РАЗБОРКА
Чтобы добраться до сцепления, отсоедините рычаг кикстартера, открутите
болты, крепящие правую крышку двигателя, и снимите ее. Под ней увидите
упорный подшипник с тремя шариками. Снимите с посадочной поверхности
его и пружину, что под ним. На шлицы вала, связанного с педалью
переключения передач, насажен рычаг с кулачком на конце. Кулачок входит
в паз фигурной пластины, установленной в подшипник крышки ведущего
барабана сцепления. Снимите рычаг с вала, а пластину вместе с
подпятником и подпружиненным цилиндриком выньте из подшипника.
Открутите винты, крепящие крышку барабана, и снимите ее. Под ней гайка,
которой прикручен весь механизм сцепления к цапфе коленвала. Отогните
усики стопорной шайбы и открутите гайку. Но не зубилом - испортите
деталь! Воспользуйтесь специальным ключом. То, что его трудно найти в
продаже, не оправдание. В крайнем случае, такой инструмент можно за
считанные минуты изготовить с помощью «болгарки» (или ножовки) и
напильника из подходящей по размеру трубы.
Снимите механизм сцепления с цапфы коленвала. С его обратной
стороны увидите стопорное кольцо. Прижмите рукой диски и выньте кольцо
из паза с помощью пассатижей с узкими губками. Его можно поддеть и
тонкой отверткой (но тогда берегите пальцы!).
Когда справитесь с кольцом, переверните барабан и аккуратно,
чтобы не растерять пружины, разжимающие диски, вытряхните его
содержимое. Должны вывалиться: фрикционные диски, ведомый барабан,
втулка и четыре пружины. Открутите винты, стягивающие ведущий барабан и
пластину с грузиками. Откручивайте постепенно, по 2-3 оборота - чтобы
детали не перекашивались. Когда выкрутите приблизительно наполовину,
демпферные пружины ослабнут. Выньте их узкой отверткой. Выполните
операцию именно на этом этапе разборки: раньше или позже это будет
проделать намного сложнее. К тому же при открученных винтах демпферные
пружины могут перекоситься и деформироваться... Так же постепенно
выкрутите винты до конца и выньте из ведущего барабана диск с
грузиками.
Схема работы автоматического сцепления:
А - двигатель работает на холостом ходу. Мокик стоит на месте.
Б - обороты коленвала увеличились, грузики под действием центробежной силы
сжали диски сцепления. Мокик тронулся с места.
В - рычаг переключения передач нажат.
Шарики раздвинули фигурные пластины. Ведущий барабан, сжав пружины,
сместился в сторону двигателя вместе с кольцом, в которое упираются диски сцепления.
Грузикам не хватает хода, чтобы сжать диски, шестерни могут без удара
войти в зацепление. Передача переключается.
Г- запускаем двигатель «с толчка». Клиновые поверхности втулки
и ведомого барабана раздвигают детали, на которых они расположены.
Диски сжимаются, и заднее колесо крутит коленвал.
|
КАК ЭТО РАБОТАЕТ Конструкция этого механизма сцепления
отличается от большинства других тем, что содержит в себе целых три
механизма. Первый - центробежный автомат: он избавляет водителя от
необходимости манипулировать рычагом при троганье с места. Второй -
полуавтомат: он разъединяет трансмиссию и двигатель в момент
переключения передач. Третий, клиновый, как и первый, - автоматический:
он предназначен для того, чтобы мопед мог тормозить двигателем при
закрытом дросселе. Кроме того, клиновый механизм соединяет трансмиссию
и двигатель при запуске мотора «с хода», когда центробежный автомат еще
не работает.
Вся троица управляет пакетом из пяти стальных фрикционных
дисков - он и передает вращение коленвала трансмиссии. Два крайних,
ведущих, в четырех усиках содержат стержни - направляющие для пружин,
которые разжимают пакет в свободном состоянии, чтобы диски не
слипались. То есть они исключают явление, о котором говорят «сцепление
ведет». Со стороны этих направляющих на диски нанесен слой фрикционного
материала. На средний, тоже ведущий диск, этот материал нанесен с двух
сторон. Остальные ведомые диски - «голые». Вращение от них передается
через ведомый барабан ведущей шестерне моторной передачи.
Центробежный механизм - это пластины, на которые установлены
четыре грузика. Когда коленвал вращается, грузики под действием
центробежной силы поворачиваются на своих осях и сжимают фрикционные
диски. Если мотор работает на холостом ходу, а передача включена,
грузикам не хватает центробежной силы, чтобы сжать фрикционные диски -
и мокик стоит на месте. По мере увеличения оборотов сила возрастает -
мопед трогается с места.
В эту конструкцию изначально заложена возможность тюнинговать.
У форсированных моторов пик крутящего момента смещен в сторону высоких
оборотов, на малых они ощутимо слабее. Выходит, резво рвануть с места
можно только на высоких оборотах. Значит, нужно подкорректировать
работу автоматики - облегчить грузики, чтобы они сжимали диски на более
высоких оборотах. Каждый из четырех грузиков состоит из семи одинаковых
пластин. Замените одну из них или несколько в каждом грузике шайбами
(обязательно одинаковыми по весу!), и форсированный аппарат начнет
стартовать резвее.
На валу, переключающем передачи, два рычага. В то время как
водитель нажимает ногой на тот, что снаружи, другой, расположенный на
противоположном конце вала, поворачивает фигурную пластину с тремя
радиальными пазами. В крышке расположена другая пластина с такими же
пазами, чтобы она не повернулась, ее зафиксировали от поворота штифтом.
Между пластинами расположен упорный подшипник с тремя шариками,
объединенными сепаратором. Шарики помещены в пазах пластин. При
включении передачи пластины поворачиваются друг относительно друга, при
этом шарики выдавливаются из канавок и раздвигают эти детали. Подвижная
пластина давит на барабан, а тот смещается, сжимая силовые пружины
между ним и пластиной с грузиками. Грузикам уже недостает хода, чтобы
снова сжать пакет дисков - и сцепление выключается. В это же время
третий рычаг на все том же валу включает очередную передачу. Когда вал
возвращается в исходное положение, сцепление снова включается. Чтобы
сепаратор не дребезжал при езде, специальная пружина поджимает его к
той фигурной пластине, что установлена на крышке.
Клиновый механизм совсем прост: втулка с клинообразными
поверхностями расположена внутри ведомого барабана сцепления. Если
коленвал «тянет» колесо, втулка никак себя не проявляет. Если же колесо
начинает «вращать» коленвал, клинообразные поверхности выталкивают
втулку из ведомого барабана, и она сжимает фрикционные диски.
Если понадобится запустить двигатель с хода, включите
зажигание, передачу -и толкайте. Центробежное сцепление при этом,
разумеется, не сможет работать, но ему поможет клиновая втулка. Как
только двигатель «схватит», клиновый механизм выключится. Но учтите:
если сильно откроете газ и обороты коленвала окажутся намного выше, чем
предусмотрено для холостого хода, центробежное сцепление может
неожиданно «вспомнить» про свои «обязанности» - и мокик рванет вперед.
При торможении двигателем клиновый механизм не позволит
выключиться сцеплению до тех пор, пока частота вращения ведомого
барабана не станет меньше частоты вращения барабана ведущего.
СБОРКА Сначала наденьте силовые пружины на выступы пластины с
грузиками и наполовину стяните винтами. Как и при разборке,
закручивайте винты по 2-3 оборота за один раз - чтобы не перекосить
детали. На полпути с помощью тонкой отвертки вставьте демпферные
пружины. При этом старайтесь жало отвертки наклонять в направлении
сжатия - иначе пружина может соскользнуть с него внутрь барабана.
Вынуть ее оттуда трудно - без пинцета не обойтись. Когда все пружины
установите на место, так же постепенно, но окончательно затяните все
винты. Установите ведомый барабан с фрикционными дисками и втулкой и,
прижимая рукой диски, закрепите его стопорным кольцом. Далее собирайте
в порядке, обратном разборке.
РЕГУЛИРОВКА, ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ Регулировка может
понадобиться только полуавтомату выжима сцепления. Например, если при
переключении передач услышите стук шестерен. В правой крышке картера,
под «своей» круглой крышкой, «прячется» регулировочный болт - он
законтрен гайкой. Отпустите гайку и закручивайте болт до тех пор, пока
втулка, сжав пружину, не дойдет до упора. Тогда отпустите винт на
1/8-1/4 оборота и затяните гайку.
Механизм сцепления этого двигателя неприхотлив и долговечен.
Единственное, что может случиться, со временем износятся фрикционные
диски. Чтобы их заменить, придется разобрать всю конструкцию.
Полуавтомат сцепления:
1 - рычаг, управляющий работой полуавтомата; 2 - фигурная пластина с
подпятником; 3 - упорный подшипник с тремя шариками; 4 - пружина,
устраняющая люфт; 5 - регулировочный винт; б - фигурная пластина крышки
двигателя со стопором; 7 - демпферные пружины; 8 - ведущий барабан
сцепления; 9 - вал переключения передач.
|
Чтобы
демонтировать механизм сцепления с коленвала, снимите крышку ведущего
барабана и, отогнув усики (1) стопорной шайбы, открутите гайку (2).
|
Такой ключ для откручивания гайки несложно изготовить из трубы.
|
Стопорное
кольцо (удерживающее пакет фрикционных дисков) удобнее извлекать из
канавки пассатижами с острыми губками, слегка придавливая диски.
|
Грузики
центробежного
сцепления
при возрастании
оборотов
двигателя
выдвигаются
(так же,
как нижний пакет
под действием
силы тяжести)
и сжимают
фрикционные
диски.
|
Работа
клинового механизма. Когда коленвал тянет ведомый барабан, втулка
утоплена (А). Если же частота вращения ведомого барабана выше, чем
ведущего (Б), клинообразные поверхности ее выталкивают: 1 - ведущие диски; 2 - ведомые диски; 3 - ведомый барабан; 4 - втулка.
|
Демпферные
пружины легче демонтировать и устанавливать тонкой отверткой. Отвертку
лучше наклонить так, как показано на фото -иначе пружина может
соскользнуть внутрь.
|
Чтобы
отрегулировать полуавтомат сцепления, отпустите контргайку и
закручивайте регулировочный винт до тех пор, пока втулка не дойдет до
упора. Затем отпустите винт на 1/8-1/4 оборота.
Источник: http://www.scooterdigest.ru |