Основной смысл в чём : вместо контактов прерывателя устанавливается
автомобильный датчик холла от зубилы, между кулачком прерывателя ЯВЫ и
болтом который его держит устанавливается металлическая пластинка
(модулятор-шторка) в общем смотрите рисунок :
Перекрытие пластинкой окна датчика холла (тот момент, когда
пластинка-модулятор выходит из прорези датчика) соответствует моменту
искрообразования. Сигнал с него поступает на электронный коммутатор, к
которому подключена катушка зажигания. Так как используется один датчик
и семмитричная пластинка-модулятор то нужен один коммутатор и одна
катушка зажигания, правда особенная - двух искровая, то есть в ней две
высоковольтных обмотки и соответственно два выхода на свечные провода.
Соответственно искра формируется в оба цилиндра одновременно. В одном
из цилиндров её появление совпадает с концом такта сжатия, поэтому
рабочая смесь воспламеняется. В другом в это время происходит выпуск
отработавших газов, электроды свечи окружены слишком бедной смесью и
вспышки не происходит. Электрическая схема будет выглядеть следующим
образом (да простит меня автор оригинальной статьи, что я без спроса
использовал рисунки с его сайта) :
Где : 1 - аккумуляторная батарея, 2 - замок зажигания, 3 - свечи
зажигания, 4 - двух искровая катушка зажигания, 6 - автомобильный
электронный коммутатор, 7 -датчик холла. В общем протащился я от всего
этого и отправился на рынок за деталями, датчики холла нашёл сразу,
коммутатор тоже, приценился к нему - дороговато - 15 тысяч наших - это
же стока литров пива разливного или бензина, гы прикольно : 1литр аи76
= 1 литр пива Жигулёвского , а про сдвоенную катушку зажигания никто
даже и не слышал. Из двух датчиков - один оказался неисправным. Ладно,
хрен с ним, приступил собственно к изготовлению, Для начала из
фольгированого текстолита вырезал кружок по диаметру площадки от
контактов прерывателя, в центре тоже выпилил отверстие, выпилил так же
канавки под винты крепления на генератор, и снизу припаял гаечки для
крепления датчика холла. Вырезал из жести шторку. Запитал датчик от
аккумулятора и нагрузил его светодиодом с резистором, для проверки.
Сперва всё было идеально, при перекрытии шторкой светодиод гас как и
положено. (Это типа как контакты прерывателя разомкнулись) Первый
сюрприз ожидал когда подключил обмотку возбуждения генератора, в общем
это довольно мощный электромагнит, соответственно металлическая
пластинка стала магнитом и датчику это не понравилось, он перестал
реагировать на перекрытие шторкой - ещё бы шторка попадая между
магнитом и магниточуствительным элементом датчика, должна перекрывать
магнитный поток от магнита, а тут она сама стала магнитом ... Проблема
и решилась изменением полярности включения обмотки возбуждения, просто
клеммы местами поменял и всё. Если у вас стоит оригинальный (у меня 634
ява,генератор переменного тока от 638, а регулятор самодельный) явский
регулятор напряжения, то всё должно быть нормально без переполюсовки,
но всё равно рекомендую проверить вышеуказанным способом - вопросов
меньше будет "а почему не работает ?" Переполюсовка обмотки возбуждения
генератора не влияет на его работу. Коммутатор взял напрокат с машины
соседа - пока он в раздумьях по поводу ремонта алюминиевого радиатора.
Двух искровую катушка так найти и не смог. Ничего не придумал лучше,
как соединить впаралель родные явские катушки. Зажигание выставить по
светодиоду - дело пары минут. Причём достаточно для одного цилиндра.
Микрометром пробовал дак разница между цилиндрами буквально несколько
соток. Зависит от того насколько семмитрично сделан модулятор-шторка.
Чуть что на месте можно ещё слегка надфилем подогнать. С контактами
такого хрена добьёшься. Двигатель завёлся нормально. На слух вроде
немного "мягче" стал работать. Заново отрегулировал карбюратор, удалось
добиться более низких оборотов холостого хода. В общем испытания на
трассе : максимальная скорость вроде возросла немного, да и время её
набора набора уменьшилось. Двигатель заметно "мягче" работает. Так как
в датчике нет никаких трущихся деталей, как в механическом прерывателе,
отсутствует износ. Соответственно про регулировку зажигания можно
забыть - один раз выставил и всё. Первые впечатления - довольно
неплохо. Проездил я два дня. Потом снимал акум - надо было подсветить в
гараже. После его установки не зажал клеммы. Во время поездки клемма
соскочила ... Напряжение подскочило и ... Датчик приказал долго жить.
Мир праху его ... Коммутатор выжил кстати. Хорошо с собой старый
механический прерыватель был. Поставил его, чтобы доехать домой.
Перемены в работе двигателя сразу ощутились (в худшую сторону.)
Отступать было некуда, контакты задолбали, за датчиками ползти лень, да
и башки за них платить зверёк зелёный не позволил... Пашарившись в
инете нашёл несколько схем индуктивных бесконтактных датчиков, возникли
сомнения, что они будут нормально работать под воздействием магнитного
поля генератора. Пришла в голову мысля поставить оптопару. Тут же был
разобран старый советский дисковод мс5305 и из него были извлечены 3 ик
светодиода и 3 ик фотодиода, дальше работа закипела : сперва изготовил
саму оптопару : основание из гетинакса, можно использовать то, что есть
под рукой - толстое оргстекло например ... Ик светодиод устанавливается
напротив фотодиода. Конструктивно должно получиться что-то в виде
зубиловскога датчика холла, только здесь не магнитный поток
перекрывается шторкой-модулятором а световой поток от ик светодиода к
фотодиоду. Для согласования сигнала фотодиода с коммутатором собрал
следующую схему. Собственно это и есть датчик. Всё собирается на
основании, которое ставиться вместо механического прерывателя.
Основание выполнено из фолигорованного стеклотекстолита - выпиливал
лобзиком чуть большего диаметра, затем в центр вкручивал болт с гайкой
и зажимал в патрон электродрелидрели. Включив дрель наждачкой подгонял
основание до нужных размеров - чтобы плотно входило в генератор. Оно же
и является печатной платой для элементов датчика. Под них отверстия не
сверлил - делал поверхностным монтажом. Датчик выполненный по этой
схеме совместим с коммутаторами, которые рассчитаны на работу с
датчиком холла. Конструкция датчика думаю понятна из рисунка :
По поводу схемы : на элементах D1,D2, R1,R2 и двух диодах - тригер
шмидта, плюс элемент D1 служит для согласовывания уровня с фотодиода с
остальной частью схемы. Светодиод LED1 служит для установки момента
зажигания. Поворотом основания датчика и положением модулятора-шторки
необходимо добиться зажигания светодиода (или погасания, если светодиод
подключить катодом к выходу а анодом к плюс питания микросхемы через
резистор ом на 300 - это дело вкуса ) в момент соответствующий
необходимому моменту опережения зажигания. (Искра происходит в момент
выхода модулятора из прорези датчика) В этот момент на выходе элемента
D3 микросхемы появляется логическая еденица, которой открывается
транзистор. Открытым переходом транзистора на входе коммутатора
формируется логический ноль. Коммутатор формирует искру при переходе
уровня логической еденицы в ноль. Регулировка производиться для
какого-либо одного цилиндра. (Правда свеже изготовленную пластину
модулятор придётся на месте подогнать надфилем, что-бы опережение было
одинаковым для обоих цилиндров.) Последующая конструкция датчиков
упростилась : 2 стабилитрона, 4 резистора, одна копеечна мс 74hc14, ну
и ессно керамика по питанию ... Уже с десяток моцов с такими датчиками
(не только явы) Долго мне поездить не удалось. Сосед заделал свой
радиатор и забрал у меня коммутатор. А тута я удачно сползал к
электрикам автобусного парка и набрал у них дохлых электронных
коммутаторов от всяких там пазиков и газелей. Работа закипела. От них
то только понадобились транзисторы КТ898. И корпус один алюминиевый мне
удалось забрать. Больше корпусов мне не дали - они их на алюминий сдают
изверги ... В общем вот первоначальный вариант моего самодельного
коммутатора, рассчитанного на работу с моим датчиком. Сигнал снимаем
сразу с выхода логического элемента убрав резистор R7 и транзистор.
Теперь по поводу схемы моего коммутатора. Здесь для каждой катушки
стоит отдельный транзистор - ну не смог я достать двух искровую
катушку. Оставил родные. Отъездил я, наверное, с месяц, всё таскал с
собой механические контакты прерывателя - так на всякий случай. Ну не
выходило оно из строя. Это как бы радовало, но и немного беспокоило. В
общем начал извращаться, скинул клемму с аккумулятора при работающем
двигателе. Дал гари тысяч на 6 ... Через секунд пятнадцать двиган
заглох и больше не заводился. Снял крышку, по контрольному светодиоду
стало видно, что датчик того - кирдык ... Вскрытие показало : 7806 -
дохлая, 561ЛЕ5 тоже не выдержала таких издевательств. ИК светодиод и
фотодиод - выжили. В общем это заставило немного задуматься и
доработать датчик и коммутатор, в общем-то доработки коснулись в
основном коммутатора - защита транзисторов по току и цепей питания
датчика. Вот окончательный вариант зажигания, с которым я благополучно
доездил до глубокой осени без единой поломки
Источник: http://jawa350.at.ua |