Рис. 1. Планшайба для установки генератора (на рис. слева) и доработка
ижевского статора (справа). Стрелкой указана обмотка статора. Я заменил эти детали «ижевскими» -
12-вольтовыми от «Юпитера», их можно найти в любом магазине
мотозапчастей. Провести такую модернизацию рекомендую и тем «явистам»,
у кого электрооборудование работает исправно: сразу забудете о
свойственных «Явам» слабом свете фар и недозарядке аккумулятора при
длительной езде на малых оборотах. «Ижевские» 12-вольтовые узлы легко
приспособить к 634-му мотору, и сейчас они несравнимо дешевле
«явовских». Можете начать с того, с чего начал я - выточил
переходную шайбу (рис. 1). Как заготовку использовал старый поршень с
диаметром больше 126 мм. Шайбу можно изготовить и из стали, но она
будет тяжелее, и точить ее труднее. Отверстия для крепления шайбы к
картеру и статора к шайбе просверлил «по месту». Переходник для
установки якоря (ротора) генератора не нужен - достаточно чуть
подточить надфилем штатную «явовскую» шпонку по ширине и высоте. Для
крепления якоря подберите длинный болт.
Рис. 2. Схема «внедрения» «ижевских» деталей в «явовскую» электросхему:
1 - реле-регулятор; 2 - ротор генератора; 3 - обмотки статора; 4 -
провод к клемме 54 замка зажигания. (Х1-Х8 - маркировка клемм на блоке
реле-регулятора) А вот статор придется доработать. В первую
очередь, для того, чтобы он стал короче. Сторону, обращенную к
коленвалу, укоротите так, чтобы до обмотки осталось не более
миллиметра. Посадочное место проточите относительно получившегося торца
на 4 мм (рис. 2). Проверьте образовавшийся диаметр шайбой: она должна
надеваться свободно, но с минимальным зазором. Устанавливая статор в
патрон токарного станка, добейтесь, чтобы не возникало биения старого
посадочного диаметра - иначе после сборки ротор будет задевать за
катушки статора. Прикрутите переходную шайбу болтами М6 с потайными
головками - за обычные головки может задевать ротор. Установите
генератор в шайбе таким образом, чтобы его верхние крепления
расположились почти параллельно земле: заднее должно быть чуть ниже
переднего - так легче выставить зажигание. Часть шайбы будет мешать
встать на место правой крышке двигателя - отпилите ее. «Ижевский»
генератор, несмотря на то, что вы его укоротите, все равно слишком
сильно выступает над поверхностью картера. Чтобы крышка села на место,
сделайте в ней отверстие диаметром 100 мм. Сохраните выпиленный кусок -
чуть позже он понадобится. Центр его находится на левой букве «а» в
надписи на крышке «Jawa». Кроме того, удалите перемычку в крышке - ту,
что возле болта крепления генератора. В пропиленное отверстие я вклеил
эпоксидным клеем кусок алюминиевой трубы диаметром 100 мм и длиной 30
мм. Можно воспользоваться и стальной, но внешний вид детали будет
поплоше, а сама деталь тяжелее. В отверстие в трубе вклеил вырезанную
часть крышки - получилось довольно аккуратно. Ящик для
аккумулятора я соорудил в правом бардачке - как у «Ижа». Здесь же
установил «ижевский» реле-регулятор. Изменения в схеме
электрооборудования минимальные (см. схему). Естественно, лампочки и
катушки зажигания нужно заменить 12-вольтовыми. Результат
оправдывает старания: на моем мотоцикле конструкция прекрасно работает
уже семь лет. За это время мы с друзьями переделали таким же образом
еще семь мотоциклов.
Источник: http://jawa350.at.ua |