Часть первая. Английская. 1883год.
В английский город Ковентри приехал молодой немец Зигфрид Беттман. Свой
бизнес он начал с торговли новомодными тогда велосипедами, и уже через
два года дела у Беттманна шли так успешно, что он наладил производство
велосипедов под маркой «Triumph». Затем Зигфрид пригласил своего
давнего приятеля – немецкого инженера Мауритца Шульте. И в довершение к
этому в 1888 году немецкий эмигрант приобретает маленькую фабричку в
Ковентри. 1902год. Фирма начинает производство мотоциклов
конструкции Шульте. Мотоцикл имел типично велосипедное шасси и
оснащался одноцилиндровым четырёхтактным двигателем «Минерва». Заднее
колесо приводилось непосредственной ременной передачей от мотора. 1903-1904год. Фирма начала устанавливать на свои мотоциклы британские двигателя «ДжАП» и немецкие двигателя «Фафнир». 1905год.
Шульте и англичанин Чарльз Хатауэр разрабатывают одноцилиндровый
нижнеклапанный двигатель с механическим приводом обоих клапанов. 1906год. Хатауэр оформляет патент на маятниковую переднюю вилку с горизонтальной пружиной. 1907год.
Фирма создаёт и осваивает в производстве 455-кубовый двигатель о 3,5
лошадях, и перебирается в новое заводское помещение. В этом же году
мотоциклы «Triumph» занимают первое и второе место в самой первой гонке
«Турист Трофи». 1909 год. Опробуется прототип с 616-кубовым двухцилиндровым рядным двигателем «Беркли». 1910 год.
Шульте патентирует конструкцию встроенного в ступицу заднего колеса
многодискового сцепления, которое начинает устанавливаться на
499-кубовые мотоциклы. 1913год. Разрабатывается
экспериментальный 600-кубовый, двухцилиндровый рядный нижнеклапанный
двигатель с горизонтальным разъемом картера. Также в этом году
Хатауэр разработал легкий мотоцикл «Джуниор» с двухтактным двигателем
(225-кубиков) и сблокированной с ним двухступенчатой передачей. 1914год.
Дебютирует модель «А» с нижнеклапанным мотором, рабочий объем которого
возрос до 547-кубиков, а мощность – до 4л.с.. В конце года на базе
модели «А» формируется модель «Н», у которой в трансмиссию вводится
трёхступенчатая коробка передач (при сохраненном ременном приводе
заднего колеса).
В годы Первой мировой войны компания поставила в войска союзников около 30 000 мотоциклов модели «Н». После
окончания войны компания продолжает выпуск модели «Н», её
односкоростного варианта «D» и двухтактного «Джуниора» (который по
лицензии выпускали также в Германии и США). 1920год.
Дебютирует 550-кубовый мотоцикл «SD», с цепной главной передачей,
барабанными тормозами и соединённым с мощным пружинным амортизатором
сцеплением.
1922год.
Запускается в производство модель «R», оснащенная верхнеклапанным
499-кубовым двигателем с четырёхклапанной головкой цилиндра. Дорожная
версия мотоцикла развивала 10л.с., спортивная – 20л.с. 1923год.
Беттман приобретает завод автомобильной компании «Доусон». В этом же
году дебютирует модель «LS» с сблокированным с трехступенчатой коробкой
нижнеклапанным двигателем с рабочим объемом 346-кубиков.
1925год. Дебютирует оснащенная нижнеклапанным 494-кубовым двигателем и трехступенчатой коробкой модель «Р».
1927год.
На смену «Джуниору» приходит нижнеклапанная 278-кубовая модель «W» , а
также версия «ТТ» с верхнеклапанным 497-кубовым двигателем с
двухклапанной головкой цилиндра. 1930год. Появляется модель
«Х» с двухтактным мотором рабочим объемом 174-кубика, сблокированным с
двухступенчатой коробкой передач. Оригинальной чертой этого мотора был
установленный спереди карбюратор и выведенная на левую сторону
выпускная труба. Оригинальностью конструкции отличалась и рама, она
была сварена из двух труб, идущих от оси рулевого колеса, изгибающихся
у рулевой колонки и перед двигателем и возвращающихся к оси. Бензобак
был подвешен в верхней части рамы. Модель «NSD» получила нижнеклапанный 549-кубовый двигатель с наклоненным вперёд цилиндром и системой смазки с сухим картером.
1931год.
По схеме модели «NSD» начинают выпускаться четыре модели мотоциклов:
нижнеклапанный «WL» (348-кубиков), верхнеклапанный «WO» (249-кубиков),
«NM» (343-кубика) и «NT» (493-кубика). На некоторых мотоциклах из этого
ряда картер двигателя и коробку передач прикрывала штампованная
пластина, что создавало впечатление моноблочного двигателя.. 1932год.
Главным конструктором компании становится Вэл Пейдж, работавший ранее
на фирмы ДжАП и «Ариэль». Представляется лёгкая модель «ХО». На раму
модели «Х» устанавливают одноцилиндровый верхнеклапанный двигатель
рабочим объемом 147-кубиков. 1933год. Пейдж проектирует
новое семейство мотоциклов. Отличительной чертой этого семейства
являлись четырехтактные двигателя с вертикальным цилиндром, системой
смазки с сухим картером и маслоблоком под седлом, отдельная
четырехступенчатая коробка передач и закрытая дуплексная рама. Серию
составляли нижнеклапанные модели с моторами рабочим объемом 343 и
549-кубика, а также верхнеклапанные рабочим объемом 249,343 и
493-кубика. Вершиной ряда являлась модель «6/1» с двухцилиндровым
рядным двухклапанным двигателем (649-кубика, 25л.с.). Начато изготовление легких мотоциклов под маркой «Глория», оснащенных двухтактными двигателями «Вилльерс» (98 и 147-кубиков). 1936год.
Компанию «Triumph» выкупает владелец компании «Ариэль» Джек Сангстер.
Происходит своеобразный тюнинг уже существующего модельного ряда:
форсируются двигателя, большая част деталей хромируются и полируются,
поднимаются трубы глушителей. Обновленная серия получает громкое имя
«Тайгер». 1937год. Выпускается ярко спортивная модель « 5T
Speed Twin» . 166 килограммовая машина разгонялась 498-кубовым
верхнеклапанным двигателем до 145 км/ч. Также существовала 33-х сильная
версия, способная достичь 160 км/ч.
1940год. В результате налёта «Люфтваффе» завод «Триумф» практически полностью разрушен. 1942год. В городе Мереден, близ Ковентри, открывается новое предприятие «Triumph» .
За
годы ВМВ фирма «Triumph» выпустила порядка 40 000 армейских
одноцилиндровых верхнеклапанных мотоциклов серии «3HW» (349-кубиков,
15л.с.), а также большое количество двухцилиндровых моторов для
комплектации автономных генераторов. Характерной особенностью этих
моторов было использование кремние-алюминиевого сплава, которым
заливались чугунные гильза цилиндра и основа головки, объединявшая
седла и втулки клапанов, а также отверстие под свечу зажигания. 1946год. Начат выпуск модели «3Т De Luxe» (394-кубиков, 19л.с.). Наряду с этой моделью продолжался выпуск довоенных моделей.
1947год. Созданы гоночный мотоцикл «500GP» и внедорожный вариант «TR5 Trophy». 1948год. Команда Великобритании на «Триумф» выигрывает Шестидневные соревнования ФИМ. 1949год. Представлена модель «6T Thanderbird», моментально завоевавшая послевоенные рынки Англии и США.
1950год. Начато производство армейского нижнеклапанного двухцилиндрового «TRW» (498-кубиков, 16л.с.).
1951год. Сангстер продает фирму «Триумф» концерну БСА. 1952год.
Демонстрируется легкий мотоцикл «T15 Терьер». Мотоцикл оснащался
149-кубовым одноцилиндровым верхнеклапанным двигателем, сблокированным
с четырехступенчатой коробкой передач и был установлен в одинарную
трубчатую раму со свечной задней подвеской. 1953год. С
форсировкой двигателя до 1199-кубиков произошло изменение названия,
теперь модель носила громкое имя «T20 Tiger Cub». Параллельно
развивалось семейство 650-кубовых мотоциклов. 1954год.
Дебютирует модель «Тайгер 110»; с форсированным до 42л.с. мотором. Это
был первый мотоцикл в истории «Триумф», который начал оснащаться
маятниковой подвеской заднего колеса. 1955год. Появляется внедорожная модель «TR6 Трофи».
1956год.
При помощи двигателя «Триумф» устанавливается новый рекорд скорости для
мотоциклов – 345,3 км/ч. В ознаменование этого подвига компания в 1959
году запускает в серию модель «T120n Bonneville».
1957год.
Спроектирована модель «3ТА 21» с верхнеклапанным 348-кубовым
двигателем, который жестко состыковывался с четырехступенчатой коробкой
передач - такая полумоноблочная конструкция стала «фишкой» «Триумф» и
БСА.
1958год.
Новинкой этого года становятся мотороллеры. Первую модель назвали
«Тигрица», она оснащалась либо уменьшенной версией двухцилиндрового
четырёхтактного двигателя «21»(249-кубиков, 10л.с.), либо
одноцилиндровым двухтактным мотором БСА (175-кубиков, 7,5л.с.). 1959год. Необычной дизайнерской чертой 500 и 650-кубовых мотоциклов этого года был закрывающий почти всю заднюю часть кожух. 1962год. Ещё одним мотороллером становится маленькая машина «Т10 Tina», оснащенная 99-кубовым одноцилиндровым двухтактным двигателем.
1968год.
Выходит спроектированный Хопвудом, Хиле и Уиксом новинка, причем сразу
под двумя марками: «Триумф Т150 Трайдент 750» и «БСА А75 Рокет3».
Машина получает рядный трехцилиндровый верхнеклапанный двигатель
(740-кубиков, 58л.с.). Единственным различием в моторах этих
мотоциклов, был тип их установки: мотор «Триумфа» размещался
вертикально, мотор БСА имел небольшой наклон вперед. Также машины
различались рамами, седлами и бензобаками.
1969год. На смену «Тайгер Клаб» приходит одноцилиндровая модель «TR25W Трофи» (247-кубиков, 22л.с.).
1970год.
Разработаны новые мотоциклы среднего класса «Триумф Бандит» и «БСА
Фьюри». Рядные двухцилиндровые моторы (349-кубиков, 34л.с.) оснащались
двумя верхними распредвалами и были сблокированы с пятиступенчатыми
коробками передач; по заказу предлагали и электростартёр. Увы, тяжелое
финансовое положение не позволило внедрить эти машины в серию.
1972год.
Начинает выпускаться «Soft-Chopper» «Triumph X75 Hurricane». Этот
мотоцикл, выполненный в духе «американского образа жизни» имеет
удивительную историю. В 1969 году в США начинают поставляться BSA A75R
Rocket, основным её импортёром становится фирма в городе Натли (штат
Нью-Джерси). Но мотоцикл не производит на американскую публику
впечатления (они считают его слишком консервативным), и тогда,
менеджер американского отдела продаж Дон Браун, решив не вести
переговоры с заводом-производителем, поручает дизайнеру Крейгу Веттеру
сделать что-нибудь с этим английским «снобом». Веттеру были поставлены
жесткие условия: нельзя было менять ни двигатель, ни ходовую часть – он
мог работать только над внешностью машины. Веттер создаёт модель
единого обтекателя бака и сиденья, затем создает саму деталь из
пластика, под которой размещается 9,5-литровый бак из алюминиевого
листа. Также переносит на правую сторону выхлопную систему, устроенную
по принципу «3-в-3»; изготавливает алюминиевые траверсы вилки;
устанавливает высокий руль; устанавливает, снабженные более «высокими»
алюминиевыми ободами, спицованные колёса; меняет крепление фары.
Модель, вызвав восторг у Брауна и англичан, получает имя «Triumph
Hurricane», но увидит свет она лишь в 1972 году, получив с двигателем
от BSA Rocket 3, 5-ступенчатой коробкой передач и модифицированной
дуплексной рамой, новое имя «Triumph X75 Hurricane». С июня 1972года по
январь 1973года было выпущено 1171 машина.
1973год.
Вследствие слияния «БСА/Триумф» и «Нортон-Вильерс» образуется новый
концерн под названием «Нортон-Вильерс-Триумф». Разрабатывается мотоцикл
«Куадрант» с четырехцилиндровым 1000-кубовым двигателем, который так и
пошел в серию. Обновляется «Бонневиль», на него устанавливается
744-кубовый, 52сильный двигатель и дисковые передние тормоза.
1974год. Закрывается завод в Меридене, производство переносится на бывший завод БСА. 1975год. Вследствие ряда забастовок организуется рабочий кооператив. 1977год.
Происходит крах концерна «Нортон-Вилльерс-Триумф», рабочий кооператив
получает все права на марку «Триумф». В производстве остаются только
две модели, «Тайгер» и «Бонневиль», обе с двухцилиндровыми моторами
рабочим объемом 744-кубика. 1983год. Английский
предприниматель Джон Блур выкупает предприятие «Триумф». Он продает
лицензию на производство модели «Триумф Бонневиль» Лесу Харрису,
который производит эту модель до 1988года. 1990год.
Открывается современный завод в Хинкли. На мотосалоне в Кельне
засвечиваются шесть новых моделей трех серий: классические «Трайден
750/900» (90 и 100л.с.), спортбайки «Дайтона 750/900» (90 и 121л.с.) и
спортивно-туристические «Трофи 900/1200» (100 и 141л.с.). Все машины
имели общие конструктивные черты: унифицированные рядные двигатели
(трехцилиндровые 749 и 885-кубовые и четырехцилиндровые – 998 и
1180-кубовые) с системой жидкостного охлаждения, двумя
распределительными валами в головке цилиндра и четырьмя клапанами на
цилиндр, шестиступенчатую коробку передач, стальные трубчатые хребтовые
рамы, задние подвески с моноамортизаторами. 1992год. Начинается производство туристического эндуро «Тайгер 900» . 1993год. В свет выходит 98 сильный стритфайтер «Спид Трайпл 900». 1994год. Дебютирует трехцилиндровый 885-кубовый «Тандербёрд 900». 1995год. Появляется «Эдвенчур», выполненная в американском стиле, копия «Тандербёрда». 1996год.
Компания представляет спортивные мотоциклы с модернизированным
трёхцилиндровым двигателем, оснащенным системой впрыска топлива, и
оригинальной рамой из алюминиевых труб; стритфайтер «Спид Трайпл Т509»
(885-кубика, 106л.с.) и спортбайк «Дайтона Т595» (955-кубиков, 128л.с.). 1998год. Появляется 955-кубовый 110 сильный туристический мотоцикл «Сприт ST», с диагональной коробчатой рамой из алюминиевого сплава. 1999год. Начат выпуск спортбайка «ТТ600» с четырехцилиндровым двигателем рабочим объемом 599-кубиков и мощностью 110л.с. 2000год.
В производственной гамме появляется ностальгический «Бонневиль»
оснащенный 790-кубовым 62сильным двухцилиндровым двигателем воздушного
охлаждения. 2001год. Начат выпуск «кастомизированного» «Бонневиль Америка». 2002год. В начале года, на агрегатной базе «ТТ600», начинает производиться стритфайтер «Спид Фор». В середине года происходит большой пожар на заводе «Триумф». В
конце года, на мотосалоне в Бирмингеме представляется обновлённый
спортбайк «Дайтона 600», кардинально отличающийся от прежней модели «ТТ
600» 2005год. Фирма «Triumph» производит широкую гамму семейств мотоциклов оснащенных двух, трёх и четырёх цилиндровыми моторами.
Семейство
TWIN - модели: «Bonneville T100» (865-кубиков, 64л.с.); «Bonneville»
(790-кубиков, 62л.с.); «Thruxton 900» (865-кубиков, 70л.с.); «America»
( 790-кубиков, 62л.с.); «Speedmaster» (865-кубиков, 55л.с.). Семейство
TRIPLE – модели: «Daytona 955i» (955-кубиков, 149л.с.); «Sprint ST»
(1050-кубиков, 125л.с.); «Speed Triple» (1050-кубиков, 130л.с.);
«Tiger 955i» (955-кубиков, 105л.с.)/ Семейство ROCKET III – модели: «Rocket III» (2294-кубика, 142л.с.). Семейство FOUR – модели: «Speed Four» (599-кубиков, 98л.с.); «Daytona 650» (646-кубиков, 114л.с.). Часть вторая. Немецкая. 1887год. Зигфрид Беттман открывает в городе Нюрнберг филиал велосипедного производства «Триумф» 1903год.
Начата сборка мотоциклов, подобных собираемым в Ковентри. Мотоциклы
оснащались не только английскими моторами, а и моторами «Минерва» и
«Фафнир». Одноцилиндровые моторы развивали мощность от 2,75л.с. до
3,5л.с. Также выпускались версии оснащенные V-образными
двухцилиндровыми моторами мощностью 5л.с. Все мотоциклы имели
непосредственный ременной привод на заднее колесо. 1907год. Прекращается выпуск мотоциклов и предприятие сосредотачивается на выпуске велосипедов. 1919год.
С началом выпуска модели «Книрпс (малыш)», происходит возвращение
немецких «Триумфов» на рынок. Эта модель оказалась весьма
прогрессивной. Двухтактный двигатель (276-кубиков, 3л.с.) сочетался с
двухступенчатой коробкой передач и был оснащен кикстартером. В системе
зажигания использовалось магнето. Под верхней трубой рамы располагался
круглый топливный бак, изготовленный из латуни. Привод заднего колеса
был ременным, на ременный шкив действовал и башмачный тормоз.
Маятниковая передняя вилка дополнялась клещевым тормозом переднего
колеса. 1924год. Выпустив 4300 экземпляров «Книрпс» фирма
меняет её на модель «КК». Мотоцикл имел 298-кубовый двигатель с
вынесенным наружу маховиком и новую раму, со второй верхней трубой.
Передняя вилка стала параллелограммной.
1925год.
На раму модели «КК» начата установка 550-кубового нижнеклапанного
двигателя (модель «Т») и 499-кубового двигателя, с четырьмя клапанами
в головке цилиндра (модель «S»). 1926год. Все мотоциклы начали оснащаться трехступенчатой коробкой передач и цепным приводом заднего колеса. 1928-29года.
Поставщиком четырехтактных двигателей становится швейцарская компания
«Мотосакош». В серию выходят модели «Т 350» (350-кубиков), «Т 500»
(500-кубиков) и «RR 750» (750-кубиков) – все с газораспределительным
механизмом «клапан над клапаном», а последняя машина вдобавок с
V-образным двухцилиндровым мотором. Затем программу дополняют
верхнеклапанные варианты – 350-кубовый «SSK» и 500-кубовый «SST», а
позже единой ходовой части строились две 500-кубовые модели –
нижнеклапанная «TM» и верхнеклапанная «STM».
1929год.
Начато производство двух двухтактных модели с 200 и 300-кубовыми
двигателями. Моторы были оснащены сложной системой раздельной смазки –
механический маслонасос подавал масло к наиболее нагруженным точкам
двигателя, а для дополнительной смазки использовалась ручная помпа в
баке. 1930год. Мотоциклы «Триумф» начали поставляться на экспорт под маркой «Ориаль». 1931год. Мотоциклы идут на экспорт под маркой «TWN» (Triumph-Werke Nurnberg). 1932год.
Компания приобретает лицензию на изготовление двигателей МАГ. На
предприятие приходит Отто Райтц. Под его руководством разрабатывается
двухтактная модель «BL 170». 1934год. Появляется легкий
мотоцикл «TS 100», который отличается дуплексной трубчатой рамой и
наличием кикстартера. Еще одной новинкой этого года стала модель
«Конгресс» с открытой рамой и нижнеклапанным 350-кубовым двигателем.
В
этом же году появляется любопытная модель, получившая индекс «200 К».
Трубчатая дуплексная рама в районе рулевой колонки и в задней части
была усилена штампованными накладками, что создавало иллюзию
штампованной рамы. Силовой агрегат представлял собой 200-кубовый
двухтактный двигатель с продольным коленвалом, который сочетался с
четырехступенчатой коробкой передач. От коробки торсионный вал шел к
заднему мосту. Бензобак был вставлен в раму сверху. 1936год. В серию идут две унифицированные двухтактные модели – «В 200» и «S 350». Различались они только рамой и силовым агрегатом.
1936-37год. В серию идет последний четырехтактный мотоцикл, получивший название «S 500» с верхнеклапанным двигателем мощностью 20л.с.. 1938год.
Дебютирует новое семейство двухтактных мотоциклов: «В 204», «В 204 F»,
«В 254» и «В 350». Интересной особенностью этих машин была полностью
герметичная главная передача: колесная звёздочка находилась в литом
алюминиевом корпусе, который соединялся с картером блок-мотора двумя
штампованными кожухами, внутри которых проходила цепь.
1939год.
Выпускается двухтактная модель «BD 250». 248-кубовый двигатель развивал
12 л.с. и имел очень необычную конструкцию. Двухцилиндровый мотор имел
общую камеру сгорания, куда топливная смесь поступала через
цилиндрический золотник во впускном тракте. Карбюратор вместе с
золотником скрывался в картере двигателя. Для лучшего охлаждения
массивный «блок цилиндров» был покрыт короткими ребрами, расположенными
в шахматном порядке. Мотор оснащался системой раздельной смазки с
внешним маслобаком и насосом в нижней части картера. В корпусе
маслобака, расположенного под седлом, находилась сквозная полость.
Сначала в ней помещался вещевой ящик, закрывавшийся двумя крышками.
Затем «бардачок» переместился на верхнюю панель бензобака, а в полости
был устроен воздушный фильтр, откуда воздух поступал в карбюратор по
специальному кожуху. Четырехступенчатая коробка передач имела ножное
переключение. Этот мотоцикл поставлялся в войска до середины Второй
мировой войны.
1948год. В серию вернулись довоенные машины с золотниковым газораспределением – «BDG 125» и «BDG 250».
1949год.
Происходит модернизация модели «BDG 250» - вместо двух шатунов был
использован один вильчатый для обоих поршне сразу. Также на мотоцикл
начала устанавливаться телескопическая передняя вилка. 1953год. К уже выпускающимся моделям добавляется модели «Корнет» (197-кубиков, 10л.с.) и «Босс» (346-кубиков, 16л.с.).
1955год. Начато производство мотороллера «Контесса» с двигателем «Корнет», оснащенным системой принудительного обдува и диностартером.
1956год. Производится попытка «Триумф» создать совместное объединение с компаниями «Адлер» и «Геркулес», но она не увенчалась успехом. 1957год. Радиотехнический концерн «Грундиг» берет под свой контроль фирму «Триумф». Вот так окончилась яркое свечение немецкой компании носившей гордое имя «Triumph» Эпилог. БОЖЕ, ХРАНИ КОРОЛЕВУ ! Источник:http://www.moto.kiev.ua
|