Для эффективной работы двигателя необходимо своевременно проводить работы по его
техническому обслуживанию. Периодичность проведения работ по ТО приводится ниже.
В зависимости от условий эксплуатации (длительное кошение, землеобработка песчаных
грунтов, культивирование заросших участков и т.п. в составе мотоблоков; а также
работа в запыленных условиях и т.п. в составе электроагрегатов) периодичность
может быть сокращена.
Ежедневное техническое обслуживание |
- Удалите пыль, грязь, масло с наружных поверхностей двигателя.
- Осмотрите соединение головки цилиндра с блоком цилиндра двигателя, при
необходимости произведите подтяжку болтов крепления головки цилиндра на
остывшем двигателе диаметрально-противоположно крест-накрест через 3 болта.
- Проверьте надежность крепления двигателя, при необходимости подтяните ослабленные соединения.
- Проверьте герметичность соединений шланга бензопровода от топливного
бака к карбюратору.
- Очистите кожух защитный (вход в вентилятор) от посторонних предметов.
|
Техническое обслуживание после первых 5 часов работы |
- Замените масло в картере двигателя.
- На холодном двигателе подтяните болты крепления головки цилиндра диаметрально-противоположно
крест-накрест через три болта.
|
Техническое обслуживание через каждые 25…30 часов работы |
- Выполните работы, перечисленные в пункте «Ежедневное техническое обслуживание».
- Произведите очистку воздушного фильтра.
- Удалите ограничительную прокладку.
|
Техническое обслуживание через каждые 50 часов работы |
- Выполните работы, перечисленные в пункте «Техническое обслуживание
через каждые 25…30 часов работы».
- Снимите корпус вентилятора, очистите от пыли и грязи блок и головку цилиндра,
моноблок системы зажигания, маховик.
- Проверьте зазор в системе зажигания.
|
Техническое обслуживание через каждые 100 часов работы |
- Выполните работы, перечисленные в пункте «Техническое обслуживание
через каждые 50 часов работы».
- Осмотрите свечу. Замерьте и отрегулируйте зазор между электродами.
- Слейте бензин из топливного бака, демонтируйте и промойте бак и кран-отстойник
чистым бензином, установите на место.
|
Техническое обслуживание при хранении |
- При хранении меньше 3-х месяцев проведите внешний
осмотр двигателя на отсутствие подтекания бензина и масла, отсутствие ржавчины – один раз в месяц.
- При хранении более 3-х месяцев двигатель подвергнуть консервации.
|
Проверка уровня масла в двигателе
- Установите двигатель на ровной площадке
- Выверните маслощуп (заглушку) и насухо протрите
- Вверните маслощуп на место до упора, затем выверните его. При нормальном
уровне масла в двигателе щуп должен быть смочен маслом на расстоянии 5...15
мм от кончика щупа. Если уровень масла ниже допустимого, дозаправьте свежим
чистым маслом. Запуск двигателя без дозаправки маслом запрещен
- После заливки масла до необходимого уровня заверните маслощуп до упора
Замена масла в картере двигателя
- Установите двигатель на ровной площадке
- Подставьте емкость под сливную пробку
- Выверните сливную пробку и слейте масло
ВНИМАНИЕ! Рекомендуется резьбу пробки обмотать
1,5...2 слоями ленты ФУМ-1 толщиной 0,1 мм, отступив 1...2 витка от торца. - Залейте в картер двигателя свежее чистое масло через горловину установки
маслощупа до уровня 5... 15 мм от кончика маслощупа
- Заверните маслощуп на место, протрите поверхности двигателя от брызг масла
Очистка воздушного фильтра
ВНИМАНИЕ!
Попадание масла на фильтрующие элементы недопустимо!
- Снимите крышку, решетку, предварительный очиститель, фильтрующий элемент и вторую решетку
- Очистите снятые детали и корпус фильтра от пыли и грязи
- В случае сильного загрязнения вымойте снятые детали и корпус фильтра в мыльной воде и просушите
- Соберите фильтр в обратной последовательности.
Осмотр и очистка свечи зажигания. Регулировка зазора между электродами
- Снимите со свечи зажигания колпачок помехоподавляющий
- Выверните свечу из головки блока цилиндра
- Очистите электроды от нагара, промойте их бензином и просушите
- Измерьте зазор между электродами. При необходимости отрегулируйте зазор,
подгибая боковой электрод, заверните свечу в головку блока цилиндра, установите колпачок помехоподавляющий.
Возможные причины и рекомендации по устранению простых неполадок двигателя
Наименование неисправности
|
Вероятная причина неисправности
|
Метод устранения неисправности
|
Двигатель не запускается, работает с перебоями или останавливается |
1. Топливная система топливопитания |
|
1.1. Нет топлива в топливном баке |
Заправьте топливный бак топливом |
|
1.2. Закрыт кран-отстойник или выработан объем, соответствующий
положению крана "О" |
Откройте кран-отстойник или переведите его в положение "Р" |
|
1.3. Засорение, наличие воды или воздуха в топливной системе |
Слейте топливо из бака, промойте бак, кран-отстойник
и топливный шланг, исключите попадание воздуха в топливную систему. |
|
1.4. Подсос воздуха в месте крепления карбюратора к двигателю |
Проверить затяжку элементов крепления карбюратора к
двигателю. Проверить целостность паронитовых прокладок между патрубком
и карбюратором и патрубком и цилиндром. |
|
1.5. Разрегулирован или засорен карбюратор |
Произвести очистку и регулировку карбюратора согласно руководству по его эксплуатации. |
|
2. Система зажигания |
|
2.1. Наличие нагара или масла на электродах свечи, нарушен
зазор между электродами свечи. |
Выполните действия, описанные пункте "Осмотр
и очистка свечи зажигания. Регулировка зазора между электродами" |
|
2.2. Трещина в изоляторе свечи |
Замените свечу |
|
2.3. Нарушено соединение высоковольтного провода к свече |
Доверните провод в помехоподавляющий колпачок |
|
2.4. Замыкание высоковольтного провода системы зажигания
на корпус |
Замените систему зажигания |
|
2.5. Замыкание в кнопке "Стоп" |
Устраните замыкание (грязь, влага и т.п.) |
|
2.6. Нарушен контакт в помехоподавляющем колпачке |
Устраните дефект |
|
2.7. Нарушен зазор между стартером и магнитным башмаком |
Проверьте зазор и , при необходимости, отрегулируйте его, согласно руководству по эксплуатации |
Затруднен запуск двигателя, выхлопные газы черного цвета |
1. Обогащенная топливная смесь, велик расход топлива |
Произведите регулировку карбюратора согласно руководству по его эксплуатации |
|
2. Засорен воздушный фильтр |
Очистите воздушный фильтр, согласно пункту "
Очистка воздушного фильтра"
|
|
3. Избыток масла в картере двигателя |
Проверьте уровень масла в картере двигателя и доведите
его до нормы, согласно пункту "Проверка
уровня масла в двигателе" |
Затруднен запуск масла в двигателе (отдача) |
Сбит угол опережения зажигания |
Проверьте целостность шпонки. В случае срезания шпонки - замените ее |
Двигатель не развивает номинальной мощности |
1. Разрегулирован или засорен карбюратор |
Произведите регулировку карбюратора согласно руководству по его эксплуатации |
|
2. Нагар в камере сгорания |
Снимите головку блоков цилиндров, очистите от нагара
внутренние полости |
|
Недостаточная компрессия двигателя |
|
1. Негерметичны клапаны |
Притрите рабочую поверхность клапанов и седел клапанов.
Зазор между штоками клапанов и толкателями при закрытых клапанах должен
быть 0,1...0,3 мм. При отсутствии зазора снимите клапан и аккуратно доработайте
торец штока клапана наждачным кругом |
|
2. Износ поршневых колец |
Замените кольца |
Краткие рекомендации по сборке двигателя
При сборке и регулировке двигателя следует
руководствоваться настоящими рекомендациями, Руководством по эксплуатации
на двигатель ДМ1.00.000.0 РЭ и общими правилами по сборке, регулировке
и испытаниям 4-тактных двигателей внутреннего сгорания.
- Убедитесь, что блок цилиндра и поршень одной размерной группы.
Блок цилиндра и поршень имеют маркировку ударным способом (цифры 1,2,3).
Маркировка группы на блоке цилиндра указана на стыковочном торце блока с головкой цилиндра.
На поршне – на днище поршня.
- Убедитесь, что шатун, поршень, палец поршня одной размерной группы.
Группа определяется по цвету маркировки краской - красная или желтая
метка. Краска на шатун наносится на одной из сторон по цвету шатуна,
на поршне – с внутренней стороны днища, на пальце поршня – на одном
из концов на внутреннем диаметре.
При ремонте рекомендуется установка деталей красной группы. - Убедитесь, что износ поршневых колец не превышает максимально допустимого,
для чего поочередно установите поршневые кольца в цилиндр. Зазор по
замку каждого кольца не должен превышать 0,8 мм. На маслосъемном кольце
должны быть маслосъемные пояски.
|
Сборка шатунно-поршневой группы
|
- Установите в канавку поршня расширитель радиальный,
кольцо маслосъемное, раположив стыки кольца и расширителя диаметрально противоположно.
- Установите кольцо компрессионное нижнее в канавку,
располагая проточку кольца в сторону маслосъемного кольца. Стык расположите
через 120°±10° к стыку кольца маслосъемного.
- Установите кольцо компрессионное верхнее в канавку поршня.
Стык расположите через 120°±10° относительно маслосъемного и нижнего компрессионного колец.
- Установите в канавку поршня стопорное кольцо.
- Нагрейте поршень и шатун до температуры 80-
90 С в течение 5…7минут.
Установите в поршень шатун, визуально совместив отверстия в поршне и шатуне.
Смажьте поверхность пальца тонким слоем масла. Установите палец шатуна
в расточки поршня и шатуна, застопорите палец поршня в расточке, установив
второе стопорное кольцо. Проверьте плавность перемещения шатуна относительно
поршня: перемещения должны быть плавными, без заедания от усилия руки.
|
Сборка кривошипно-шатунного механизма |
- Запрессуйте коленчатый вал в подшипник, установленный
в блоке цилиндра, смазав посадочный диаметр маслом.
- Закрепите шатун на шейке коленчатого вала крышкой шатуна болтами, подложив
шайбу контровочную и маслоразбрызгиватель (крышка шатуна должна смотреть
в сторону распредвала).
- Произведите предварительную затяжку болтов моментом 2,3…2,7кгсм, отверните
болты на 1/4…1/2 оборота и затяните окончательно моментом 1,5…2,0 кгсм.
- Застопорите болты от проворачивания шайбой контровочной.
- Установите распределительный вал, совмещая установочные метки на торцах
шестерен коленчатого и распределительного валов.
|
Притирка и сборка клапанов |
- Притереть фаски впускного и выпускного клапанов притирочной пастой
до появления на поверхностях клапанов и седел замкнутого кольцевого пояска.
- После сборки клапанов измерьте зазор между торцами клапанов и торцами
толкателей: зазор должен быть в пределах 0,1…0,3 мм.
|
Установка шестерни центробежного регулятора |
- Установите шестерню с грузиками на ось крышки картера, подложив шайбу и смазав ось маслом.
- Зафиксируйте шестерню с грузиками на оси, установив на ось стопорное
кольцо, проверьте плавность вращения шестерни.
- Установите толкатель на ось крышки картера до упора в кольцо, проверьте
плавность перемещения грузиков и толкателя под действием центробежных сил,
вращая шестерню с грузиками.
|
Установка крышки картера |
- Установите крышку картера, совместив зуб распредвала и впадину шестерни
центробежного регулятора, при необходимости проверните коленчатый вал.
- Проверьте осевое смещение коленчатого вала – 0,12…1,02 мм.
|
Регулировка системы регулирования двигателем |
- Ослабьте гайку крепления рычага на оси рычага
- Переместите рычаг управления двигателем на плате карбюратора в положение
максимальной подачи топлива до упора, при этом полностью откроется дроссельная
заслонка карбюратора.
- Переместите рычаг тяги регулятора до упора вниз.
- В прорезь рычага тяги регулятора вставьте отвертку и поверните рычаг
по часовой стрелке до упора в толкатель центробежного регулятора. Затяните
гайку крепления рычага на оси рычага.
|
Источник: http://help-motoblok.narod.ru |