Современные массовые мотоциклы в большинстве
своем имеют моторы с несколькими цилиндрами (от двух до шести), причем, с
отдельной системой питания на каждый из них, что, по сути, равнозначно
нескольким одноцилиндровым моторам, объединенным в один. Четырехмоторный самолет
видел каждый. И любой человек понимает, что все двигатели должны развивать
одинаковую тягу. Та же история и внутри мотоциклетного
двигателя: каждый цилиндр должен развивать одинаковую тягу, то есть, работу
цилиндров нужно синхронизировать. Слово ''синхронизация'' часто можно услышать в
разговоре мотоциклистов. Не все понимают, как и зачем это делается, но те, кому
в мастерской отрегулировали двигатель, передают потом друзьям, что нужно сделать
синхронизацию. ''Тяга — во!'' — говорят они. Для настройки
двигателя необходимо несколько приборов. Первый —''Синхротест'', представляет
собой два или четыре вакуумметра (вообще-то столько, сколько цилиндров в
моторе). Прибор показывает разрежение за дроссельной заслонкой в каждом
цилиндре. Привод дроссельных заслонок имеет регулировочные винты, которыми нужно
добиться одинакового разряжения во всех цилиндрах. Это не сложно и очень часто
синхронизацию на этом и заканчивают. Но на самом деле эта операция — ровно
половина от необходимого! Далее в работу включается газоанализатор! На каждом
карбюраторе имеется винт качества смеси. Если не отрегулировать смесь,
двигатель будет так же неустойчиво работать, как и раньше. Один цилиндр, в
который приходит качественная смесь, работает близко к идеалу и передает полный
крутящий момент на коленвал, а другой, в котором смесь нормально не горит, ''не
додает'' положенного. И так каждые два оборота коленвала, какие то поршни
''трудятся'', стремяcь раскрутить коленвал, а какие-то работают в полсилы и
подтормаживают. В результате двигатель вибрирует, стрелка тахометра
подергивается, мотор не хочет тянуть с низких оборотов. Кроме того, слишком
богатая смесь портит свечи, и тогда на высоких оборотах тоже появляются перебои
в работе двигателя. Хозяин меняет свечи, а через две недели их опять пора
менять. Учитывая, что свечи на современных мотоциклах стоят недешево, это быстро
надоедает. Чтобы вы не тратились на свечи, излагаю алгоритм ПРАВИЛЬНОЙ
синхронизации. Подсоединяя по очереди датчик газоанализатора
к каждой приемной трубе, отрегулируйте качество смеси во всех цилиндрах. Когда
вы затем по “синхротесту” добьетесь одинакового количества этой смеси, а по
газоанализатору одинакового качества смеси, двигатель начнет работать исправно
(если он, конечно, исправен механически). На многих мотоциклах можно найти на
трубах выпускного коллектора, приваренные на заводе входы для подсоединения
датчика газоанализатора. Если на мотоцикле две или даже четыре выхлопные трубы,
не стоит соблазняться брать пробу газов прямо из выхлопных труб. Выпускной
коллектор обычно имеет перемычки и соединяет газы из всех цилиндров вместе, так
что настроить каждый цилиндр не в этом случае все равно не удастся. В процессе эксплуатации параметры
двигателя меняются. Где-то откладывается нагар, изменяется компрессия в каждом
цилиндре, смола покрывает жиклеры, иглы и еще тысяча всяких факторов приводят к
тому, что работа цилиндров в двигателе опять рассогласовывается. Поэтому
синхронизацию, как вид работ, можно найти в перечне регламентных работ при
проведении ТО мотоцикла. Система холостого хода влияет на работу
двигателя вплоть до набора коленвалом 2х-3-х тысяч оборотов в минуту. И от ее
настройки сильно зависит отклик двигателя на открытие дросселя. На более высоких
оборотах ее влияние нивелируется. В работу вступают иглы и главный топливный
жиклер. Как регулировать процесс подачи топлива там, где они
находятся, вы прочитаете в следующем номере…
Текст: Валерий Гарбарук, г. Киев, мастерская
“Мото-Гараж”
Источник: http://www.motodrive.com.ua |