1917: Макс Фриц - прародитель концепции привода оппозитных BMW
Начало было положено событием, которое произошло 2 января 1917 года: в
этот день 33-летний дипломированный инженер Макс Фриц начал свою работу в
BMW. Незадолго до этого он уволился с прежней работы, разойдясь во
мнениях со своим шефом Паулем Даймлером в Штуттгарте. Как потом
выяснилось, это было на руку BMW. Ведь после запрета на строительство
самолетов и авиационных двигателей по Версальскому договору от 28 июня
1919 года сам факт существования BMW был поставлен под вопрос. Тогда
Макс Фриц, ставший между тем главным конструктором BMW, с головой ушел в
работу над мотоциклами. В декабре 1922 года, через четыре недели после
получения заказа, у Фрица был готов чертеж мотоцикла BMW в оригинальную
величину. Базой его стала новая концепция привода - оппозитный двигатель
BMW.
Oсновные принципы мотоциклов BMW
Изобретательному Максу Фрицу удалось создать гармоничную конструкцию
мотоцикла, сведя воедино известные компоненты и расположив их по-новому.
Оба цилиндра оппозитного двигателя были установлены не продольно, как у
большинства других изготовителей, а поперек направлению движения, что
способствовало их лучшему охлаждению набегающим потоком воздуха. Коробка
была состыкована с двигателем, и привод осуществлялся напрямую от
продольно расположенного коленчатого вала. Вместо привычного цепного
привода у первых BMW прямую передачу момента на заднее колесо
обеспечивал карданный вал. Эти три компонента базовой комплектации
мотоциклов BMW сразу себя прекрасно зарекомендовали и до сих пор
используются в современных оппозитных моделях.
28 сентября 1923 года: Презентация R32
Мировая премьера R 32 на Берлинской автомобильной выставке вызвала
большой интерес. До конца Первой мировой войны на Баварских Моторных
Заводах (BMW) строились только двигатели для самолетов, грузовиков и
лодок. В 1920 году был создан первый оппозитный двигатель, который
использовался многими немецкими производителями мотоциклов. С созданием R
32, BMW удалось еще до начала производства автомобилей (1928 год) войти
в круг фирм, производивших транспортные средства. Вместе с этим
начинается и история оппозитных двигателей BMW. Располагая рабочим
объемом 494 куб. см и мощностью 8,5 л.с., R 32, который весил 120 кг,
развивал скорость более 90 км/ч. Благодаря своему низкому центру тяжести
он был послушен в управлении. Сочетание высокой простоты в обслуживании
с известной надежностью быстро принесло ему добрую славу. До 1926 года
было продано более трех тысяч R 32, каждый из которых стоил 2200
имперских марок - больше, чем модели конкурентов.
1925 год: R 37 открывает двери в мотоспорт
Концепция оппозитных BMW ассоциируется не только с высоким качеством, но
и с технической мощью, которую BMW позаимствовала для производства
мотоциклов из сферы авиастроения. Оппозитные BMW быстро стали базовой
моделью для профессионального мотоспорта, в котором предъявляются
постоянно высокие требования к материалам и технологиям. Разумеется, для
этого над серийным R 32 мощностью 8 л.с. пришлось поработать. Рудольф
Шляйхер, активный гонщик и дипломированный инженер, работающий с 1923
года на BMW, взялся за реализацию проекта. Он конструирует стальной
цилиндр с новой легкосплавной головкой и висящими клапанами. Модель R 37
1925 года выпуска располагала рабочим объемом 500 куб. см и мощностью
16 л.с. - в два раза больше, чем у предшественника. Она стала основой
гоночных мотоциклов и сделала марку BMW известной не только в
соревнованиях на бездорожье и шоссейных гонках, но и во всем мире
мотоциклов. В итоге с 1924 по 1929 год все высшие титулы немецких
чемпионатов в классе 500 куб. см завоевывались на BMW.
1929 год: самый быстрый мотоцикл в мире
Это все еще была модель Шляйхера, на которой в 1929 году была
предпринята попытка побить абсолютный мировой рекорд скорости. После
внесения необходимых технических изменений 19 сентября 1929 года пришло
время старта: Эрнст Хенне промчался на скорости 216 км/ч по
Ингольштадскому шоссе севернее Мюнхена (сегодня здесь действует
ограничение 50 км/час) и превысил прежний мировой рекорд на 10 км/ч. В
ходе последующих лет Хенне попеременно с английскими и итальянскими
гонщиками ставил все новые и новые мировые рекорды скорости.
1935 год: первая гидравлическая телескопическая вилка
На R12 и R17 BMW первой в мире среди изготовителей мотоциклов заменила в
серийном производстве вилку с листовыми рессорами на телескопическую
вилку с гидравлической амортизацией. Этот принцип используется по сей
день практически во всех мотоциклах.
1936 - 1937 года: инновации инженера Шляйхера
На основе довоенной модели в Мюнхене создается первый послевоенный
мотоцикл. Арендованные у других фирм станки позволяют в невероятно
трудных условиях добиться возрождения. Необходимо было также получить и
разрешение союзников, которые позволили сначала выпускать только
одноцилиндровый мотоцикл с рабочим объемом не более 250 куб. см. Летом
была готова конструкторская документация, но только незадолго до
Рождества 1948 года был выпущен первый R 24. В следующий год этот
мотоцикл мощностью 12 л.с. разошелся тиражом 10 тысяч экземпляров, а еще
через год было построено уже 17 тысяч таких машин.
1937 год: легендарный рекорд скорости
Эрнст Хенне пытается на автобане Франкфурт - Дармштадт побить новый
мировой рекорд скорости на 108-сильном компрессорном мотоцикле с рабочим
объемом 500 куб. см. Результат оказался просто потрясающим: развив
скорость 279,5 км/ч, Эрнст Хенне становится быстрейшим среди
мотоциклистов планеты. Мировой рекорд, поставленный 28 ноября 1937 года,
продержался 14 лет!
1938 год: "Шорш" Майер, "чугунный"
Выступая на 55-сильном компрессорном BMW, он производит фурор на
гоночных трассах Европы. Результаты говорят сами за себя: в 1938 году
заводской гонщик BMW Георг Майер выигрывает чемпионат Европы. В 1939
году Георг "Шорш" Майер, которого тогда в кинохронике называли "чугунным
Майером", произвел еще большую сенсацию. Он стал первым иностранцем,
который выиграл на машине иностранного производства легендарный "Senior
Tourist Trophy" на острове Мэн. Еще одна победа в активе BMW.
Все мощности по производству мотоциклов, а также конструкторская
документация из-за войны были перевезены в начале 40-х годов в Айзенах и
оказались впоследствии недоступны для фирмы из Мюнхена. Демонтаж
авиационных заводов в Мюнхене и автомобильных в Айзенахе после войны
означал конец существования фирмы. Однако ремонт техники американской
армии и производство различных приборов позволили фирме удержаться на
плаву, пока, наконец, в 1948 году не возобновилось производство
мотоциклов.
1948 год: модель возрождения - R24
На основе довоенной модели в Мюнхене создается первый послевоенный
мотоцикл. Арендованные у других фирм станки позволяют в невероятно
трудных условиях добиться возрождения. Необходимо было также получить и
разрешение союзников, которые позволили сначала выпускать только
одноцилиндровый мотоцикл с рабочим объемом не более 250 куб. см. Летом
была готова конструкторская документация, но только незадолго до
Рождества 1948 года был выпущен первый R 24. В следующий год этот
мотоцикл мощностью 12 л.с. разошелся тиражом 10 тысяч экземпляров, а еще
через год было построено уже 17 тысяч таких машин.
BMW R24: 247 куб. см. 12 л.с.
Шасси прежнего R 23 получило модернизированный одноцилиндровый
двигатель, оснащенный системой зажигания с центробежным регулятором.
Новинкой стала и четырехступенчатая коробка передач с ножным
переключением, в котором использовался храповый механизм.
BMW R25/3
Экономическое чудо повлекло за собой взлет в сфере мобильности, что
обеспечило BMW потрясающий торговый успех. R25/3 стал наиболее
продаваемым мотоциклом BMW - 47700 штук
1951 год: R68 - участник гонок на 100 миль
Разработанная BMW модель R 68 стала высококлассным спортивным продуктом.
R 68, развивавший максимальную скорость 160 км/ч, считался топ-моделью
50-х годов. Представив на Международной вело- и мотовыставке IFMA R 68,
подготовленный для участия в 100-мильных гонках, BMW уверенно заявила о
своем возвращении в круг лучших производителей мотоциклов в мире.
1954 год: участие в мотоспорте
В 1954 году появилась выпущенная небольшим тиражом спортивная модель BMW
RS с приводом от главного вертикального вала. Эта модель, развивавшая
скорость 200 км/ч, позволила частным гонщикам одержать бесчисленное
количество побед на гоночных трассах в Германии и за рубежом. Спортивные
почести были отданы и трехколесным моделям. В 1954 году BMW начинает
постоянно выигрывать мировые чемпионаты для машин с колясками. До 1974
годы было завоевано 19 титулов, а в период с 1955 по 1974 год все
чемпионаты в зачете для мотоциклетных брендов были выиграны BMW.
В 60-е годы BMW сделала ставку на хорошо себя зарекомендовавшую ходовую
часть полномаятниковых моделей, которые вышли на рынок в 1955 году и
были образцом устойчивости как при движении с коляской так и без нее. В
1960 году гамму моделей дополнили два спортивных мотоцикла R50/S и
R69/S. Последний, развивавший максимальную скорость 175 км/ч, был самым
быстрым серийным немецким мотоциклом, который позволил BMW с успехом
выйти и укрепиться на международном рынке. Мотоциклы BMW активно
колесили не только по европейским дорогам, но и покорили американские
хайвеи. Большая часть произведенных в 60-е годы мотоциклов отправлялась в
Соединенные Штаты. Однако и на других континентах мотоциклы BMW стали
чаще появляться на дорогах
1969 год: переезд из Мюнхена в Берлин
Свою новую прописку мотоциклы BMW получили в Берлине-Шпандау, где до
1945 года производились авиационные двигатели, а затем было организовано
производство станков. Реагируя на надвигающийся мотоциклетный бум, BMW
выпускает на новом заводе совершенно новую серию мотоциклов - модель /5.
Отношение к мотоциклу изменилось. Клиенты все больше задумываются о
том, как проводить свободное время, а вождение мотоцикла становится
спортивным хобби для представителей обеспеченных в финансовом отношении
кругов. Серия /5 удовлетворяла всем требованиям, которые предъявлялись к
мотоциклам в начале 70-х годов.
С началом мотоциклетной лихорадки в 70-е годы показатели выпуска
мотоциклов BMW снова пошли вверх. Начиная с серии /5 модели с
бело-голубым пропеллером на бензобаке становятся больше, мощнее и
быстрее. Вехами в истории выпуска мотоциклов можно назвать прежде всего
две модели BMW того времени. R 90 S выпускался с 1973 по 1976 год, имел
рабочий объем 898 куб. см, мощность 67 л.с. Впервые за последние 50 лет
на BMW была превышена граница рабочего объема 750 куб.см. R 90 S,
имевший спортивный внешний вид, первую в мире серийную облицовку кокпита
и эффектное лакокрасочное покрытие, считался тогда, да и остается до
сих пор эталоном в области дизайна мотоциклов. R 100 RS выпускался с
1976 по 1984 год, имел рабочий объем 980 куб. см, мощность 70 л.с. Эта
модель стала первым серийным мотоциклом в мире с полной облицовкой. В
центре внимания при этом находилось не только стремление добиться
высоких аэродинамических показателей, но и защитить водителя от ветра и
непогоды. К тому же модель R 100 RS была одновременно первым BMW с
литровым рабочим объемом. Тем самым был основан класс спортивных
туристических мотоциклов, в котором BMW по сей день задает тон.
1973 год: подразделение "Мотоциклы BMW" отмечают юбилей
Спустя 50 лет после начала истории мотоциклов на BMW в 1923 году с
конвейера сходит 500-тысячный мотоцикл. BMW по праву гордится этим
юбилеем. Ведь кризис 50-х и 60-х годов был с блеском преодолен. Член
Правления Боб Лутц снова может представить блестящие цифры,
характеризующие деятельность подразделения "Мотоциклы BMW".
Внедорожные BMW
С возрождением мотоцикла происходит возвращение BMW в мотоспорт. И снова
мотоциклы BMW соперничают с конкурентами вдали от наезженных дорог. В
1979 году BMW выигрывает Германский внедорожный чемпионат. Это
становится началом успешного пути марки в раллийных гонках следующих
лет.
Начав участвовать во внедорожных гонках, BMW летом 1980 года путем
некоторой модернизации делает из успешного внедорожного мотоцикла
серийный эндуро, получивший обозначение R 80 G/S. Буква G означала
Gelдnde, то есть бездорожье, а S - StraЯe, то есть дорога. Тем самым BMW
основала сегмент больших комфортабельных эндуро для путешествий,
который до сих пор является одним из основных пунктов мотоциклетного
бизнеса. Сенсацию производит первая в мире однорычажная маятниковая
подвеска BMW Monolever с односторонним креплением заднего колеса.
1981 год: BMW R80 G/S пришел, проехал, победил
В начале 80-х годов BMW отправляет свои оппозитные модели в пустыню.
Вместе с французом Юбером Ориолем, которого за его навигаторский талант
прозвали "африканцем", BMW выигрывает сложнейшую гонку в мире. Этот
успех Ориоль сумел повторить в 1983 году. В 1984 и 1985 годах свое имя в
список победителей вписал вместе с BMW бельгиец Гастон Райе.
1983 год: рождение серии K
Идея инженера-разработчика на BMW по имени Йозеф Фритценвенгер, который
впервые предложил поставить горизонтально рядный двигатель, пошла в
серийное производство в 1983 году. Новая серия К теперь выпускается
наряду с прекрасно себя зарекомендовавшими двухцилиндровыми оппозитными
моделями. Четыре цилиндра и электронный впрыск - стали отличительными
особенностями серии К 100.
1987 - 1988 года: BMW поражает перспективными инновациями
1987 год: на R 100 GS впервые представлена система BMW Paralever. 1988
год: первой среди изготовителей в мире BMW предлагает
электронно-гидравлическую антиблокировочную систему (АБС) для
мотоциклов. Тот же 1988 год: эффектный К 1 становится звездой выставки
IFMA '88. Это первый в мире мотоцикл с цифровой электронной системой
управления двигателем, который к тому же производит впечатление своим
авангардистским дизайном.
1991 - 1993 года BMW отмечает юбилей / новая оппозитная модель
18 марта 1991 года был выпущен миллионный мотоцикл BMW. Эта модель K 75
RT была торжественно передана берлинскому сенатору по вопросам экономики
и технологий, чтобы потом работать на благо Красного креста. В ходе
борьбы за чистоту окружающей среды BMW первой среди фирм-изготовителей
мотоциклов предлагает весной 1991 года трехкомпонентный нейтрализатор с
регулировкой состава отработавших газов. Предложение серийных машин с
нейтрализаторами постоянно расширяется. Через 70 лет после R 32 выпуска
1923 года BMW к началу сезона 1993 года представляет
спортивно-туристический мотоцикл R 1100 RS - первую модель нового
поколения оппозитных мотоциклов, а год спустя появляется эндуро R 1100
GS. Осенью того же года на рынок выходит R 850/1100 R, в следующем
сезоне - туристический мотоцикл R 1100 RT. Наряду с АБС второго
поколения BMW представляет фирменную инновационную направляющую систему
переднего колеса под названием Telelever.
1993 год: фандуро F650 - евромотоцикл
В дополнение к традиционной серии двухцилиндровых оппозитных мотоциклов и
серии К в конце 1993 года появляется третий модельный ряд: серия F,
которая поначалу была представлена фандуро F 650. Первый после 1966 года
одноцилиндровый BMW представлял собой европейский совместный проект.
BMW разработала техническую концепцию и свежий дизайн. Фирма Aprilia
помогла в разработке и обеспечила сборку мотоцикла. Разработкой
измененного 650-кубового одноцилиндрового четырехклапанного двигателя
занялась австрийская фирма Rotax. С мая 1995 года BMW первой среди
изготовителей мотоциклов серийно оснащает все свои современные модели
нейтрализаторами и одновременно предлагает их в качестве дооснащения.
1996 год: с конвейера сходит последний оппозитный мотоцикл с
двухклапанным газораспределением
С конвейера мотоциклетного завода BMW в Шпандау сходит последний R 80 GS
Basic - представитель классического поколения оппозитников. Таким
образом, 19 декабря 1996 года после более чем 70 лет завершается целая
глава в истории немецких мотоциклов. Успешный итог: с 1923 года BMW
продала 685 830 представителей поколения классических оппозитных
мотоциклов. На берлинском заводе в Шпандау с 1969 года было изготовлено
467 900 штук. В настоящее время 1690 сотрудников этого завода выпускают
до 400 мотоциклов в день.
1997 - 1998 года: новые модели
1997 год: круизер BMW R 1200 C превращает поездку в удовольствие. Этот
мотоцикл не является копией американских образцов, а отличается
самостоятельным дизайном и представляет собой удачную интерпретацию темы
круизера при рабочем объеме 850 куб. см. Затем последовали модификации
Avantgarde и Independent. Модель K 1200 RS стала настоящим
мотоциклом-мечтой для спортивных водителей. Располагая мощностью 130
л.с., она стала первым BMW, который перешел границу в 100 л.с., бывшую
до тех пор добровольным ограничением немецких производителей и
импортеров мотоциклов. 1998 год: R 1100 S - самый спортивный оппозитный
мотоцикл. По сути дела R 1100 S представляет собой обновленный вариант
легендарного R 90 S. Компактный, выразительный и обладающий удобствами
"туриста" R 1100 S сразу же полюбился приверженцам оппозитных моделей.
Мощный и «подтянутый» он стал идеальным партнером для
спортивно-ориентированных друзей марки BMW. Предлагавшаяся на заказ
спортивная ходовая часть позволяла ездить буквально в гоночном стиле.
Спортивный потенциал R 1100 S полностью проявляется в гонках BoxerCup. K
1200 LT - роскошный туристический мотоцикл. Этой моделью BMW определила
порядок вещей в мире мотоциклов. Отработанные в аэродинамической трубе
элементы облицовки сочетаются с элегантно-рациональными органами
управления. Модель LT обладает всем мыслимым комфортом. Выдающаяся
ходовая часть с серийной АБС обеспечивает прекрасную управляемость
роскошного туристического мотоцикла массой 378 кг.
1999 год: рекордный год
Двадцатое столетие завершается для BMW очередным рекордом: во всем мире
клиентам было поставлено 65 186 мотоциклов. Тем самым десятый раз подряд
BMW добивается увеличения количества регистраций новых мотоциклов.
Однако новая рекордная цифра продержалась недолго: в 2000 году, в
преддверии нового тысячелетия, BMW продает 74 614 мотоциклов. США
становятся самым важным зарубежным рынком для BMW. Приверженность заводу
в Берлине-Шпандау: перевод производства на завод в Берлине-Шпандау
происходит синхронно с представлением новой модели фандуро F 650 GS.
Одной из важнейших причин перевода производства в Германию BMW называет
техническую сложность новой модели. Речь идет, в частности, о
дополнительном оборудовании, например эксклюзивной АБС.