Имеется пара потекших амортизаторов от
Kawasaki Zephyr 750 1991-го года выпуска. Доп. дефект – отсутствие
резиновых отбойников на штоках. На корпусе амортизатора надпись,
гласящая том, что амортизаторы неремонтопригодные, и вообще не стоит в
них лезть, ибо могут взорваться.
Этап первый. Разборка.
Сначала снимаем пружину. С
конкретно взятыми амортизаторами это оказалось проще простого: никаких
спец. Приспособлений, лишь два куска веревки и два брусочка. Вяжем
веревку, просовываем бруски, закручиваем – и вуаля, шайбу-фиксатор можно
вытаскивать. А если был бы ассистент, то не понадобилась бы и веревка с
брусками.
Итак, наш пациент приобретает следующий вид:
Следующий шаг – вытаскиваем
декоративную крышку компенсационного резервуара. Хм, зацепиться не за
что, ковырять заведомо бесполезно – значит сверлим два маленьких
отверстия, продеваем стальную проволоку, тянем за образовавшееся колечко
и крышка у нас в руках.
Под крышкой видим донышко
газонаполненной емкости. Спускаем газ, и при помощи проставки и молотка
осаживаем донышко вниз, что бы получить доступ к стопорному кольцу.
Видим стопорное кольцо:
, и при помощи тоненькой отвертки
вытаскиваем его. Теперь можно извлечь емкость для газа. Это можно
сделать парой-тройкой способов, но я воспользовался самым доступным –
накачал в емкость воздух и он сам выскочил мне в руки. Тут главное не
переборщить с давлением, иначе может неплохо стрельнуть.
Сама емкость выглядит вот так:
Следующий этап: разбираем собственно сам амортизатор.
При помощи широкой стамески
аккуратно поддеваем и сбиваем крышку корпуса. Материал из которого
сделана крышка – мягкий и легко деформируется
Под крышкой мы видим корпус сальника с пыльником и
стопорные кольца. При этом одно из них, как и в случае с
газонаполненной емкостью, можно извлечь, лишь осадив корпус сальника
вглубь стакана амортизатора. Мне удалось сделать это голыми руками.
И снова, при помощи тонкой отвертки извлекаем стопорные кольца:
Теперь из стакана можно извлечь шток с сальником и поршнем:
Дальше нужно снять сальник со штока.
Сделать это можно, открутив либо нижнее крепление амортизатора, либо
гайку, фиксирующую поршень. В случае с зефировским амортизатором проще
открутить нижнее крепление..
Итак, корпус сальника у нас в руках,
все легкосъемные резиновые части сняты, и вот тут то оказывается, что
сам сальник прикрыт шайбой, которую невозможно извлечь, ибо корпус
сальника в верхней части завальцован.
Немного размышлений – и способ
преодоления препятствия найден. Для развальцовки понадобятся плоскогубцы
да несколько импровизированных распорок для них. Вставляем плоскогубцы
внутрь корпуса, слегка разжимаем метал изнутри:
, после чего вставляем нужную
распорку в плоскогубцы и круговыми движениями начинаем развальцовывать.
Способ прост, но у него есть один недостаток – для его осуществления
руки должны быть достаточно сильными, потому что держать корпус сальника
приходится руками. В тиски зажимать не хотелось во избежание его
деформации. После нескольких проходов импровизированным консервным
ключом из корпуса сальника можно извлечь шайбу и собственно сам сальник.
Получаем такую картину:
Этап второй. Поиск сальников и чистка.
Все, на это разборка амортизатора
окончена. Теперь нужно брать сальник (а правильнее , сказать, манжету,
ибо это таки не сальник а манжета) и искать аналог на рынках и в
магазинах. Заодно нужно купить внешнее уплотнительное кольцо для корпуса
сальника и резиновый демпфер, который устанавливается на шток между
корпусом амортизатора и нижней точкой крепдения.
В данном случае идентичной манжеты
(27Х12) найти не удалось, но нашлась манжета 20х12, то есть с меньшим
внешним диаметром. Делать нечего – придется использовать то что есть. Да
и для токаря выточить пару бронзовых колец-адаптеров - это работы на
пол часа.
Итак, все куплено, все выточено:
Теперь приступаем к промывке и
чистке амортизатора. Для этого нужны лишь тазик, зубная щетка и керосин.
Смысла расписывать данный этап нету, ибо все итак ясно.
Этап третий. Сборка.
После чистки можно приступать к
сборке. Начнем с корпуса сальника. Запрессоваем переходник под новую
манжету, в него устанавливаем саму манжету:
Сверху ставим шайбу и резиновый демпфер. Остается
завальцевать корпус. Я ожидал, что это будет тяжело, но все оказалось
банально: Две головки на 32 и 30 + молоток – и валик восстановлен.
Конечно он не так красив, как раньше, но функцию свою выполняет:
Нанизываем все элементы на шток, при сборке
проверяем, правильно ли собрана система регулировки работы амортизатора
на отбой (там все логично и не сложно).
Остается заполнить амортизатор маслом
и установить в него газовый резервуар и шток. Логика такова: два
резервуара постоянно связаны между собою, и нужно сделать так, что бы в
обоих не осталось воздуха, и был максимум масла. Значит, ставим
амортизатор в какую-то емкость, дабы то масло, которое выльется в
процессе, не изгадило гараж.
Заливаем масло (я остановил свой
выбор на 2.5W-5W) и вставляем газовую емкость к корпус. При этом излишки
масла из компенсаторного бачка обязательно прольются, но это
естественно и не стоит по этому поводу переживать. Усаживаем емкость
поглубже. Так что бы можно было установить стопорное кольцо:
После этого, если нужно, доливаем
масло в стакан амортизатора и опускаем в него шток с поршнем, при этом,
если есть регулировка отбоя, выставляем ее так, что бы перепускной канал
был открыт, через него выйдет воздух, оказавшийся между поршнем и
маслом.
Теперь можно вставить в стакан корпус
сальника, зафиксировать его стопорными кольцами, закрыть крышкой, после
чего амортизатор фактически собран. Остается лишь поставить на место
пружину и накачать в газовую емкость воздух, альбо азот под давлением в
8~… атмосфер.
Автор выражает огромную благодарность Андрею, ака Кумыч за консультации и Саше, ака Deranged за предоставленные на растерзание амортизаторы.
Вот и все.
Источник: http://www.moto.kiev.ua |