Рис.9 Мой личный скутер Yamaha Jog Artistic (серия 3KJ).
Современные скутера (как и многие современные мотоциклы) имеют систему
электрооборудования, существенно отличающуюся от автомобильной. В
частности, если на автомобилях применяется объединенная система
питания, в которой генератор и аккумулятор вместе работают на всех
потребителей энергии, то на многих современных мотоциклах (особенно
легких) и скутерах принята раздельная схема питания, в которой
аккумулятор питает одних потребителей, а генератор – других (хотя,
разумеется, специальный регулятор при работающем двигателе
перераспределяет часть энергии генератора для зарядки аккумулятора и
подпитки “его” потребителей). То есть современная система
мотоциклетного электрооборудования, несмотря на “автомобильный”
постоянный ток +12 вольт, имеет две раздельных цепи +12 вольт – одна
цепь от аккумулятора (на ней +12 вольт есть всегда), и вторая – от
генератора (на ней +12 вольт есть только при работающем двигателе).
Причем система зажигания питается от второй цепи – что позволяет
завести современный мотоцикл или скутер вообще без аккумулятора, и
делает блокировку двигателя отключением аккумулятора невозможной.
Разумеется, всякий современный скутер или мотоцикл имеет
электростартер – однако одновременно все они имеют запасной ножной
кикстартер, что делает блокировку электростартера с целью предотвратить
угон также совершенно бессмысленной. Одновременно это означает, что
угонщику для отключения сигнализации достаточно просто отсоединить
аккумулятор – и затем, заведя мотор кикстартером, он может спокойно
уехать.
Система зажигания на всех современных мотоциклах, скутерах,
мокиках и квадроциклах электронная бесконтактная, причем датчик Холла
почти везде наглухо вмонтирован в двигатель. Что характерно – и
генератор (переменного тока с выпрямителем, как на автомобилях, только
с самовозбуждением от постоянных магнитов, чтобы запускаться без
аккумулятора) также обычно наглухо вмонтирован в двигатель и имеет
встроенное реле-регулятор, доступ к которому крайне затруднен (наружу
из генератора выходит единственный провод +12в). И даже если
реле-регулятор внешний, его отключение не помешает завести двигатель -
генератор сконструирован японцами так, что постоянных магнитов хватает
для выработки достаточного для работы зажигания тока. Все режимы работы
зажигания задает микропроцессорный контроллер-коммутатор, имеющий
минимум выводов (обычно 5 проводов – масса, +12в от генератора, вход от
датчика Холла, выход на катушку зажигания и провод принудительной
остановки мотора). Вся эта проводка “двигатель - коммутатор - катушка
зажигания” очень компактна, лежит сверху двигателя и легко
прослеживается, так что внесение изменений в нее неэффективно. Еще
более неэффективно использование для иммобилизации скутера или
мотоцикла идущего от коммутатора к замку зажигания “провода
принудительной остановки” – остановка мотора достигается замыканием
этого провода на массу, поэтому любой грамотный угонщик просто
откусывает этот провод прямо на коммутаторе, заводит мотор кикстартером
и уезжает, без всякой возни с замком зажигания.
Ну как, Вы уже достаточно напуганы и считаете противоугонную
защиту “двухколесного друга” заранее обреченным делом? Напрасно – если
к делу подойти с умом, можно добиться вполне надежной защиты, и я
сейчас покажу, как это делается.
Часть 1 – Минимальный комплект
Под минимальным я понимаю комплект из базового блока MS-Bike и
простой сирены. Такой комплект при низкой цене уже обеспечивает
приличную охрану и широкий сервис.
Прежде всего найдем место для установки сирены и основного
блока. Место должно быть достаточно защищенным от взлома, грязи и
влаги, хорошо передавать на базовый блок сигнализации удары и вибрации,
и в то же время сирену из него должно быть хорошо слышно. Этим условиям
на скутерах Yamaha вполне отвечает место установки штатного звукового
сигнала (гудка) – он стоит в “клюве” за достаточно прочной решеткой (у
меня это место еще дополнительно усилено толстой стальной пластиной, на
которой закреплена передняя “ручка для переноски скутера”).
Рис.10 Место для установки сигнализации – пластмассовый “клюв”
передней облицовки снят, штатный сигнал (3) перенесен на боковой
кронштейн крепления. Остальными цифрами обозначены: 1 – светодиод
сигнализации, 2 – замок зажигания, 4 – штатный кронштейн крепления
сигнала (на него мы закрепим сигнализацию), 5 – разъем замка зажигания,
6 – регулятор заряда аккумулятора с разъемом. Кликните на картинке для
увеличения.
На
рис.10 хорошо видно это место – чтобы расчистить пространство для
сигнализации, мы перенесем штатный звуковой сигнал (поз.3 рис.10) на
боковой кронштейн крепления (там крепится резистор регулятора заряда,
но места хватит и сигналу). На этом месте штатный звуковой сигнал
слышно почти так же хорошо, как и на обычном его месте. Сирену и
основной блок мы закрепим на место звукового сигнала (поз.4 рис.10),
для чего согнем из толстого оцинкованного железа переходную деталь
хитрой формы – с широкой горизонтальной площадкой сверху (для основного
блока сигнализации) и узкой площадкой снизу (для крепления сирены).
Результат показан на рис.11 и 12:
Рис.11 Крепление основного блока сигнализации (2) и сирены (4) с
помощью переходной детали (3). На переднем плане – крепление (1)
штатного сигнала и резистора регулятора заряда на штатном боковом
кронштейне. Кликните на картинке для увеличения.
Рис.12 Крепление основного блока сигнализации (3) и сирены (2) с
помощью переходной детали (4). Слева – штатный звуковой сигнал (1).
Кликните на картинке для увеличения.
Светодиод
сигнализации идеально встает в пластмассовую облицовку скутера рядом с
замком зажигания (см. рис.10), для чего в облицовке придется
просверлить отверстие диаметром 7мм под установочную втулку светодиода.
Провод светодиода лучше не укорачивайте, а просто скрутите в моточек –
это позволит Вам не отключать светодиод при снятии задней облицовки
передка скутера. Секретную кнопку лучше всего расположить в
подседельном багажнике скутера, под обивкой в нише для реле стартера
(само же реле перенести на кабельный жгут рядом). Во-первых, этот
багажник запирается на замок, а во-вторых, мало кому придет в голову
вынимать обивку в поисках кнопки. Проводку секретной кнопки будем
тащить по основному жгуту электропроводки скутера, для чего придется
как минимум демонтировать заднюю часть передней облицовки и полик
скутера. Длинны заводского провода кнопки как раз хватает.
Теперь подготовим проводку. Начнем с того, что удалим лишние
провода с контактами из разъемов жгутов B и C (см. рис.2). Должны
остаться следующие провода:
- Черный (масса)
- Зеленый (сирена)
- Красный (+12в электроника)
- Оранжевый (+12в от замка зажигания)
- Два коричневых (сигналы поворотов)
- Сине-красный (+12в силовые)
- Два желтых (иммобилайзер).
Удаленные провода сложим в пакетик – они нам еще понадобятся при
расширении системы. В красном и сине-красном проводах стоят
предохранители. Возьмем красный провод после предохранителя, укоротим
его до 4 сантиметров и припаяем к сине-красному проводу после
предохранителя прямо внутри его колодки (контактные лепестки легко
вынимаются из колодки) – это упростит нам дальнейший монтаж.
Теперь подыщем подходящий двухконтактный разъем для сирены. Разъем
нужен компактный и не позволяющий перепутать провода. Укоротим зеленый
провод до 4 см, а на черном проводе на таком же расстоянии зачистим
участок провода для пайки – и распаяем эти провода в гнездо разъема.
Вилку разъема, соблюдая нужную полярность, распаяем на провод сирены
(см. рис.13). Если в Вашем хозяйстве совсем плохо с разъемами – можете
запаять провод сирены наглухо, однако тем больше проблем у Вас будет
при замене вышедшей из строя сирены.
Обратите внимание, что я не ставлю рекомендованный
производителем сигнализации предохранитель для сирены – дело в том, что
этот предохранитель скорее дань автомобильным стереотипам (когда
злоумышленники первым делом разбивают сирену молотком или замыкают ее
проводку), нежели чем реальная необходимость в случае, когда сирена
стоит вплотную к основному блоку сигнализации и защищена со всех сторон
(спереди – пластиком и мощной стальной пластиной, сзади и с боков -
мощным небьющимся пластиком “клюва” и рамой).
Рис.13 Сигнализация и сирена на переходной детали (1) с
подсоединенными проводами. Обратите внимание на разъем сирены (2),
гнездо которого примотано к пучку проводов синей изолентой.
Теперь
прикрутим на место переходную деталь с привинченным основным блоком
сигнализации и сиреной, воткнем на место все разъемы (включая разъемы
светодиода и секретной кнопки согласно их цвету), и начнем подсоединять
сигнализацию к скутеру согласно схемы (рис.16) – прямо по пунктам:
1. Вытащим предохранитель из колодки аккумулятора под седлом, чтобы обесточить все электрооборудование.
2. Черный провод сигнализации подсоединим к черному проводу в гнезде разъема замка зажигания (поз.5 рис.10). Это масса.
3. Сине-красный провод сигнализации подсоединим к красному
проводу в гнезде разъема регулятора заряда (поз.6 рис.10). Это +12в от
аккумулятора.
4. Оранжевый провод сигнализации подсоединим к коричневому
проводу в гнезде разъема замка зажигания (поз.5 рис.10). Это +12в при
включенном зажигании.
5. Два коричневых провода продернем в хлорвиниловую трубку (для
предохранения от перетирания) и введем в фару. Там подсоединим их к
коричневому и зеленому проводам, идущим соответственно на левый и
правый указатели поворотов (разумеется, в гнезде их разъема – чтобы
можно было свободно снимать сами поворотники).
Провода не забываем укорачивать в размер и тщательно изолировать
соединения. Я предпочитаю подсоединять провода внутри штатных разъемов
скутера, а не методом “прикрутки” к штатным проводам. Также не забываем
укладывать провода вдоль штатных жгутов скутера и приматывать их
изолентой – так будет аккуратнее и удобнее при ремонте скутера.
Вот, собственно, и все – если не считать иммобилайзера. Ставим на место
предохранитель аккумулятора, устанавливаем чувствительность датчика
удара, вводим в память все брелки и проверяем работу системы.
Рис.14 Сигнализация (А) на своем месте (провода для наглядности
сняты). Стрелка B указывает на лючок моторного отсека, за которым
удобно поставить микроволновый датчик.
В
качестве финального штриха – переставляем штатный аккумулятор скутера
таким образом, чтобы для доступа к его клеммам или его снятия
понадобилось бы разобрать половину скутера. Заодно прячем
предохранитель аккумулятора и проводку вокруг него вглубь рамы скутера,
а там, где это невозможно – одеваем проводку в сплошные металлические
кожуха, согнутые из миллиметровой стали. Пусть угонщики попарятся,
пытаясь отрезать аккумулятор от сирены.
Иммобилайзинг
Как я уже объяснял, блокировать работу двигателя скутера
штатными средствами не получится – они слишком очевидны и легко
парируются злоумышленником. Поэтому придется пустить в ход средства
нештатные.
Идея использовать электроклапан для отсечки топлива лежит на
поверхности – но применительно к скутеру Yamaha оказывается весьма
плодотворной. Дело в том, что Yamaha использует подачу бензина
самотеком (бензобак выше карбюратора), и просто оторвать шланг от
клапана и сунуть его в банку с бензином не получится – бензин не
потечет. Нужна не просто банка, а бачок со штуцером в днище, и
поставить его можно не абы куда, а только достаточно высоко (например,
на багажник), и как-то при этом закрепить. К этому нужно быть готовым,
и на все это нужно время – которого, при орущей сигнализации, у
угонщика мало.
Теоретически можно соединить шланги напрямую – но я ставлю
оригинальный клапан, у которого входной и выходной шланги настолько
разного сечения, что соединить их без специального переходника,
втыканием друг в друга или на трубке, не получится. Теоретически также
можно кинуть на электроклапан +12в в обход сигнализации – но где их
взять на скутере, при спрятанном аккумуляторе? Тащить с собой
батарейки? К этому, опять же, готовы немногие угонщики – учитывая, что
штатно электроклапан на скутеры не ставится и такая блокировка
двигателя на них большая редкость. Кроме того, надо еще догадаться, что
дело в подаче бензина, и найти этот электроклапан – а запрятать его
можно далеко…
Рис.15 Электроклапан в бензомагистрали – поставлен почти “в
открытую” (на самом деле он находится под пластиком облицовки, которая
снята для наглядности). Параноики могут спрятать его под седло вместе с
куском бензомагистрали от карбюратора.
Реализация подключения клапана проста, как грабли:
1. Вытащим предохранитель из колодки аккумулятора под седлом, чтобы обесточить все электрооборудование.
2. Желтый провод сигнализации соединим с оранжевым проводом сигнализации (+12в при включении зажигания).
3. Второй желтый провод сигнализации подсоединим к электроклапану (при нехватке длинны надставив проводом близкого сечения).
Убедитесь, что на корпус электроклапана приходит надежная масса,
вставьте на место предохранитель аккумулятора – и наслаждайтесь
иммобилайзером. Только помните, что теперь при севшем аккумуляторе Вы и
сами не заведете свой скутер.
Рис.16 Минимальный комплект сигнализации MS-Bike плюс
иммобилайзер – схема подключения. Предохранитель F1 – штатный
предохранитель скутера. Кликните на схеме для увеличения.
В заключение первой части хочу обратить Ваше внимание на элегантность
предложенного решения: минимум проводов проложено вдоль основной
проводки скутера, а перерезание тех, которые все-таки проложены (от
секретной кнопки и электроклапана) ничем не помогает угонщику.
Сигнализация и сирена хорошо защищены от механического разрушения,
прикрыты от непогоды и грязи, и в то же время достаточно доступны для
ремонта и модернизации. Наконец, сам монтаж максимально упрощен и
доступен практически каждому.
На минусах такого решения мы остановимся позже, а пока двигаемся дальше.
Часть 2 – Интеллектуальный комплект
Под “интеллектуальным” я понимаю комплект из базового блока
MS-Bike, простой сирены и микроволнового датчика Falcon MWS-2A. Такой
комплект при умеренной цене обеспечивает более мощную охрану, намного
меньший процент случайных тревог и широкий сервис. Особенно
рекомендуется в случае, если Вы храните аппарат во враждебном окружении
из нервных соседей и любопытных подростков, а также при наличии
значительных вибраций в месте хранения.
К “минимальному комплекту” нам понадобится добавить следующие провода на разъемах основного блока сигнализации:
- Бело-синий (внешняя зона микроволнового датчика).
- Серый (внутренняя зона микроволнового датчика).
- Белый (масса в режиме охраны)
Далее делаем все строго по пунктам:
1. Вытащим предохранитель из колодки аккумулятора под седлом, чтобы обесточить все электрооборудование.
2. Датчик Falcon MWS-2A устанавливаем в верхней части
двигательного отсека (за лючком B – рис.14), рядом с маслобаком, при
помощи кронштейна Z-образной формы, закрепленного под болт крепления
катушки зажигания. Датчик устанавливаем горизонтально, разъемом к
“корме” скутера. Провод от датчика ведем вдоль штатного жгута
электрооборудования скутера к основному блоку сигнализации. 3. Черно-красный провод датчика соединяем с красным проводом сигнализации (+12 вольт от аккумулятора).
4. Черный провод датчика соединяем с белым проводом сигнализации (масса в режиме охраны).
5. Черно-синий провод датчика соединяем с бело-синим проводом сигнализации (внешняя зона микроволнового датчика).
6. Черно-белый провод датчика соединяем с серым проводом сигнализации (внутренняя зона микроволнового датчика).
Провода датчика не забываем укорачивать в размер и тщательно
изолировать соединения. Затем устанавливаем на место предохранитель и
проверяем работу сигнализации, регулируя необходимую чувствительность
внешней и внутренней зон микроволнового датчика (внешняя зона должна
подавать короткие сигналы при приближении человека к скутеру ближе 0.5
м сбоку и 0.2 м спереди и сзади, внутренняя – при приближении вплотную
с любого ракурса). Такая чувствительность “по человеку” обеспечивает
наилучший компромисс между защитой от ложных срабатываний датчика (по
мелким животным типа кошки) и антивандальной функцией сигнализации.
Часть 3 – Комплект-максимум
Под “максимальным” я понимаю комплект из базового блока
MS-Bike, простой сирены и двух датчиков - микроволнового Falcon MWS-2A
и датчика наклона MS-TL. Этот комплект обеспечивает наиболее мощную
защиту, наименьший процент случайных тревог и широкий сервис.
Провода все те же, как в “интеллектуальном” комплекте. Датчик
MS-TL установим в районе центрального “паука” рамы (место под поликом
скутера, где хребтовая труба передней части рамы переходит в две трубы
задней части, и где находится характерный X-образный кронштейн
крепления полика). Датчик устанавливаем в штатном положении
(горизонтально, основанием вниз) под одной из “лап” X-образного
кронштейна – для чего воспользуемся парой длинных (30мм) винтов M4 с
проставками из металлической трубки (или, на худой конец, нескольких
подходящей высоты гаек M5). Обратите особое внимание на гидроизоляцию
этого датчика – например, перед установкой заверните его вместе с
подключенным кабелем в несколько слоев тонкого полиэтилена (типа того,
который применяется для заворачивания пищи в микроволновых печах), а
затем обмотайте все это дело в несколько слоев скотчем, особенно
тщательно уплотняя соединение полиэтилена с проводом.
Далее делаем все строго по пунктам (в виде дополнения к “интеллектуальному” варианту):
1. Вытащим предохранитель из колодки аккумулятора под седлом, чтобы обесточить все электрооборудование.
2. Красный провод датчика MS-TL соединяем с красным проводом сигнализации (+12 вольт от аккумулятора).
3. Черный провод датчика MS-TL соединяем с белым проводом сигнализации (масса в режиме охраны).
4. Желтый провод датчика MS-TL соединяем с серым проводом
сигнализации (немедленная тревога) через развязывающий диод КД105, Д219
или аналогичный. 5. Разрезаем черно-белый провод датчика MWS-2A и в разрыв вставляем развязывающий диод КД105, Д219 или аналогичный.
Провода датчика не забываем укорачивать в размер и тщательно
изолировать соединения. Затем устанавливаем на место предохранитель и
проверяем работу сигнализации.
“Максимальный” комплект – удовольствие не из самых дешевых, и,
на мой взгляд, он обеспечивает уже чрезмерную защиту для дешевых
скутеров и легких мотоциклов. Вот если у Вас тяжелый чоппер класса
Honda GoldWing или классный спортбайк типа того же Honda FireBlade –
максимальный комплект будет в самый раз.
Источник: http:///www.scooterdigest.ru |