Для получения полной картины работы системы коробки, моста и колеса — необходимо выполнить следующие шаги. 1. В Microsoft Excel делаем табличку:
В столбце "В" показаны уже числовые значения — после автоматического
расчета формул. Столбец "С" заполнять не надо, он показывает, какие
формулы вбиты в столбце "В". Столбец "D" тоже можно не заполнять, это
для наглядности указаны единицы измерения. Обороты двигателя
указаны для примера — вы можете ввести туда любое значение и получить в
конечном итоге скорость, достижимую при этих оборотах, на той передаче,
для которой вы ввели значения количества зубьев, при том количестве
зубьев главной шестерни заднего моста, который вы ввели. 2. Меняя
количество зубьев для каждой передачи, которые вы планируете установить
в коробку, составьте следующую табличку. Можно в том же Microsoft
Excel, но можно и от руки. 3. В Microsoft Excel составьте пустую табличку для дальнейшего построения графика. 4. Распечатайте бланк, возьмите линейку и фломастеры.
5. На распечатке ставим точки на горизонтальной линии, соответствующей
оборотам двигателя, для которых вы рассчитывали скорость (в нашем
случае — 4000 об/мин). По вертикали точки должны соответствовать
скоростям, полученным при расчете.
6. Через начало координат и намеченные точки проводим линии, по этим
линиям можно выяснить, какие обороты двигателя будут у вашего байка на
всех просчитанных передачах. 7. Исходя из жизненного опыта,
предполагаем, при каких оборотах вы переходите на более высокую
передачу. Для себя я предположил: при 4500 об/мин.
8. Проводим горизонтальную линию "ограничения оборотов" (красный цвет),
а затем рисуем график переключения передач (зеленый цвет). Из
нашего примера видно, что предполагаемая 5-я передача (соотношение
23/23, то есть, 1:1) прекрасно вписывается в ритм переключения
предыдущих стандартных передач. И теперь на пятой передаче можно будет
спокойно ехать до 170 км в час, если двигатель хорошо сделан и настроен.
Так же можно рассчитать вариант установки ускоренных 3-й (18/28) и 4-й
(22/25) передач. Для примера рассмотрим установку 5-й в такую коробку.
Из графика видно, что несмотря на достаточно большой разрыв между 2-й и
3-й передачами, ритм переключения все же неплохой, но "4-я ускоренная"
на 4500 об/мин ниже, чем 5-я (1/1). Из этого следует, что: - установка 3 и 4 улучшают скоростные характеристики МТ. - самым оптимальным является установка 5-й передачи, но это дороже.
- установка 5-й вместе с 3-й и 4-й "ускоренными" (светлые линии на
графике) не имеет особого смысла. Этот вариант — уже для дальнобоя по
хорошей дороге, при скорости 110-150 км/ч, для возможности небольшой
корректировки крутящего момента. Текст: Юрий Исаев (ШТИРЛИЦ), мастерская "FX-Moto". Рисунки и таблицы: предоставлены автором. Публикация: www.fxmoto.kiev.ua
Источник: http://www.motodrive.com.ua |