В чем их отличие от автомобильных охранных систем? Самое главное
отличие - это компактность - места для установки у "братьев меньших"
маловато, в отличие от автомобиля. Второе отличие - встроенный датчик
на удар/наклон/движение, как правило, с регулируемой с пульта
чувствительностью. И, наконец, простота, поскольку задача защиты
двухколесного друга - весьма сложная, требует для своего решения
обязательной комбинации механических запоров и электронных устройств.
Поэтому с помощью сигнализации можно решить задачу оповещения хозяина,
задачу помешать запустить двигатель "плохому человеку", но от
банального хищения с помощью погрузки в микроавтобус или трейлер такая
сигнализация вряд ли защитит. Именно поэтому для мотоцикла весьма
желателен пейджер, способный сообщить владельцу о попытке угона, даже
если злоумышленник выведет из строя сирену заранее.
Вообще, уже неоднократно описывались способы защиты мотоциклов с
помощью автомобильных сигнализаций. Однако все они не отличались
оптимальностью, функциональностью, защищенностью и к тому же стоимость
этих установок была сравнима со стоимостью стандартной установки
автомобильной сигнализации. Между тем сегодня есть весьма неплохое
решение - привлекательное, прежде всего удачным, на мой взгляд,
сочетанием функциональности и стоимости. Речь идет о младшей
сигнализации питерской компании Magic Systems - MS155. Малые габариты
корпуса, встроенный чувствительный многоуровневый датчик движения, и
цифровой интерфейс связи по одному проводу с "родным" трех зонным
пейджером MS-P с контролем радиоканала - вот ее основные достоинства,
как мне кажется, абсолютно необходимые для обеспечения надлежащей
электронной защиты часто не дешевого байка.
Концепция охранной системы заключается в следующем. Разумеется,
необходима механическая защита - в качестве таковой может применяться
замок на диск переднего тормоза, или мощная цепь (хотя любую цепь
достаточно легко перекусить специальным инструментом, разве что с
якорной придется повозиться :-)) ). Сигнализация должна блокировать
двигатель, иметь датчик на удар/наклон/движение, пейджер, сирену и
малые габариты всего этого хозяйства. Обязательны также контактные
датчики на откидывание сидения и на отвинчивание бардачков - в качестве
таких можно использовать герконовые датчики от квартирных сигнализаций,
потому что традиционные концевики требуют для своего крепления
металлические скобы, а это не всегда возможно в "подкапотном
пространстве" . Герконы нужно покупать с нормально-разомкнутой
контактной группой (при срабатывании датчика контакты замыкаются), но
можно использовать и обычные, только соответственно подключить
(понадобится еще резистор килоом на двадцать и по диоду развязки на
каждый геркон).
Но это в идеале. На практике все бывает или сложнее, или, как в
нашем случае, проще. Хозяину этого красавца-чоппера Кавасаки-Вулкан,
учитывая почтенный возраст мотоцикла (1988 год выпуска) была нужна лишь
какая-нибудь секретка, чтобы помешать, так скажем, непрофессиональному
угону. Ни пейджер, ни контактные датчики его абсолютно не интересовали.
Так что претензии на то, почему в статье не освещены вопросы установки
этих, подчеркну, необходимых устройств для грамотной защиты мотоцикла
от кражи, направляйте к заказчику.
В такой облегченной конфигурации установка сигнализации заняла часа
три. В качестве самой сигнализации решено было взять MS150, из старых
запасов. У нее нет выхода на пейджер, и нет разъема на корпусе, что, в
нашем случае, является преимуществом (чтобы в случае попытки угона
нейтрализовать блокировки, провода нужно будет отрезать, да и заранее
приготовленную распаянную заглушку, для этого же, уже не используешь),
как и наличие пассивного алгоритма блокировки - если сигнализацию
обесточить или просто оторвать все провода от нее - мотоцикл все равно
не заведется.
Для того, чтобы еще больше осложнить "вероятному противнику" задачу,
саму сигнализацию я немного доработал. Такая несложная доработка
позволяет превратить практически любую охранную систему - в
сигнализацию и иммобилайзер в "одном флаконе". Не секрет, что по части
блокирующих функций большинство сигнализаций слабоваты - как правило,
одна цепь блокировки, часто к тому же работающая по активному алгоритму
- обесточил систему, и все - двигатель можно заводить. Для того чтобы
этого не случалось, внутрь блока нужно установить малогабаритное реле с
двумя группами контактов, как это показано на одной из фотографий -
видите, черненькое такое реле. Эта
малышка способна пропускать через свои контакты ток в 3 Ампера, имеет
встроенную защиту от выбросов напряжения с обмотки и ток потребления во
включенном состоянии всего в 10 миллиампер. После распайки выводов реле
аккуратно обматывается изоляционной лентой и приклеивается термоклеем
так, чтобы ничему не мешать, а в жгуте проводов появляется четыре
дополнительных провода от переключающих контактов нашего "жучка". Ну
вот, теперь можно будет разорвать две жизненно-важных цепи - выбираем
стартер и питание контроллера. Да, моторы, они ведь все одинаковые -
нюансы, конечно, есть, но у современного двигателя всегда есть стартер
и контроллер.
|
Саму
сигнализацию устанавливаем с правой стороны мотоцикла, потому что
доступ к ней с этой стороны дополнительно закрывает контроллер своим
корпусом (на нем такая характерная белая наклейка-памятка). На
фотографиях можно видеть сам контроллер, разрезанные провода для
блокировок (указаны красными стрелками), сирену (отмечена красным
кругом). Для блокировки стартера используем маленькое дополнительное
реле от управления ЦЗ в обычных сигнализациях - оно выдерживает ток в
15 ампер, тогда как стартер здесь потребляет чуть больше трех ампер. |
|
На
фотографии слева показан вид с левой стороны мотоцикла - здесь после
снятия бардачка доступ в отсек практически ничем не защищен, в то время
как с другой стороны для того, чтобы добраться до сигнализации,
необходимо демонтировать еще и модуль контроллера. Какое никакое, а
препятствие, особенно, если в качестве крепления контроллера
использовать винты с нестандартными головками. |
|
Здесь
красным кружком показана сирена - хорошо поместилась между крылом и
отсеком аккумуляторной батареи. После сборки ее дополнительно будет
защищать корпус фильтра. Сирена попалась удачная - несмотря на малые
габариты, кричит будь здоров! |
|
А
вот и блокировки - разрывы в проводах делаются в разных местах, хотя их
можно было бы выполнить в одном месте. Но так разбираться угонщику
будет сложнее, а это есть наша почетная задача - чтобы жизнь ему медом
не казалась. |
|
После
завершения монтажных работ все соединения тщательно обматываются
изолентой, таким образом, восстанавливается заводской жгут проводов,
чтобы ничто не выдавало постороннего вмешательства. Свежую изоляционную
ленту можно "состарить" с помощью пыли - а в счет клиенту записать -
"работы по маскировке сигнализации". Шутка :-)) . |
|
Саму
сигнализацию, на фотографии отмеченную красной точкой, не вытащить без
демонтажа аккумуляторной батареи (на фотографии аккумулятор сдвинут для
удобства). Хомут нужен для фиксации корпуса, для корректной работы
встроенного датчика удара. В этой сигнализации используется так
называемый адекватный датчик удара - время его работы зависит от силы
воздействия, а характерный сигнал сирены при срабатывании этого датчика
позволяет легко услышать - ба! да это сработала моя сигнализация! |
Ну что еще "рассказать вам про Сахалин?" . Светодиод за
ненадобностью откушен - не стоит сообщать потенциальному угонщику о
необходимости как следует подготовиться к угону, мы так рассудили. Вход
для контактных датчиков, по отмеченным выше причинам, также не
задействован. Блокировка контроллера позволяет глушить двигатель на
расстоянии - какая никакая, а защита от разбойного нападения. Правда,
для этого нужно всегда держать пульт отдельно от ключей - на практике
так, увы, никто не делает. Все - собираем, проверяем, как все работает
и, с чувством выполненного долга перед "железным конем", подсчитываем
расходы, в примерных розничных ценах. Сигнализация - 25 у.е., сирена -
4 у.е., маленькое дополнительное реле - 2 у.е., реле для блокировки
стартера - 1 у.е. Итого получилось 32 USD. Весьма не плохо для такой
сигнализации. Установка автономной сирены вместо обычной, пейджера и
трех герконовых датчиков (сиденье и два бардачка) обошлось бы
дополнительно еще где-нибудь в 70 у.е.
Стоит заметить, что у этой модели MS - фиксированный код.
Разумеется, это плохо - динамический код гораздо более устойчив к
электронному взлому. В то же время постоянный код для мотоциклетной
сигнализации, на мой взгляд, не является большим недостатком, с учетом
отмеченных выше особенностей в деле защиты "двухколесных друзей" от
угона. Шансы остаться с мотоциклом после установки даже такой простой
сигнализации, при грамотном подходе, конечно, увеличиваются, при
минимальных затратах. И это главное, не так ли?
Сергей, ака Hungary (natali@mail.matav.hu)
P.S. При перепечатке ссылка на автора - обязательна.
Источник: http://natali@mail.matav.hu |