Если штатные воздухоочистители ведут свою родословную от автомобильных
и прочих, то «нулевики» есть, по сути, фильтрующая основа, нагороженная
вокруг старой доброй «дудки», сиречь мегафона, что увенчивал входные
патрубки мотоциклов и гоночных авто с момента их появления. Дело в том,
что эти самые скругления-сужения на «дудках» позволяют лучше
организовать резонансный процесс, происходящий на входе в патрубок.
Суть его в том, что скачки уплотнённого воздуха, при попадании его в
раструб, впротивофазе дают... отрицательное сопротивление, то есть
отчасти проталкивают воздух в карбюратор.
Естественно, при определённых оборотах (вспомним, что в гонках
используются «дудки» разной длины для настройки под конкретный режим
работы) и при должной конфигурации.
Превосходный пример таких фильтров - легендарные «кАэновские» конусы.
Большой диаметр фильтра у патрубка лучше способствует возникновению
скачков уплотнённого воздуха, а коническая боковая поверхность
увеличивает пропускную способность шторы. Одна беда: впуск нуждается
ещё и в соответствующем объёме резонатора, а здесь он скромный, а
потому «заточенный» для больших оборотов. Для меньших же нужен
резонатор увеличенного объёма, в результате чего большинство
«нулевиков» (в том числе некоторые модели той же K&N) делают
цилиндрической формы. Впрочем, есть и те, кто пренебрегает резонансным
объёмом напрочь и делает фильтры в виде «дудки» немалого диаметра, к
которой приделан кусок поролона. Такая конструкция тоже работает на
снижение сопротивления, и «нуль» здесь также наблюдается - что и
фиксируют бесстрастные мощнос-тные стенды.
Вот только заводские инженеры тоже не бамбук курят, и
резонансные явления освоили в совершенстве. В результате штатные короба
воздухофильтров снижают сопротивление не хуже, а если к тому прибавить
инерционный наддув (который с «конусами» ну никак не организовать) и
переменное сопротивление потоку, то картинка будет уже далеко не столь
радужная, сточки зрения поборников ФНСов.
ПРИРОДУ НЕ ОБМАНЕШЬ! А теперь перейдём от высоких материй
повышения мощности к повседневным будням, в которых фильтр должен
прежде всего... Вот именно, фильтровать! И здесь вступает в силу
жёсткий регламент, гласящий для штатных воздухоочистителей следующее.
Во-первых, при расходе воздуха 80% от максимального воздухофильтр
должен создавать сопротивление потоку не более 2,5 кПа. Во-вторых, до
забивания воздухофильтра (а таким моментом признано увеличение
сопротивления до 5 кПа) должно пройти не менее 84-х минут при
концентрации пыли в воздухе 0,4 г/м3. В-третьих, во время испытаний
фильтр может пропускать не более 1 % пыли. Надо сказать, что по первому
параметру большинство aftermarket и бумажные штатные элементы
укладываются легко, по второму - с хорошим запасом, а по третьему, как
правило, перекрывают норму в разы (иногда пропуск пыли составляет
смешные 0,14%!).
А что тюнинговые?
К сожалению, мои сведения не назовёшь абсолютными, ибо данных по
испытаниям ФНС на мотоциклах я не видел. Зато по автомобилям повидал
немало отчётов, как заводских (многие из которых не могут считаться
объективными), так и в различных автоизданиях (от нашего «За рулём» до
печатного органа британских стритрейсеров Vmaxx). На основании десятков
отчётов, полагаю, вполне можно судить о возможностях «нулевиков»
различных фирм. Тем более что «фигуранты» - изделия пяти-шести фирм и
их «клоны».
Так, вовсе не секрет, что известные и в мотомире «поролоновые» фильтры Raid и Ramair
выпускаются одним и тем же поставщиком и отличаются только надписями;
более того, Ramair поставляет фильтры многим тюнингерам, включая Polini.
А результаты наводят на серьёзные размышления. Особенно замеры фильтров
двух, пожалуй, самых авторитетных производителей - апологета «сеток»
K&N и изготовителя самых известных в off-road мире «поролоновых»
фильтров Twin Air. На поверку эти изделия оказываются не только
принципиально разными по конструкции - их характеристики отражают
диаметрально противоположный подход к применению ФНС.
Так, у всех без исключения моделей «ка-энов», как «панельных»,
так и «универсальных» (с одной оговоркой: классических, без
предварительной фильтрации), потрясающие показатели по снижению
сопротивления на впуске, а грязезабиваемость меньше, чем у штатных
воздухоочистителей! Первое неудивительно: тонкая полоска хлопкового
нетканого материала позволяет пропускать воздух с минимальной
турбулизацией потока и к тому же благодаря минимальной толщине и
увеличенной площади дополнительно снижать сопротивление. А вот с
грязезабиваемостью всё очень весело: цена за это - пропускание пыли в
8-19% (напомню: у штатных бумажных фильтров - 0,16-0,99%)! Да, на
чистых европейских автобанах и «кольцевых» трассах, для коих и
предназначены изделия K&N, это нормально, но не в пыльно-сажевой
атмосфере московских улиц!
Не слишком спасают положение тканевые чехлы (опять же увеличивающие
сопротивление) и даже поролоновые «предфильтры» - такая опция тоже
предусмотрена американцами (видать, они неплохо осведомлены о проблемах
своих изделий).
Полная противоположность - фильтры Twin Air. Степень
очистки воздуха и время работы до засорения у двухслойных поролоновых
элементов лучше «родных», хотя и ненамного, а защита двигателя от
гидроудара как ни у кого. Со снижением сопротивления хуже: оно
достигается только в случае установки «универсального» фильтра,
защищённого в реальных условиях от пыли куда хуже родной «кастрюли». В
случае же установки «панельного» элемента в штатный корпус
сопротивление... возрастает, причём ощутимо!
У фильтров других фирм за исключением, наверное, легко
забиваемых грязью однослойных поролоновых элементов вроде упомянутого
Ramair, а также откровенной халтуры азиатского происхождения
достоинства и недостатки выражены не столь ярко, но общая картина та же
- рост одних показателей достигается за счёт других. Чудес, как видим,
не бывает!
КРАЙНЯЯ НЕОБХОДИМОСТЬ Так что же, ФНС - ещё
один «барабан Страдивари» вроде любимого чопперистами «гиперчарджера»?
Нет, скорее, изделие ограниченного применения. В оффроуде без
«поролонок» никуда: здесь эффективная очистка воздуха и быстрая очистка
самого фильтра вкупе с «анти-гидроударностью» важны как нигде. С
«кольцом» тоже всё вроде ясно.
В городе же применение «нулевика» оправдано только втом случае,
когда пропускная способность штатного воздухоочистителя далека от
необходимой и реально «придуши-вает» мотор. Но это случается лишь когда
мотор действительно форсирован (каналы-клапана-распредвалы и т. д., а
не одинокие «диноджет» и «прямоток»!), и то не всегда - часто штатный
воздухоочиститель сделан с ощутимым запасом по производительности. Во
всех остальных случаях прибавка мощности в один процент явно не стоит
мучений с еженедельной чисткой-смазкой фильтра, а то и безвременно
загубленного благодаря «внутренней пескоструйке» движка.
Тем же, кто всё же решился поставить ФНС на стандарт,
прельстившись «гоночными» видом и звуком, три рекомендации. Во-первых,
перенастроить систему питания, иначе вместо прибавки вы получите прогар
поршня: топлива форсунки/жиклёры выдают столько же, а воздуха идёт
больше, следовательно, обеднение смеси неизбежно. Второе, выбирать или
двухслойные «поролонки», или «сетки» с текстильным либо поролоновым
«пречарджером» (такие делает только K&N, и то не для всех моделей,
но их можно подобрать к «сеткам» большинства других производителей).
Третье, чем больше объём внутри фильтра и диаметр элемента у впускного патрубка, тем лучше.
И - побольше терпения в обслуживании этих весьма капризных девайсов!
Источник: http:///www.scooterdigest.ru |