Для ревизии вариатора пластиковую облицовку можно не снимать, но
советую -без нее работать легче. Я снял ее еще и потому, что этот
аппарат попал в ремонт после падения. Пока поврежденным пластиком
занимался маляр, я заменил ремень. А заодно проверил узлы, спрятанные
под крышкой. Те, кому предстоят те же хлопоты, запоминайте.
Прежде всего, снимите воздухофильтром крепится двумя болтами.
Не забудьте ослабить хомут крепления к карбюратору. Рычаг кикстартера
снимать не надо - иначе, когда будете снимать крышку, вал может
выскочить из отверстия.. Вставить его на место, скручивая достаточно
сильную возвратную пружину, задача не из легких. Убедился в этом на
собственном опыте. На некоторых скутерах крышка вариатора состоит из
двух половинок.
Крышки сняты:
1 - ведущий шкив,
2 - ведомый шкив,
3 - вал привода электростартера.
Снимите обе.
Чтобы оценить износ ремня, измерьте его ширину (см. рисунок). Для
скутеров фирмы Honda ширина нового ремня 18 мм. Если она меньше 17 мм,
- ремень нужно заменить. То же и для скутеров Кутсо. Для Vespa
минимальная ширина 17,5 мм, a Malaguti - 14,85 мм. Так что не
поленитесь и, полистав справочную литературу, найдите значение,
соответствующее вашему скутеру. И учтите: ширину ремня нужно измерять в
нескольких точках по всей длине. Попутно осмотрите рабочие и внутреннюю
поверхности ремня. Если увидите трещины или расслоившийся корд,
меняйте, не задумываясь. Если он порвется в дороге, аварии, скорее
всего, не будет, но толкать скутер обратно - радости мало.
Открутите гайку внешней половинки ве дущего шкива, зафиксировав
ее зубчатый венец монтировкой или другим подходящим инструментом. Когда
будете искать упор для рычага, будьте осторожны - сломать перегородки
картера проще простого. Обычно гайка затянута с большим усилием, и не
исключено, что понадобится помощь друга. Откручивайте ее только
торцовой головкой или, в крайнем случае, накидным ключом. Если
попытаетесь воспользоваться рожковым, можете быть уверены: либо сорвете
грани гайки, либо разобьете руку, а скорее всего, и то и другое.
Теперь ремень свободен, и его можно снять. Но не торопитесь
собирать все обратно. Есть смысл посмотреть, как себя чувствует валик,
на котором расположены шестерни и муфта свободного хода (бен-дикс). На
некоторых скутерах его можно вынуть, ничего не разбирая. Проверьте,
свободно ли перемещаются подвижные детали этого механизма.
Поверните шестерни в разные стороны, преодолевая усилие пружины. При
этом они должны легко раздвинуться, а когда отпустите, быстро, со
стуком вернуться на свое место. Если детали движутся туго, промойте их
чистым бензином и просушите. Не помогло? Вал с шестернями придется
менять. Эта же участь ждет и механизм, в котором пружина ослабла и не
возвращает шестерню на место. Иначе, в лучшем случае, стартер при пуске
просто не «выкинет» шестерню и будет вращаться вхолостую. В худшем,
когда мотор заведется, шестерня бендикса не выйдет из зацепления. Мотор
раскрутит ротор стартера до слишком больших оборотов, и он выйдет из
строя.
Важное замечание: этот механизм категорически запрещается
смазывать. Смазка при вращении может попасть на ремень, а уж тогда вы
точно далеко не уедете. Даже если ремень останется сухим, к жирным
деталям прилипнет пыль, образующаяся при трении ремня о щеки шкивов, а
также дорожная пыль, которая неизбежно попадет в полость вариатора и
заклинит эти детали. Проверьте, не разболтана ли втулка, в которой
вращается валик в картере. Допустимый люфт на свободном конце валика -
2-3 мм. При большем шестерни тоже может заклинить. Смазывать эту втулку
тоже нельзя.
Затем проверьте грузики и корпус, в котором они работают.
Раздвигая под действием центробежных сил корпус и крышку,
ролики-грузики одновременно сдвигают половинки ведущего шкива,
натягивая при этом ремень, который, в свою очередь, преодолевая усилие
пружины, раздвигает половинки ведомого шкива. Передаточное отношение
вариатора уменьшается, а скорость скутера увеличивается. Хоть грузики и
цилиндрической формы, но при работе они не столько перекатываются,
сколько скользят. Если для твердой стальной крышки это проходит
безболезненно, то мягкие поверхности грузиков и корпус из алюминиевого
сплава изнашиваются. Мелкие потертости на цилиндрической поверхности
грузиков особого вреда не принесут. Если появились грани шириной до
пяти миллиметров, - это тревожный знак. Если же еще больше (бывает, в
ремонт привозят скутеры с грузиками треугольной формы), -детали нужно
заменить. Ведь, истираясь, ролики-грузики становятся легче, а значит,
будут все слабее и слабее сдвигать по ловинки ведущего шкива, и скутер
будет плестись потихоньку под бешеный вой мотора. Корпус истирается
медленнее, но и он не вечен. На нашей детали видны риски вдоль канавок,
в которых движутся грузики. «Криминальных» забоин, в которых они могли
бы заедать, нет, и эта крышка еще послужит. Но продольные риски
уменьшили опорную поверхность, и новые детали, ползая по ней, сотрутся
быстрее.
На «наших» грузиках видны небольшие грани. С ними, хоть и
недолго, но можно было бы еще поездить. Но поскольку рем-комплект уже
куплен, мы их заменили. В этом узле тоже ничего нельзя смазывать. При
разборке корпуса внимательно следите за треугольными пластиковыми
направляющими. Их легко потерять, а новые продаются только в комплекте
с «корзиной» (так иногда называют корпус), и не всегда.
«Корзины» разных моторов при внешней схожести существенно отличаются
размерами и формой пазов для грузиков. Решившись на замену, обратите
внимание на буквы, выбитые на поверхности. Если вы установите на ваш
скутер «корзину» с другой маркировкой, характер скутера может
существенно измениться. И не в лучшую сторону. Точно так же не стоит
устанавливать на штатную «корзину» «чужую» крышку. Если же надумаете
заняться тюнингом вариатора, обязательно посоветуйтесь со специалистом.
Иначе только зря потратите время и деньги.
На ведомом шкиве вариатора расположено центробежное сцепление. Его
колод ки достаточно долговечны, но если вы ничего не знаете о прошлой
жизни скутера, а тем более, если он вяло трогается с места и плохо
разгоняется, стоит проверить их состояние. Если не удастся узнать
значение минимальной толщины накладок, придется оценивать «на глаз».
«Криминальными» считаются колодки, у которых на поверхности накладок
есть сколы или трещины, а толщина явно мала (меньше 1,5 мм). Проверьте
состояние внутренней поверхности барабана. Если есть выработка,
придется его проточить, как это делают с тормозными барабанами
автомобилей. Но любая несоосность, появившаяся после проточки, может
вызвать сильную вибрацию, и подшипники, на которых вращается барабан,
быстро выйдут из строя.
Вот теперь, когда все проверено и неисправные детали заменены,
можно со спокойной душой установить ремень и собрать все в обратном
порядке. Чтобы облегчить сборку, обожмите новый ремень, стянув его
между обоймами ведомого шкива, как показано на фото. Помните, с каким
усилием была затянута гайка ведущего шкива? С таким же усилием ее нужно
затянуть снова. И с теми же предосторожностями. У многих скутеров
крышка вариатора цельная, а не из двух половинок, как у того, что на
фото. Если при установке такой крышки затягивать винты как попало, она
может покоробиться, а коль совсем уж не повезет, то и треснуть. Тяните
их от середины крест-накрест. Или двигайтесь по спирали, но тоже от
середины.
Так откручивают гайку, крепящую шкивы:
ключом и стопором-монтировкой.
«Корзина» вариатора разобрана.
Проверка работы бендикса: крутите,
как кубик Рубика... Далее - как в тексте.
Детали автоматического сцепления скутера
Suzuki Address. Колодкам еще работать
и работать - они даже как следует
не притерлись.
На рабочих поверхностях грузиков
и «корзины» вариатора видны глубокие
продольные риски. Грузики - на помойку,
«корзина» еще послужит.
При установке ремня
таким вот движением
утопите его между половинками
ведомого шкива.
Источник: http:///www.scooterdigest.ru |