Тюн или «душилка»?
Да-да, это в четырехтактных моторах прибавка мощности в 15 процентов
может значиться только в пресс-релизах, а в двухтактниках резонатор —
такой же полноценный участник рабочего цикла, как и, скажем, камера
сгорания. Еще бы: его (резонатора) задача вернуть вылетающую в трубу во
время продувки горючую смесь обратно в цилиндр аккурат к моменту подачи
искры. Для этого резонансная камера должна обладать требуемыми объемом
и характеристиками противодавления. Причем, требуемыми в достаточно
узком диапазоне частот вращения.
А задают объем и характеристики (помимо рабочей частоты коленвала —
крейсерского, так сказать, режима работы, на котором требуется
максимальная прибавка) не только рабочий объем, но и высота выпускного
окна. Последняя определяет не только фазу выпуска, но и фазу вылета в
трубу «горючки», а также степень сжатия. То есть каждому типу цилиндра
— данного объема и уровня по форсировке — на заданной частоте требуется
свой резонатор.
Подойдем к проблеме с другого конца: а как, собственно, эти
характеристики подбираются? Отбросим в сторону тех, кто варит
«саксофоны» «от фонаря» (бывают и такие!) и копировщиков, «слизывающих
в ноль» зарекомендовавший себя узел. Большинство же делают опытный
образец «на глазок», после чего ставят на… А куда они, собственно
говоря, ставят, на какой мотор? Да на тот, что есть под рукой, и с
нужным цилиндром. Но при этом — с нередко отличающейся от эталонной
настройкой, с другим, нежели выбранный вами, карбюратором и т.д.
Пробуется, потом укорачиваются-удлиняются кольца и конусы. В
производство идет та конфигурация, что получила лучшие (с точки зрения
данного конструктора) характеристики. Я не случайно говорю про
конкретную точку зрения: как правило, большинство «затачивают» резонанс
под максимальные обороты, до которых реальный мотор может просто не
раскрутиться. Например, вы решили построить мотор с цилиндром Polini
Corsa, стандартным клапаном и 17,5-миллиметровым карбюратором, а на
фирме экспериментировали с таким же цилиндром, но впуск был с предельно
допустимым диффузором в 21 мм и big valve.
К чему это я? А к тому, что в отсутствие четких инструкций заводов, к
каким цилиндрам и с какими карбюраторами, фильтрами и т.д. подходит та
или иная труба, единственным источником информации остаются данные
независимых испытаний, проводимых в Европе некоторыми изданиями
(Scootering, Motoretta), и мультимарочными импортерами (Scooter Attack,
Taffsped). Не забывайте об опыте некоторых особо продвинутых юзеров, в
первую очередь немецких и голландских. Этими источниками мы и
воспользуемся. Но сначала — о тех, где «визгу много, шерсти мало», как
сказал Господь Бог, выдергивая последний волосок из хвоста свиньи. Имя
им — легион. И не потому, что буржуи такие сволочи (откровенная халтура
здесь редкость, хотя и не без этого). Дело в том, что большинство
«саксофонов» ими… не являются. Как, впрочем, и в случае с
четырехтактными «прямотоками» road omologated. Взгляните, например, на
«рентгены» выхлопов Leovince. В корпусе резонатора упрятаны всякие там
перегородки, трубочки… У Leovince HM ZX, правда, перегородок нет, зато
вся внутренняя поверхность резонатора заботливо устлана слоем
минеральной ваты. Какой тут резонанс, о чем вы, товарищи? Вообще
говоря, наличие европейской омологации — повод отказаться от покупки:
если там не будет таких вот засад, значит, в «саксофон» вварены
«душилки», удалять которые весьма хлопотно.
Но даже если система реально настроенная, то настроена она
часто на стандартный мотор, о 50 кубах. И таких подавляющее
большинство, в том числе и популярнейшие у нас Tecnigas Next и Arrow
Compress. Другая крайность — рейсинговые трубы, наиболее известные из
которых — Polini Evo и Malossi MHR, обеспечивающие «приход» тысячах на
14–16 оборотов. Нас же интересуют (в свете рекомендованных в прошлом
номере конфигураций) трубы, рассчитанные на 70-кубовые моторы с
номинальными частотами вращения порядка 9000–10500 об/мин.
Не буду утомлять читателя рассказами о подробностях и источниках
экспертной информации. Оглашу список в порядке убывания
«высокочастотности»: Polini For Race, Arrow Limited Series, Tecnigas RS
70, Polini Funky, Malossi Wild Lyon. Из них For Race наилучшим образом
проявляет себя с racing-цилиндром и 19-миллиметровым карбом. Limited
Series и RS 70 хороши с цилиндрами racing и карбюраторами с диффузорами
«на 17,5». Для них же предназначен и Funky, но пик мощности мотор с ним
будет выдавать не на «верхах», а на «середине». В качестве же «верховой
трубы» Funky будет работать лишь на цилиндрах base-уровня с
17,5-миллиметровыми карбами.
Отдельный разговор о Wild Lyon. Это типичная «банка», но «банка»
правильная, с характеристиками, схожими с Funky. Потери мощности с ней,
естественно, будут несколько выше, но все искупает долговечность:
ресурс этого выхлопа можно назвать пожизненным. Чего не скажешь о
«саксофонах». Доработать напильником!
Увы, именно резонатор — самое слабое звено в скутере. Слабое в прямом
смысле: отрываются кронштейны, разлетаются сварные швы, подвергаются
коррозии и прогорают патрубки. Причина исконно русская: дороги. Это у
итальянцев проблемы с коррозией проявляются только в курортных районах
при езде по морскому берегу, у нас же дорожная пескоструйка в сочетании
с ударными нагрузками от колдобин могут кончить трубу и за триста кэмэ.
Безнадега? Отнюдь. Да, нет ничего вечного, но жизнь резонатора можно
сделать достаточно долгой. Для чего необходимо, прежде всего, устранить
«шероховатости», поработав напильником и дрелью. Для этого крепим
резонатор (еще «голый», без глушащего элемента — муфлера) к цилиндру и
одному из кронштейнов картера, либо (если к выхлопу прилагается
специальный алюминиевый кронштейн) к одной из проушин предварительно
прикрученного к картеру кронштейна. Не наживляем, а именно крепим. Не
получается? Дорабатываем проушину. Теперь получилось? Отлично. После
чего смотрим на другую проушину. Что, не совпадает с нижним кронштейном
на картере? Все в порядке, это свойственно 99 процентам «саксофонов». И
вот теперь активно подгоняем кронштейн к картеру (не наоборот!)
посредством напильника, дрели (вполне возможно, что отверстие придется
сверлить заново) и набора шайб и гроверов. И никакого русского ключа и
прочего богохульства! Натягов быть не должно ни в коем разе, иначе
возникающие усталостные напряжения в металле как минимум разломают
кронштейн, а то и «хряпнут» сам резонатор.
Установили? Отлично. Теперь прикрутите муфлер и забудьте о выхлопе до
окончания настройки мотора. Дело в том, что, случись перебор с
жиклером, слишком богатая смесь спалит какой угодно лак. (Да что лак —
не редкость сгоревшие резиновые переходники между резонатором и
муфлером). И пусть сгорает! Все равно потом покрывать заново. Чем
именно? Существует три варианта. Первый — специальный термостойкий лак,
рассчитанный на температуру не менее 800 градусов. Более надежно в
плане абразивной устойчивости покрытие в два слоя: лак по термостойкому
грунту. Наконец, идеальный, но уж больно дорогой вариант: хромирование.
Впрочем, дорогой не настолько, чтобы его не рассматривать в качестве
альтернативы. Уж лучше сэкономить на муфлере, купив трубу с
алюминиевым, а не титановым или карбоновым «стаканом».
Да, еще. Заказывая «саксофон», не забудьте сразу прикупить к нему
«матрас» — большой лист минеральной ваты. Менять набивку муфлера вам
придется при каждом ТО во избежание проблем с инспекторами из-за
слишком громкого звука. Со свежей же набивкой вы будете выглядеть как
паинька (особенно со стандартным воздухофильтром). До тех, понятно,
пор, пока не откроете гашетку.
Источник: http:///www.scooterdigest.ru |