Донора долго искать не пришлось — это легендарные "Жигули". Такие
маслонасосы стоят на "Ниве и других моделях "ВАЗа" и отличаются между
собой только маслозаборником и длиной ведущего вала, что в нашем случае
совершенно не критично. 1. Разбираем маслонасос. 2. Спрессовываем с ведущего вала шестерню. 3. На месте шлицов ведущего вала режем резьбу М8х1. И фрезеруем шпоночный паз.
4. Садим (на горячую) ведущую шестерню на ведущий вал таким образом,
чтобы в конечном итоге расстояние от резьбы до шестерни было такое же,
как и на маслонасосе КМЗ. Напрессовывать на холодную нельзя — испортите! 5. Обрезаем хвостовик ведущего вала, чтобы он не торчал из корпуса маслонасоса.
6. На токарном станке, точим втулку из стали для упора заводской
шестерни привода маслонасоса в шестерню приводного вала. Длина втулки
аналогична таковой на заводском валу, внутренний диаметр = плотной
посадке на вал, наружный — на 3-4 мм больше, чем внутренний и
определяется, в первую очередь, наличием соответствующей развертки, а
вот чистота обработки наружного диаметра — максимально возможная: это
будет подшипник. То, что получилось, смотрите на фото 1. 7.
Удаляем с корпуса маслонасоса лишнее "мясо". Если вы делаете единичный
экземпляр, советую воспользоваться просто свежим напильником, силумин
для него — что масло, и вы избежите досадных ошибок. Обязательно
проверьте, чтобы коленвал в собранном состоянии не касался корпуса
маслонасоса. В отверстии нарезаем резьбу М16х1,5 для редукционного
клапана. В корпус ввариваем алюминиевую маслозаборную трубку (фото 2).
8. Планшайбу придется делать новую — в старой есть ненужное для нас
отверстие, но нет отверстия под приводной вал (он у нас смотрит в
другую сторону). Шаблон для новой планшайбы мы сделали на компьютере,
но можно вспомнить черчение и геометрию и сделать его вручную.
Планшайбу обязательно прошлифовать на притирочном столе, ведь листовой
прокат — неровный и покрыт окалиной. Готовая планшайба имеет толщину 3
мм (фото 3).
9. В "гитаре" завариваем аргоновой сваркой крепежные отверстия для
стандартного маслонасоса и обрабатываем места сварки со стороны
маслонасоса на притирочной плите. Используя новую планшайбу, как
кондуктор, сверлим новые крепежные отверстия и расширяем отверстие для
масла (фото 4). 10. С помощью развертки расширяем отверстие в "гитаре" под новый приводной вал маслонасоса (фото 5).
11. Токарь изготавливает новый корпус редукционного клапана. Главное,
чтобы отверстие под клапан ему соответствовало и пружина в новом
клапане была сжата до таких же размеров, как в "родном", жигулевском
(фото 6). 12. Производим предварительную сборку, но пока без
редукционного клапана. Между новым маслонасосом и “гитарой”
прокладываем бумагу, аккуратно обводим контур маслонасоса — получаем
шаблон. Наклеиваем его на картер, а затем расширяем и углубляем
отверстие в картере под маслонасос до очерченной линии (фото 7).
13. Собираем маслонасос с редукционным клапаном и проверяем, как он
становится в картер (фото 8). Следует обратить внимание на то, что при
работе редукционного клапана шток может выдвигаться из корпуса на 3-5
мм! (Фото 9).
14. Производим разборку маслонасоса, тщательно промываем все детали и
картер двигателя, затем продуваем их сжатым воздухом. Собираем
маслонасос, используя стоп-герметик для фиксации резьбовых соединений.
Герметик можно нанести и между планшайбой и "гитарой", но следите за
тем, чтобы он не попал внутрь маслонасоса! Маслозаборная трубка должна
быть из маслостойкого материала, на насосе она фиксируется хомутом, а в
маслозаборник она просто плотно вставляется, сам же он остается в своем
штатном положении (фото 10). Все, маслонасос готов к работе! Как видите, в итоге: - качественный маслонасос увеличенного объема с лихвой покроет все потери масла, сохранив давление в контуре.
- редукционный клапан современной конструкции легко сбрасывает излишек
давления масла и надежно поддерживает рабочее давление во всем
диапазоне оборотов. - "операция" по пересадке маслонасоса
сводится к несложным действиям и практически не влияет на параметры
работы нового маслонасоса.
Текст: Юрий Исаев (мастерская FX Мото) Фото: автора
Источник: http://www.motodrive.com.ua |