Теперь перейдем непосредственно к теме нашего журнала. Он о скутерах и о людях…
Привезли мне в ремонт китайский скутер под названием ZIP3i. Мой
стандартный вопрос к людям: «Какое масло залили?» ответ последовал
незамедлительно: «Для скутера». Я сразу догадался, что масло было
2-тактное. Так и было на самом деле после разглядывания канистры от
Mobil 2t Full synth. Мопед перестал заводиться вообще.
Хозяин мопеда ни в чем не виноват. Он просил в магазине масло
для скутера, ему дали, но не сказали, что оно бывает разное… До этого
момента я ни разу серьезно не разбирал «новый» китайский скутер. Мне
было как-то не по себе, что техника, которой и года нет, ломается. Ну
да ладно, всякое бывает. Начал диагностику с проверки компрессии.
Кикнул кик-стартером, и он провалился, будто бы поршня нет на валу…
Сразу появилась мысль, что ЦПГ кончилась. Начался разбор, на
фотографиях вы это видите. Масло слил и затем перешел к другой стадии.
Необходимо освободить мокик от пластика и всех деталей,
которые будут мешать, подготовить емкость для болтов и гаек, а также
необходимо иметь хороший инструмент, иначе можно повредить болты и
срезать шлицы конченой отверткой.
Снимаем карбюратор - для этого необходимо открутить две гайки
ключом на десять, отодвинуть его в сторону, но не перестарайтесь
слишком - Патрубок от воздухана может лопнуть. После этого нужно снять
глушитель. Или хотя бы расслабить его крепление от рамы и освободить
колено от шпилек на цилиндре. Затем приступаем к снятию кожуха
двигателя, он пластмассовый и состоит из двух половинок - одна сверху,
другая снизу. Откручиваем соответствующие болты и снимаем её. После
этого рассматриваем мотор на предмет внешних неисправностей. Трещины,
сколы и некачественное литье говорит о плохом качестве сборки. Также
стоит проверить все шланги на присутствие и трещины в них. После этого
можно приступать к снятию крышки клапанов. Для этого нужна головка на
восемь. Откручиваем четыре болтика золотистого цвета. Крышка клапанов -
у нас. Осматриваем её на наличие грязи, шлака и т.п. После этого
откладываем её до лучших времен. Затем смотрим на клапанный механизм.
Можем наблюдать два коромысла на двух штангах и литом корпусе, два
клапана (впуск, выпуск), распредвал с двумя кулачками и звездочкой с
надетой на неё цепью. Весь этот механизм смотрится взбито (то есть
точно) и довольно надежно.
|
Чтобы лезть дальше, необходимо точно сопоставлять свои действия с
возможностями. То есть если вы слабо разбираетесь в понятиях как
тепловой зазор, погнутый клапан, рассухаривание клапана, успокоитель
цепи и натяжитель цепи, то лезть дальше не стоит.
Нужно открутить четыре гайки на десять. Откручиваем
крест-накрест и снимаем, просто потянув вверх по направлению шпилек,
запомните или запишите, как стояли буквы на этом механизме, чтобы не
поставить при сборке кверху ногами. Здесь гораздо проще, чем у машин, и
для сборки динамометрический ключ необязателен. Поэтому я не упоминал
его в требованиях.
После этого откручиваем натяжитель цепи, который находится рядом с
цилиндром со стороны вариатора. Вытаскиваем его, а отверстие закрываем
чистой тряпкой.
После этого можно снять цепь с верхней звездочки. Важно следить за
тем, чтобы она не спала с нижней звездочки. Снимаем распредвал и кладем
его на чистый стол, подстелив чистый лист бумаги.
Также вытаскиваем верхний успокоитель цепи. Затем можно, так сказать,
сорвать головку, т.е. стукнуть слега по ребрам головки, но ни в коем
случае не молотком, иначе что-нибудь сломаете. Затем необходимо снять
её, потянув вверх по шпилькам.
Кладем на что-нибудь чистое, затем убираем алюминиевую прокладку
между головкой и цилиндром. Таким же образом срываем цилиндр. Снимаем
его, придерживая поршень снизу.
Теперь можно проверить внутреннюю поверхность гильзы на износ и наличие
задиров. Если их нет и износ маленький, то радуемся.… На износ
проверяем вверху цилиндра (где ВМТ). Там будет место, где кольца не
ходят (обычно около 3-4 миллиметров). Проходим ногтем, разница рабочей
части с нерабочей не должна ощущаться.
Теперь приступаем к самой противной операции по съемки ЦПГ.
Необходимо иметь тонкие плоскогубцы. Закрываем отверстие в картере
чистой тряпкой, изымаем стопорное кольцо из паза в поршне, это
получается не сразу, поэтому будьте готовы попотеть. Затем выдавливаем
поршневой палец с противоположной стороны от места, где сняли стопорное
кольцо. Все, поршень снят. Можно снимать кольца с помощью специальных
приспособлений. Лично мои пальцы уже давно в них превратились, и они
мне не нужны. Дальше ставим верхнее кольцо в цилиндр и толкаем его
неглубоко поршнем, чтобы встало ровно, смотрим зазор. У нового кольца
зазор должен быть едва различимый глазом. В моем случае это было около
2 мм, как они не лопнули, не понимаю. Ну, какая же компрессия будет!!!
Упаковка новых колец меня порадовала. Она сделана из дерева и выглядит красиво. Может, специально?!
Снимаем оба компрессионных кольца и одно маслосъемное. Последнее
состоит из тонкого кольца вверху, середины и тонкого кольца внизу,
снимаем все три части.
Затем предстоит очистить канавки от нагара, это - занятие
утомительное, но не у каждого есть нагар. Мой клиент просто не то масло
залил.
Я пользовался наждачной бумагой очень мелкой, чтобы не расширить
канавки колец и не изменить их структуру. На это ушло около часа. Затем
я продул насосом и промыл все в бензине, поставил новые кольца. Ставить
нужно аккуратно, они очень хрупкие, сломать их очень легко, поэтому
очень рекомендую купить инструмент для установки колец.
После этого проверяем, как поршень ходит в цилиндре. Должен
ходить с натягом, но не закусываться нигде.
Также хочу добавить, что у колец нет замков и ставить можно как угодно.
Я поставил замки в одном месте у всех колец.
После этого начинаем собирать все в обратном порядке. Неплохо было бы
промыть мотор чем-нибудь типа солярки, ведь все равно разобран. Ставим
поршень на шатун, ставим стопорное кольцо, проверяем в точности
установки последнего, т.к. оно имеет свойство вылетать и портить все
ЦПГ в хлам. Затем смазываем цилиндр немного новым маслом, чтобы
облегчить заход поршня с новыми кольцами, также не забываем про цепь и
нижний успокоитель, который я не стал вытаскивать. То же - с прокладкой
под цилиндром, герметик здесь использовать нельзя - нарушится зазор.
Затем ставим все в обратном порядке и останавливаемся на установке
распредвала.
Его положение имеет ключевую функцию. Настраиваем его положение так,
как показано на картинке. Две полоски на звездочке и большая дырочка
вверх должны соответствовать ВМТ поршня. Если это нарушится, то
нарушатся фазы газораспределения двигателя и в лучшем случае мотор не
наберет больше 2000 оборотов, и мощность будет никакая, поэтому нужно
сделать все четко.
|
После этого нужно поставить распредвал на место и закрутить корпус
штанг с коромыслами, убедившись, что ставим её не кверху ногами по
записи на листочке.
Затем проверяем тепловой зазор клапанов, впуск - 0,01 мм, выпуск - 0,5
мм.
Подробней об этом есть статья - «Регулировка зазоров клапанов» в архиве
нашего журнала.
Затем нужно залить свежее масло в мотор, полить немного на
цепь, распредвал с клапанами и штангами, потом поставить крышку
клапанов и все. Дальше соберет любой механик. После первой заводки
скутера не бойтесь дыма из глушителя, мы ведь мазали гильзу маслом.
Затем предстоит регулировка карбюратора и обкатка колец…
Чувствуете, насколько прибавилась компрессия и тяга?!
Источник: http:///www.scooterdigest.ru |