|
В этом разделе рассказывается об истории развития
Jawa и некоторых других мотоциклетных фирм Чехословакии, от которых эта
история неотделима. Статья написана по материалам двухтомника
А.Воронцова "Мотоциклы" (совместное издание "Виктория" и "АСТ"), книги
весьма рекомендуемой всем любителям истории мотоциклов.
|
Рождение
В 10-20-х годах ХХ века в индустриально развитой
Чехословакии было множество фирм, мастерских, производивших
мелкосерийно мототехнику. Некоторые мотоциклы были и знамениты и
примечательны. Достаточно вспомнить удивительный Bohmerland (самый
длинный серийный мотоцикл за всю историю) или BD500 Франтишека Коха,
выпускавшийся на заводе "Брейтфельд-Данек". Однако история самой
знаменитой чехословацкой марки началась в Германии в 1928 году, когда
немецкая фирма Wanderer, не выдерживая конкуренции с BMW, решила
полностью перейти на выпуск автомобилей. В это же время в Чехословакии
владелец оружейного завода Франтишек Янечек ввиду сокращавшихся заказов
на вооружение решил переориентироваться на выпуск мотоциклов. В 1929
году он купил у Wanderer лицензии на новейшую 500-кубовую модель с
приводом на заднее колесо карданным валом и промышленное оборудование
для ее производства. Название торговой марки было образовано из первых
букв имен "родителей": Janechek+Wanderer=Jawa. Такое вот рождение. Но
тяжелый мотоцикл находил слишком мало покупателей в условиях
начавшегося экономического кризиса. Нужна была новая модель, и для ее
разработки был приглашен английский конструктор Джордж Уильям Патчетт,
работавший ранее в фирмах Brough Superior, "Жак-Инвой" и FN. Патчетт
разработал простой легкий мотоцикл с характерной рамой из штампованных
профилей и 175-кубовым двухтактным двигателем Viliers (в Чехословакии
вскоре освоили производство этого двигателя по лицензии). Мотоцикл
дебютировал в 1932 году и сразу же завоевал признание чешских
мотоциклистов. Вслед за ним последовали его усовершенствованные
варианты, а в 1935 году - 250-кубовый мотоцикл с продувкой по патенту
Шнурле. Для любителей более мощных мотоциклов выпускалась 350-кубовая
модель, с четырехтактным двигателем, нижнеклапанным с 1934 по 1936 год,
а с 1935 - и верхнеклапанным. Очень популярной стала выпущенная в 1937
году 100-кубовая Jawa-Robot, разработанная молодым конструктором
Иосифом Иозефом.
Примерно в это же время к производству мотоциклов
решил обратиться и другой чешский оружейный завод - CZ. Завод, который
после войны стал частью объединения Jawa. В 1930 году он выпустил
небольшую партию мотовелосипедов с двигателем, установленным на
переднем колесе. Однако, опыт эксплуатации показал малую пригодность
такой схемы, и с 1932 года завод освоил серийное производство
мотовелосипедов с двухтактным двигателем с рабочим объемом 76 куб.см.,
установленным в обычном месте - в нижней части рамы. Через год была
выпущена 100-кубовая модель, а в 1934 году - 175-кубовый мотоцикл с
одноцилиндровым двухтактным двигателем и двойной штампованной рамой.
Его дополнили в 1936 году 250-кубовый вариант, а в 1938 -
одноцилиндровый 350-кубовый и двухцилиндровый (также двухтактный)
500-кубовый. Перед самой войной в 1939 году был разработан легкий
мотоцикл со 125-кубовым двигателем и трубчатой рамой, ставший основой
для разработки послевоенных типов.
Были в предвоенной Чехословакии и другие
производители мотоциклов. Франтишек Кох спроектировал новый вариант
своей известной "500-ки" - с 350-кубовым четырехтактным двигателем и
приводом на заднее колесо карданным валом. Этот мотоцикл выпускался с
1930 по 1937 год под маркой Praha на заводе, производившем одноименные
автомобили. Вплоть до начала войны продолжалось производство и
фантастического Bohmerland. В 1937 году у него появился "народный"
вариант с более короткой рамой и одноцилиндровым двухтактным двигателем
рабочим объемом 346 куб.см.
В целом, довоенные чешские мотоциклы имели
достаточно высокое качество и практически вытеснили все импортные
мотоциклы с рынка Чехословакии, хотя были все же мало известны за ее
пределами.
Война и возрождение
В годы оккупации заводы Jawa занимались ремонтом
немецкой военной техники (в том числе и мотоциклов) и изготовлением
деталей военного снаряжения. Но, несмотря на то, что работа над
гражданскими изделиями приравнивалась к саботажу и наказывалась
беспощадно, конструкторская работа не затихала ни на минуту. Удалось
даже провести испытания серии экспериментальных мотоциклов пробегом в
100 тысяч километров - с эмблемами DKW на бензобаке и в военной
раскраске под видом обкатки отремонтированных немецких мотоциклов. В
результате Jawa оказалась самой подготовленной к мировому производству.
Уже в 1945 году началась сборка моделей довоенного образца - в годы
войны удалось спрятать около 8,5 тысяч комплектов деталей. А в 1946
году на Парижском автосалоне дебютировала тайно спроектированная и
испытанная в годы войны Jawa-250. Созданная Иосифом Иозефом конструкция
вызвала сенсацию. В то время как конкуренты предлагали варианты
довоенных моделей, Jawa была действительно новым мотоциклом:
- Одноцилиндровый двухтактный двигатель с
возвратно-переменной продувкой, в блоке с четырехступенчатой коробкой
передач с автоматом выключения сцепления;
- Одинарная рама из стальных труб квадратного сечения;
- Передняя телескопическая вилка, свечная задняя подвеска.
Весь мотоцикл имел на редкость ладный и
законченный облик: кожух фары плавно переходил в верхний чехол вилки,
карбюратор был закрыт специальным кожухом и даже провода были упрятаны
в раму. Собственно, вот оно - рождение "Чекушки".
В 1948 году появился и двухцилиндровый 350-кубовый
вариант этой модели. Тогда же был спроектирован и гоночный мотоцикл с
двухцилиндровым четырехтактным двигателе рабочим объемом 498 куб.см. и
верхним распределительным валом, конструктивно сходным с довоенным
двигателем бельгийской фирмы FN. С 1952 по 1958 годы выпускалась также
дорожная версия мотоцикла с этим двигателем. В те времена Jawa была
полноправным участником мировой конструкторской мысли. Так фирма Derbi,
начиная с 1949 года, выпускала мотоциклы с двухтактными двигателями
самого различного формата - от 100 куб.см. до двухцилиндровой
350-кубовой машины, очень напоминавшей разработки Jawa.
После Второй Мировой войны Чехословакии было
суждено попасть в объятия "Большого Брата" с Востока. Крупнейшие
машиностроительные предприятия, в том числе мотоциклетные, были
национализированы. Надо отдать должное - чехи смогли в полной мере
использовать преимущества плановой системы. В конце 50-х годов
чехословацкие мотоциклы экспортировались в 120 стран мира. Должное
нужно отдать и "Большому Брату" - за без малого 50 лет советской власти
подававшее столь большие надежды чешское мотостроение было развалено.
Однако вернемся в славное прошлое.
Золотые 50-е
В 1953 году мотоциклы Jawa получили
усовершенствованную переднюю вилку, маятниковую заднюю подвеску и новую
облицовку. Именно в этом виде мотоциклы Jawa стали знакомы и нашим
мотоциклистам - в середине 50-х годов начался их экспорт в Советский
Союз, вскоре ставший главным покупателем чехословацких мотоциклов. В
1955 году на заводе, выпускавшем ранее легкие мотоциклы "Манет",
начался выпуск 50-кубовых Jawa-Pioneer - популярный в ту пору симбиоз
мотороллера и мопеда. Примечательны были успехи Jawa и на спортивных
трассах. Специальные гоночные мотоциклы завоевали уважение соперников
на гоночных трассах, а практически серийные Jawa в 40-50-х годах шесть
раз приводили команду Чехословакии к победе в международных 6-дневных
мотосоревнованиях.
Завод CZ после войны возобновил производство
разработанного в конце 30-х годов легкого мотоцикла с двухтактным
двигателем рабочим объемом 123 куб.см. Конструкция непрерывно
совершенствовалась - в 1948 году мотоцикл получил переднюю
телескопическую вилку, а через два года и свечную заднюю подвеску, но
все же устаревшая конструкция уже не была конкурентно способна. В 1954
году ее сменили спроектированные на заводе Jawa мотоциклы с
одноцилиндровыми двухтактными двигателями, рабочим объемом 123 и 148
куб.см. (вскоре рабочий объем большего двигателя был увеличен до 171.7
куб.см.). Эти мотоциклы и по ходовой части, и даже по внешнему виду
были тесно унифицированы с мотоциклами Jawa да и само мотопроизводство
было к тому времени в организационном отношении подчинено Jawa.
Впрочем, два направления в развитии мотопродукции
CZ оставались самостоятельными. Замечательные гоночные мотоциклы имели
одноцилиндровые четырехтактные двигатели с одним, а позднее с двумя
верхними распределительными валами, разработанные Ярославом Вальтером.
Другой чешский конструктор Ярослав Кох, известный своими довоенными
мотоциклами Praha, разработал мотороллер Cezeta с оригинальным несущим
кузовом и 175-кубовым двухтактным двигателем - его серийное
производство началось в 1957 году.
В 1949 году чешский гонщик В.Станислав уговорил
своего приятеля Ярослава Шимандла, работавшего в испытательном отделе
завода Jawa, заняться изготовлением запасных частей для двигателей
английской фирмы JAP, в ту пору имевших монопольное распространение в
трековых гонках. Опыт оказался удачным, и вскоре Шимандл смог
изготовить точную копию английского мотора. Изготовив три десятка
двигателей, он решил, что накопил достаточный опыт и принялся за
разработку собственного варианта. Этот двигатель, получивший марку "Eso
S-45", обладал немалыми преимуществами перед английским прототипом и
немалыми возможностями для дальнейшей доводки. К первоначальному
варианту - 500-кубовому верхнеклапанному двигателю без коробки передач
для трековых гонок - вскоре были добавлены варианты с коробкой передач
для шоссейных гонок и мотокросса.
Тревожные и спортивные 60-е
В 60-х годах правительство Чехословакии решило
провести перестройку мотоциклетной промышленности. На "высшем" уровне
было решено дать приоритет развитию полупроводниковой промышленности, и
под производство этих элементов не было найдено завода лучше, чем
головной завод объединения Jawa в Праге. Производство мотоциклов было
переведено на другой завод, а изготовление двигателя, передних вилок и
ступиц колес было отдано заводу CZ. Воспользовавшись случаем,
конструкторы решили на обоих заводах выпускать унифицированное
семейство с общей ходовой частью для всех мотоциклов - от 125 до 350
куб.см. Однако, требования рынка все же пробивались и сквозь железный
занавес. Так для искушенных западных рынков в 1968 году было начато
производство варианта Californian с раздельной системой смазки,
увеличенной мощностью двигателя и более современным внешним видом. Под
маркой Jawa на заводе в словацком городе Поважске Быстрице
изготавливались также легкие 50-кубовые мотоциклы. В 1967 году на этом
заводе началось производство мотоцикла Jawa-90 с одноцилиндровым
двухтактным двигателем с дисковым золотником на впуске и 5-ступенчатой
коробкой передач.
Компенсацией за потерю пражского завода стал завод
Eso, присоединенный к объединению Jawa в 1964 году. Производство
конкурирующих кроссовых мотоциклов было прекращено, зато расширено
изготовление мотоциклов для спидвея. Верным приверженцем марки стал
трехкратный чемпион мира по спидвею новозеландец Гарри Бригтс. Он
занялся активной рекламой и продажей трековых мотоциклов Jawa. И лучшей
рекламой стал выигранный им в 1966 году титул чемпиона мира - четвертый
для него и первый для Jawa.
В спортивных соревнованиях Jawa в 60-е годы
отдавала должное и мотокроссам, и многодневным соревнованиям, но
все-таки главные усилия были сосредоточены на шоссейно-кольцевых
гонках. Лучшим годом для фирмы стал 1961, когда чешский гонщик
Франтишек Штястны занял второе место в чемпионате мира в классе 350
куб.см., а его товарищ по команде Густав Гавел - третье. С середины
60-х годов Jawa отдает предпочтение двухтактным гоночным двигателям.
Вершиной стал созданный в конце десятилетия мотоцикл с
четырехцилиндровым V-образным двигателем с жидкостным охлаждением и
дисковыми золотниками на впуске. Итальянец Сильвио Грассетти на этом
мотоцикле занял второе место в классе 350 куб.см. на чемпионате мира в
1969 году.
Завод CZ выпускал мотоциклы унифицированного
семейства с одноцилиндровыми двухтактными двигателями рабочим объемом
от 125 до 250 куб.см. Но скоро стало ясно, что с унификацией
перехватили - слишком уж тяжелыми получились "легкие мотоциклы". Так в
1968 году появилось совершенно новое семейство мотоциклов, с
современной внешностью и одноцилиндровыми двухтактными двигателями
рабочим объемом 125 и 172 куб.см. В 1962 году на заводе был создан
специальный кроссовый мотоцикл класса 250 куб.см. с одноцилиндровым
двухтактным двигателем. Конструкция оказалась исключительно удачной: в
1963 году гонщики на этом мотоцикле, в том числе и наш Григорьев,
заняли места со второго по четвертое в чемпионате мира. А затем
началась победная серия:
- В 1964, 1968 и 1969 годах чемпионом мира на мотоцикле CZ был легендарный бельгиец Жоэль Робер,
- В 1965 году - наш Виктор Арбеков,
- С 1966 по 1968 год (три года подряд!) - гонщик из ГДР Пауль Фридрихс выигрывал на чешском мотоцикле титул в классе 500 куб.см.
Выступления чешской марки в шоссейно-кольцевых
гонках были менее удачны даже по сравнению с Jawa. В этом виде спорта
CZ оставался верен четырехтактным двигателям, создав в конце 60-х годов
уникальный мотоцикл с 350-кубовым четырехцилиндровым V-образным
двигателем.
Успех был столь очевиден, что, столкнувшись в
середине 60-х годов с конкуренцией более совершенных мотоциклов CZ,
шведские конструкторы Husqvarna разработали новое семейство с
одноцилиндровыми двухтактными двигателями и для класса 250 куб.см., и
для класса 500 куб.см. В 60-х годах начала активно расти на выпуске
успешных европейских моделей мотопромышленность Индии. Так в 1961 году
завод Ideal-Jawa в Индии начал производство мотоцикла Jawa-250.
В плену развитого социализма 70-х
Но время шло, а мотопродукция Чехословакии
ориентированная главным образом на экспорт в СССР и другие страны
восточного блока, все более отставала от мирового уровня. На западных
рынках мотоциклы чешского производства находили все меньше покупателей.
В 70-е годы в программе Jawa главной новостью стала новая модель
Jawa-350/634, серийное производство которой началось в 1973 году.
Модернизированный двухцилиндровый двухтактный двигатель, был установлен
в новую раму - трубчатую, дуплексного типа, созданную на основе
превосходных спортивных мотоциклов фирмы. Эта модель была ориентирована
на требования рынка СССР и стала единственным дорожным мотоциклом в
программе фирмы. Единственной альтернативой стал мопед Jawa-Babetta,
производство которого началось в 1971 году на филиале в Поважске
Быстрице. Очень похожий на Puch-Maxi, он имел одноцилиндровый
двухтактный горизонтальный двигатель, с автоматическим сцеплением без
коробки передач. Успешными были спортивные мотоциклы марки Jawa для
спидвея, гонок на льду (практически монополисты в этом виде спорта) и
многодневных соревнований (команда Чехословакии на мотоциклах Jawa семь
раз с 1970 по 1974, 1977 и 1978 годах - выигрывала главные призы
международных шестидневных соревнований).
Достаточно популярными были легкие мотоциклы CZ -
к дорожным вариантам с одноцилиндровыми двухтактными двигателями
рабочим объемом 123 и 172 куб.см. в 1970 году были добавлены мотоциклы
в стиле "эндуро". В середине 70-х годов гамма дорожных мотоциклов
пополнилась моделями с двухцилиндровыми двухтактными моторами -
250-кубовая в 1974 и 350-кубовая в 1975 году. Но спортивные мотоциклы
CZ в 70-е годы утратили свою былую репутацию "машин для чемпионов",
хотя заводские гонщики на специально подготовленных мотоциклах
несколько раз были близки к покорению чемпионских званий в мотокроссе.
Эпилог
К началу 80-х годов сложился новый "классический"
облик мотоцикла в который совсем не вписывалась продукция мотоциклетной
промышленности Чехословакии, ориентированной главным образом на
необъятный мотоциклетный рынок СССР. Мир повернулся в сторону
четырехтактных двигателей даже в малых кубатурах. А двигатели рабочим
объемом свыше 250 куб.см. (за исключением спортивных) вообще стали
четырехтактными поголовно - кроме устаревших конструкций из СССР и
Чехословакии. Газораспределение с помощью дискового золотника утратило
былую популярность - достаточно хорошие показатели стали снимать с
моторов с обычным газораспределением с помощью поршня. Необычайно
привлекательной оказалась возрожденная фирмой "Ямаха" схема с
лепестковым клапаном на впуске - простейший способ увеличить фазу
впуска, избегнув при этом обратного выброса смеси. В общем, для Запада
Jawa просто перестала существовать. После распада восточного блока и
СССР и перехода на расчеты в свободно-конвертируемой валюте, оказалось,
что охотников покупать мотоциклы Jawa и в России не находится. Это
привело к жесточайшему кризису сбыта, выход из которого лишь намечается.
В самом тяжелом положении оказался головной завод
объединения Jawa, 350-кубовый мотоцикл завоевавший столь добрую славу
на нынешнем рынке, на Западе оказался никому не нужен. Не помогла делу
и модернизация - установка дискового тормоза и новой облицовки. Хотя
завод "скорее жив, чем мертв", но пока никто не знает, удастся ли ему
выбраться из этой ситуации. Возможно спасет его появившаяся в 1993 году
совершенно новая модель мотоцикла в стиле эндуро с современным
одноцилиндровым двухтактным двигателем рабочим объемом 250 куб.см. с
пятиступенчатой коробкой передач, жидкостным охлаждением, задней
подвеской с центральным моноамортизатором. Проблемы со сбытом не в
такой степени заботят два отделения, также несущих марку Jawa. Завод в
Дивишове, выпускающий спортивные мотоциклы для трековых гонок и гонок
по льду, по-прежнему собирает каждый год несколько чемпионских титулов
и наслаждается неубывающим спросом ведущих гонщиков всего мира. Завод в
Словакии, выпускающий мопеды Babetta, получил самостоятельность еще в
1986 году и выпускает современные машины с автоматической
двухступенчатой коробкой передач.
Крупное промышленное объединение, выпускающее
мотоциклы CZ, в меньшей мере ощутило проблемы сбыта благодаря своей
многопрофильности: освободившиеся мощности оно перевело на выпуск
другой продукции. Кроме того, ему удалось достичь договоренности с
итальянским концерном Cagiva. После распада бывшего социалистического
блока представители Cagiva побывали на всех крупных мотозаводах
Восточной Европы. Выбор пал на фирму CZ и в 1993 году началось
производство легких мотоциклов Cagiva Blues 125 по итальянской
документации. Готовится к производству также 180-кубовый четырехтактный
двигатель собственной конструкции.
|