Часть
первая. Тюменский шедевр. В 1941 году на базе
эвакуированного из Таганрога мотоциклетного производства ТИЗа
образовывается Тюменский мотоциклетный завод (ТМЗ) – это предприятие
просуществовало до 1943 года. На этом заводе, после не удачной попытки
заменить производство ТИЗ-АМ-600 на М-72, была предпринята попытка
восстановить производство довоенного ТИЗ-АМ-600 с использованием
вывезенных из Таганрога запасных частей. В сентябре 1942года было
собрано 30 мотоциклов. До ноября 1943 года было изготовлено 614
мотоциклов, после чего запас деталей иссяк. В 1943 году всё оборудование
и кадры были переброшены в Горьковский, на усиление Горьковского
мотозавода (ГМЗ). Ярчайшей разработкой в истории отечественного
мотопрома была модель ТМЗ-53, разработанная в 1942 году заводскими
специалистами. Этот мотоцикл имел привод на колесо коляски, 1000-кубовый
двигатель на базе картера М-72, в трансмиссии, кроме четырёхступенчатой
коробки передач и карданного привода, присутствовали передача заднего
хода и демультипликатор, дифференциал заднего моста мог блокироваться. В
системе зажигания находилось двухискровое магнето, колёса имели размер
6х16”, что обеспечивало дорожный просвет 180мм. Мотоцикл прекрасно
показал себя на испытаниях, но, поскольку завод был перепрофилирован, а
характер войны изменился, серийное производство этой модели было
признано нецелесообразным. Вот такая грустная история Тюменского
Мотоциклетного Завода.
Часть вторая. Мотороллеризация
всей страны. В 1939 году на основе части цехов Тульского оружейного
завода, был организован Тульский машиностроительный завод (ТМЗ) имени
В.М. Рябикова. В середине 50-х годов завод освоил производство новой для
страны продукции – мотороллеров. В качестве образца был избран немецкий
мотороллер «Гогго ТА200». При участии серпуховского ЦКЭБ, в 1957 году
был выпущен серийный мотороллер «Т-200». Эта модель имела 199кубовый
двигатель, сблокированный с четырёхступенчатой коробкой и системой
принудительного обдува двигателя. Передача на заднее колесо
осуществлялась цепью. Запуск мотора осуществлялся электрическим
диностартёром. При мощности 8л.с. и весе 155 кг мотороллер разгонялся до
80 км/ч. Корпус был из стальных панелей навешанных на трубчатую раму.
Передняя подвеска – длиннорычажная, задняя – однотрубные амортизаторы. В
конце 1957 года начал производиться трёхколёсный грузовой вариант
«ТГ-200». В 1958 году был опробован «Т-200 К» - вариант с коляской.
Модернизованная версия
«Т-200М» увидела свет в 1961 году. Модель имела 9 л.с., 145 кг. веса,
обычные двухтрубные амортизаторы, переднюю вилку тянущего типа, вместо
толкающего применявшегося на «Т-200».
В 60-х годах, осознав, что
конструкция «Гогго» устарела, заводские инженеры создали немало
интересных конструкций. Самой революционной из всех разработок был
«Конёк-горбунок» В.И. Плотникова. Разработка имела 350-кубовый
двухтактный двигатель, 16-дюймовые колёса, телескопическую переднюю
вилку, отлитый из алюминиевого сплава маятник с горизонтальным
моноамортизатором и пневматическим стартёром. Также в планах была
установка пневмоподвески, пневматического привода тормозов и литых
колёс, но руководство завода сочло этот проект слишком революционным.
В 1967 году в серию пошел
мотороллер «Турист» со старым, форсированным до 11л.с., мотором, несущим
стальным кузовом и длиннорычажной вилкой толкающего типа.
В 1969 году началось производство
грузового мотороллера «ТГА-200 Муравей». После модернизации 1978года (в
ходе которой мощность возросла до 14л.с.) легковой мотороллер получил
название «Тулица».
В 70-х годах, по стойкой
просьбе министерства оборонной промышленности, была разработана
«мотомашина». Первые образцы представляли собой на 10-дюймовых колёсах, с
хребтовой рамой, на которую был подвешен 200-кубовый мотор. Другое
направление – к сожалению не получившее развития - представлял
созданный в 73 году кроссовый мотоцикл ТМЗ-4.202. В трубчатую
дуплексную раму был установлен 175-кубовый двухтактный двигатель
мощностью 23л.с.
В 1985 году начала серийно выпускаться
«мотомашина» ТМЗ-5.951 «Тула». Наиболее яркой чертой машины были
широкопрофильные шины размером 6,70-10”. Рама имела мощную штампованную
хребтовину и нижнюю дуплексную часть. Вариант старого двигателя
(199кубиков, 12,5л. с) был оснащён лепестковым клапаном на впуске и
принудительным обдувам. После модернизации в 89 году мотоцикл получил
индекс «5.952», а в 1992 году появился его вариант на 16-дюймовых
колёсах «Вепрь». В 1991 году дебютировал трёхколёсный мотоцикл
ТМЗ-5.971.
Семейство мотороллеров в 1986
году получило новую облицовку, возросшую до 15л.с. мощность и новое
название «Тулица-2» . Но мизерный спрос заставил в 89 году свернуть её
производство. На потоке оставался лишь грузовой «Муравей».
Катастрофическое падение спроса в 90-годах активизировало разработку
целой серии 50-кубовой техники с покупными моторами, но, в конце концов,
руководство решило прекратить выпуск нерентабельной продукции. Также не
получил распространения ATV с заводским номером «ТМЗ-6.903». Автор: TRS Источник:http://www.moto.kiev.ua
|