проведенный позже
химический анализ металла подтвердили
сказанное. Чередующийся нагрев поршня
до 200°С и резкое охлаждение водой испытуемые выдержали - ни один не лопнул
и не треснул.
Но не все прошли испытания без последствий. Образцы №№ 3-6 обрели дополнительную «кривизну» поверхностей («плюс»
еще 5 мкм), что грозит задирами юбки при
избыточном подогреве поршня, сопутствующем увеличению мощности мотора. Сей
факт специалисты пояснили так: образцы
с обычной твердостью металла отлиты из
типового поршневого сплава с 10-12%
кремния. №№ 1 и 2 сохранили исходную
геометрию, так как «усилены» 14% Si и легированы никелем, поэтому будут более
устойчивы к буйству температур в форсированном двигателе. Но дорогие компоненты «форсируют» и цену изделия.
Коротко о поршневых пальцах. Тут никакого «разнобоя»: у всех образцов они выполнены на «пять» - из соответствующей
стали и обработаны идеально чисто. С приятными впечатлениями об испытуемых - леваков среди них нет - и закончилась бы
наша экспертиза, не коснись мы колец.
НЕ КОНТАКТИРУЙ С ГРУППОЙ РИСКА
Поршень 2-тактника оснащается кольцами:
компрессионными (они герметизируют ка-
меру сгорания) и стопорными, запираю-
щими от перемещения поршневой палец.
Начнем с колец компрессионых. Проверим, как они размещаются в кольцевых канавках и цилиндре.
Все их оценили на «отлично»: в канавках не болтаются - перемещение по вертикали соответствует положенным
0,05-0,08 мм и расстояние между кончиками замка при установке в цилиндр
в норме - 0,15-0,30 мм.
Теперь оценим форму колец - от нее тоже кое-что зависит. Поясним
это на примере колечек поршня № 1 - среди испытуемых они самые шикарные
(от нас - «пять с плюсом»). Для эффективного уплотнения камеры сгорания
мотора скутера достаточно прямоугольных в сечении колец, выполненных из
ковкого чугуна. У образца № 1 они трапецеидальные - это позволяет
кольцам сохранять подвижность (пружинить) при появлении в канавках
нагара.
Боковые поверхности колец № 1 медненые, а слой теплопроводного
металла улучшает охлаждение поршня. Да и сама медь, известная как
«скользкий» металл, при кратковременном перегреве мотора не даст
кольцам застрять в канавках. Но произойди и это, кольца, потерявшие
подвижность, не «вгрызутся» в зеркало цилиндра - их торцы имеют
«скругление» - две фаски по краям. На рабочую поверхность колец нанесен
слой пористого хрома. Он исключительно износостоек, а значит, увеличит
ресурс «браслета». Помимо того, пористый металл, как губка, насыщается
маслом и меньше изнашивает цилиндр. Причем, на приличную величину:
поршневая группа с кольцом без покрытия проигрывает ресурсу хрома до
полутора раз!
Под нижним колечком - пружинка-эспандер, она ощутимо добавляет кольцу упругости и сохраняет компрессию. Что же,
эти колечки действительно «Racing» - они
обеспечат безаварийную работу мотора
и при отчаянном стиле езды.
Теперь о других испытуемых. Образец
№ 2 сопровождают чугунные кольца с «эспандером» под нижним, их мы оценили
как отличные. Хромирование без замечаний, фаски на рабочих поверхностях
на месте, есть и «трапеция», впрочем, она
не столь ярко выражена, как у № 1. А вот
меди нет вовсе, за что отметку выставили
без «плюса». С поршневой, оснащенной
«браслетами», № 2 следует быть поосторожней при отжигании резины. Образец
№ 3: в его комплекте добротная «чугунина», во всем схожая с предшествующей,
но попроще - нет пористого хрома, рабочие поверхности просто отполированы.
Скажем так: кольца выполнены на «хорошо» - сочетаются с
обыденным стилем езды. Мы хотели вынести то же заключение и в отношение
колечек №№ 4 и 5 (по форме и металлу они аналогичны № 3), да
рассмотрели грубую обработку торцов - заусенцы, риски и каверны. Такая
структура прирабатывается к цилиндру за счет повышенного износа его
зеркала. Обустроите ими мотор - цилиндр не переживет, как обычно, два
поршня, а износится одновременно с первым «горшком». Установка этих
деталей в мотор будет оправдана только в случае, если нет ничего более
качественного. Оценка кольцам - «трояк» с во-о-от таким минусом. № 6 по
исполнению не лучше, по составу металла - «группа риска»: они не
чугунные, а стальные. Продвинутый скутерист возразит: сегодня такие
кольца самые передовые! Согласны, но сталь должна быть особой -
насыщенной «скользким» углеродом. Торец каждого кольца - со округлением
большим, чем у чугунной разновидности, и изготовитель обязан его
защитить антифрикционным покрытием (методом фосфатирования,
оксидирования и т. п.). Его наличие у № 5 ни осмотр, ни химический
анализ не подтвердили. С этими кольцами мотор как-то работать будет и
сколько-то проедет, но прогнозировать ресурс поршневой невозможно.
Вместо оценки дадим совет: от знакомства с «группой риска»
воздержитесь!
Одинаково похвального качества у всех
образцов запорные кольца поршневых
пальцев. Они из отличной
«пружинистой» стали, четко
входят в свои канавки. Однако
предостережем от слишком
вольного с ними обращения.
Ставьте колечки, сжимая их
по диаметру не более трети.
Большего «пружинка» не выдержит - может смяться, при
работе мотора выскочить из
гнезда и распороть детали
поршневой.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРТИЗЫ Из всех обследованных комплектов
достоинствами заметно выделяется образец № 1 - его по сумме отметок
отнесем кхай-классу. Незначительно, но проигрывает ему (по округлению
донышка и поршневым кольцам) № 2 - его назовем классным. Образец № 3
признаем приемлемым. Хоть сами поршни №№ 4-6 и «ничего», но
использование их из-за халтурных компрессионных колец считаем делом
рискованным.
Источник: http://moto.zr.ru |