Выбор: мотоблок или мотокультиватор - Мотоблоки и мотокультиваторы - Каталог статей - Персональный сайт
Меню сайта
Категории каталога
Тюнинг [59]
Ремонт [58]
Тесты [13]
П.Д.Д. и культура вождения [36]
Мотообозреватель [86]
Путешествия и др.истории [24]
ATV и Гидроциклы [24]
Электротранспорт [7]
Велосипед [12]
Экипировка [16]
Мотоблоки и мотокультиваторы [7]
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 150
Воскресенье, 04.12.2016, 10:07
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Мир мотоциклов
Форма входа
Главная » Статьи » Мотоблоки и мотокультиваторы

Выбор: мотоблок или мотокультиватор
WHO IS WHO, ИЛИ РАЗБЕРЕМСЯ ВТЕРМИНОЛОГИИ
Термины «мотокультиватор» и «мотоблок» нередко путают, а зря — машины хоть и близки по конструкции, но все-таки не идентичны. Основное отличие в том, что у первых культивация почвы является подчас единственной функцией. Мотоблоком называют универсальный агрегат, способный использовать специальные прицепные или навесные орудия. Обычно мотоблоки имеют два вала — на одном устанавливают ведущие колеса, на другом — рабочие органы. У мотокультиваторов колеса, как правило, можно установить только вместо фрез. Поэтому их иногда еще называют «осевыми мотоблоками». Впрочем, встречаются и так называемые самоходные мотокультиваторы, у которых не предусмотрено никаких других инструментов, кроме фрез, но имеются отдельный вал для колес и отдельный для фрез, причем они вращаются в противоположных направлениях. Встречное движение фрез предотвращает их выскакивание из слежавшейся земли, чем грешат обычные культиваторы. Кроме того, решается проблема «убегания» культиватора вперед, вызванная тем, что фрезы тянут его, стараясь разогнать до скорости собственного вращения.


А может мотокультиватор, мотосапу или почвофрезу? И вообще, какая между ними разница? Сейчас в названиях мини-техники для обработки садов и огородов имеет место явная путаница. В Украине, ещё с советских времён, существует своя терминология и классификация, за рубежом — другая. Не будем «нагружать» читателя пестротой терминов (пусть в этом разберутся сначала законодатели стандартов) и продолжим наше повествование, пользуясь одним-единственным термином «мотоблок», который более всего прижился в Украине.

Итак, вы решили приобрести мотоблок, но с деньгами вы не спешите расставаться. Ведь мотоблок должен быть, если и не самый дешёвый, то уж во всяком случае, недорогой. Ну и, конечно, чтобы всё умел делать. Посмотрим, что из этого выйдет.

Дешёвые мотоблоки — это те, что полегче, да и мотором послабее. Самые лёгкие (их ещё называют сверхлёгкими) — мотоблоки весом 9…12 кг. В Украине из этой серии есть в продаже немецкий Solo-501Н, японский HondaFG100 и американский Mantis. Универсальными их не назовёшь, но дачникам окажут посильную помощь. Предназначены сверхлёгкие мотоблоки для обработки верхнего слоя почвы на небольших огородах. Конструктивно они не имеют принципиальных отличий, у них одинаковые обороты фрезы и форма ножей, поэтому функционируют они практически одинаково. Фреза сверхлёгкого мотоблока разрыхляет почву до мелкокомковатого состояния и уничтожает сорняки.

Мотоблоки лёгкой серии имеют массу 20…30 кг и мощность мотора 2,5…3,5 л.с. Это немецкий Solo-502, Gart-350, японский F-210, итальянский Euro-2. Они с успехом заменят лопату: легко, быстро и эффективно перелопатят почву «на штык». Эти мотоблоки неприхотливы в работе и довольно просты по конструкции, тем не менее, конструкторы сумели придать каждому из них индивидуальные особенности, чтобы покупатель мог подобрать себе «по вкусу и цвету». Так, например, лёгкие мотоблоки имеют два способа натяжения приводного ремня: с помощью натяжного ролика и смещением двигателя относительно ведомого шкива. Первый способ предпочтительнее, так как двигатель установлен на основании неподвижно. Мотоблоки с подвижным двигателем конструктивно более слабые, сильнее вибрируют. Такие вибрации на руки и тело не покажутся приятными, зато в цене можно выгадать 300…400 гривен, что приятно всем. Определить способ натяжения ремня довольно просто: нажмите на рычаг сцепления и посмотрите на двигатель. Если двигатель при этом начнёт «ползти» по подставке, значит натяжного ролика у мотоблока нет.

Редуктор мотоблока (нога) тоже имеет свои особенности. Самый простой редуктор — неразборный, корпус которого сварен из двух плоских половинок. Его ещё называют необслуживаемым (действительно, попробуйте обслужить, если его невозможно разобрать без разрушения корпуса). При выходе редуктора из строя лучше поменять на новый не редуктор, а мотоблок. Объясняется это тем, что мотоблоки с неразборными редукторами имеют упрощённые негильзованные двигатели, срок службы которых не превышает срок службы редуктора. Эти недорогие мотоблоки делают для тех, кто предпочитает купить новый мотоблок вместо того, чтобы ремонтировать старый (точно так многие поступают с мобильными телефонами, старыми телевизорами, холодильниками и др.). О своих возможностях менять мотоблоки судите сами: речь идёт о сумме 3000…3500 грн. (здесь и далее цены приведены ориентировочные на сезон-2004).

Большинство инофирм предпочитают всё же выпускать мотоблоки с разборными редукторами. Они хоть и дороже неразборных, зато позволяют ставить более прочные и долговечные узлы, включающие подшипники качения, а не скольжения, сальники, пылезащитные шайбы и т.п. Периодически меняя пылезащитные элементы, вы в 3…4 раза увеличите срок службы редуктора и мотоблока в целом.

Не стоит требовать от лёгкого мотоблока, чтобы он пахал. Вспашка — это сложный энергоёмкий процесс, для которого двигатель мощностью 3,5 л.с. явно слабоват. Кроме того, плуг — несимметричное орудие и всегда будет стремиться уводить лёгкий мотоблок в сторону. Да и массы в 20…30 кг недостаточно, чтобы обеспечить сцепление колёс с почвой. Поэтому такой мотоблок плуг не потянет. Хотя в рекламах можно прочитать, что плуг лёгкого мотоблока «сам входит в почву», ножи фрезы «сами заглубляются» даже в мёрзлую (!) почву, а редуктор фрезы «сам режет почву» (ох, уж эти коммерсанты!).

Обратите также внимание на обороты фрезы. Оптимальные обороты для вскапывания огорода на «штык лопаты» - 100…130 в минуту. При 150…180 об/мин хорошо обрабатывать после вспашки верхний слой почвы толщиной 5…10 см и выравнивать поверхность огорода. Если фреза вращается со скоростью 180…200 обмин, вы сможете отлично подготовить посевной слой почвы толщиной 2…5 см для семян любых культур. При оборотах 200…220 в минуту можно эффективно уничтожать почвенную корку и сорняки до появления всходов, а после появления всходов выполнять мелкие междурядные рыхления глубиной 2..3 см и, опять таки, уничтожение сорняков (ведь они всё лезут и лезут!). Не рекомендуем выполнять междурядные рыхления фрезой с оборотами 100…130 в минуту: фреза «уйдёт на глубину» и порвёт боковую корневую систему культурных растений. Есть мотоблоки, у которых скорость вращения фрезы, а соответственно и степень вырезания сорняков, ещё выше — до 320…350 об/мин. Это профессиональные мотоблоки, имеющие к тому же специальное колесо с приводом для вождения мотоблока в междурядьях.

Поскольку лёгкие мотоблоки конструктивно не в состоянии обеспечить весь желаемый диапазон скорости вращения фрезы, подбирайте мотоблок для выполнения тех операций, которые вас более всего «допекают».

Немаловажная деталь лёгких мотоблоков — ручка для их переноски. Фактически она заменяет заднюю передачу. Чтобы оценить, насколько это удобно, представьте, что вы рыхлите мотоблоком почву между рядами малины, «упираетесь» в забор и начинаете разворачиваться. Ох, и поколетесь! Вот здесь ручка и пригодится: приподнимайте мотоблок, разворачивайте на 180 градусов и можете двигаться в обратную сторону. Если ручки нет, поневоле схватите рукой горячий двигатель. Ожог гарантирован.

Относительно «сердца» лёгкого мотоблока. Хорошо зарекомендовали себя двигатели "Honda”, "Tecumzeh” и "Briggs&Stratton”. Принципиального различия между двумя последними вы не заметите. Важно, чтобы сервис и запчасти были в наличии. А вот моторы "Honda” работают тише, меньше вибрируют, но и стоят подороже.

Теперь поговорим о самом популярном, среднем классе мотоблоков весом 40…60 кг (Solo-503, Solo-508, Viking-VH500, Gart-550, Husqvarna-T, Jonsered-JFT5, Euro-5. Они имеют мощность двигателя 3,5…5,5 л.с., фрезу захватом 50…80 см и такой же принцип передачи вращения от двигателя к фрезе, как у лёгких мотоблоков. Вот только ремни да цепи будут потолще, а значит и усилие они передадут побольше. Если у лёгких мотоблоков диаметр фрезы до 25 см, то у средних — 30 см, т.е. рыхлить они могут глубже. Ширина захвата фрезы, а значит производительность, больше в 1,5…2,0 раза. Благодаря своей массе, мотоблок фрезерует почву более уверенно и основательно. После приобретения практических навыков, управлять им довольно легко.

Мотоблоки среднего класса с двигателем 5,0…5,5 л.с. имеют, как правило, заднюю передачу. В принципе это удобно, но если ваш участок не пестреет 10…30 видами культур, кустами, деревьями, шпалерами, заборами, если на краю огорода имеются места для разворота мотоблока, можно сэкономить деньги (15…30%) за счёт приобретения односкоростного мощностью 3,5 л.с.

Технологическая масса мотоблоков среднего класса уже позволяет навешивать сзади на них различные почвообрабатывающие орудия (окучник, культиватор, борону и т.п.), что существенно расширяет возможности мотоблока в огороде. Можете попробовать поработать и с плугом. Правда, не у всех это получится. Тут сноровка нужна, да и почва не тяжёлая (вообще-то, чтобы пахать, нужен мотоблок массой не менее 70 кг, догруженный противовесами до 120…150 кг). Для работы с плугом вместо фрезы устанавливают металлические колёса с грунтозацепами. Плуг навешивается сзади мотоблока с помощью специальнойсцепки. Обязательно догрузите мотоблок металлическими чушками, которые можно прикрепить на колёсах и спереди мотоблока. А теперь пробуйте. Глубоко не вспашете (у мотоблока клиренс невысокий), но перевернуть верхний слой почвы толщиной 10…12 см всё же удастся.

Ну, а если не удастся, то обратите внимание на мотоблоки весом 60-70 кг с усиленным редуктором, приводным ремнём повышенной прочности и двигателем мощностью 5,0…5,5 л.с., но с бóльшим моторесурсом (Solo-504, Viking-VH600). У таких мотоблоков две передачи вперёд, одна из которых — силовая — обеспечивает пониженные оборотырабочего вала для работы с плугом, окучником, картофелекопалкой. Работать с такими мотоблоками довольно комфортно, потому и обработать ими можно раз в 10 больше земли. Это полупрофессиональные мотоблоки, предлагающие огороднику компромиссное решение: мотоблок по цене ниже профессионального и с гораздо большими возможностями, чем у любительского.

Мы рассказали Вам о мотоблоках стоимостью 3000…7900 грн. А если у Вас этих денег нет? В этом случае рекомендуем обратить внимание на российскую технику. Самый дешёвый в Украине мотоблок — российская «Надежда». Электрический двигатель мощностью 1100 Вт, цепной редуктор, 50 кг массы, 50 метров кабеля, защита оператора, большая фреза и активный окучник пропеллерного типа сделали его в России самым популярным. Надёжность «Надежды» высокая. С бензином, маслом, карбюратором, свечами, зажиганием и прочими «прелестями» двигателей вы вообще не будете иметь дела.

Самый дешёвый бензиновый мотоблок — «Крот». На протяжении 25 лет этот неказистый с виду 50-килограммовый «москвич» пользуется стабильным спросом. Популярен он и в Украине. Небольшой 2-тактный двигатель мощностью 2,6 л.с. на удивление легко справляется с фрезой. «Крот» может работать с плугом и даже тянуть прицеп! Последняя модификация «Крот-2» имеет заднюю передачу.

Из тяжёлых мотоблоков известна «Нева-2К» (100 кг) и более современный «Салют» (80 кг). Оба мотоблока выпускаются как с российскими, так и с американскими двигателями "Briggs&Stratton”, имеют 4 передачи вперёд и 2 назад. У «Салюта», в отличие от «Невы», 2 приводных ремня вместо одного и зубчатая передача в редукторе вместо цепной. Эти мотоблоки способны работать с плугом, культиватором, тянуть тележку с грузом до 500 кг. С российскими двигателями «Нева» стоит 3100…3400 грн., а «Салют» 4100…4300 грн. С импортными двигателями цена на 20…30% выше.

Покупать российскую технику можно рекомендовать тем, кто с техникой на «ты». А учитывая, что «кулибиных» у нас хватает, мало кого пугает необходимость периодически менять ремень или цепь, регулировать карбюратор, зазор в свече, тем более, что двигатель мотоблока на порядок проще автомобильного. Поэтому российские мотоблоки популярны и в Украине...

ПРИМЕЧАНИЕ: Приведены цены 2004 года.

То, что мотоблок — серьёзный помощник на огороде сегодня уже, наверное, ни у кого не вызывает сомнений. Вот и у вашего соседа заработал мотоблок. Вы видите, как непринуждённо и быстро он обрабатывает свой участок. Появилось и у Вас желание приобрести такую «штуковину»… Но какую именно?

Похоже, у украинского рынка мини-техники завершается период «детских болезней». Это когда самый примитивный мотоблок продавцы рекламировали как самый лучший, который делает всё-всё и даже заменяет трактор (купить подешевле и продать подороже — излюбленная тактика многих коммерсантов). Люди покупали эти мотоблоки, не задумываясь над тем, какие работы он может еще делать. Главное, чтобы можно было отбросить лопату и быстро, без особых усилий разрыхлить весной почву. Да чтобы цена была по карману.

Но вот почва разрыхлена, и хозяин думает: «А что ещё может сделать мой маленький труженик?». Многие владельцы так и не находят ответ на этот вопрос. Потому ставят его в кладовку до следующей весны.

Однако в последнее время появляется всё больше землевладельцев, которые хотят приобрести многофункциональные универсальные мотоблоки, чтобы работать с весны до осени. Именно такие мотоблоки, которыми с удовольствием пользуются фермеры Западной Европы и которые обеспечивают достойный уровень жизни их семьям.

Так что же собой представляют многофункциональные мотоблоки? С учётом того, что они должны выполнять много технологических операций и работать с утра до вечера, да ещё и ежедневно, конструктивно они выполнены принципиально по-другому. Причём отличия настолько существенны, что даже после прочтения этой короткой статьи, вы безошибочно, с первого взгляда на эту технику скажете: «Да, это он - многофункциональный!».

Первое отличие — мощность двигателя. Как правило, обычные мотоблоки имеют двигатели мощностью до 6,0 л.с., а многофункциональные — от 6,0 л.с. и больше. Такие двигатели имеют в 10…20 больший моторесурс. Поэтому их называют ещё профессиональными. И цилиндр, и поршень, и система смазки маслом исполнены из высококачественных материалов. Да и внешне они существенно выделяются. Например, воздушным фильтром (см. фото 1).

Второе отличие — наличие зубчатой коробки передач (фото 2). Благодаря ей мотоблок может передавать усилие от мощного двигателя и, что ещё немаловажно, изменять скорость вращения рабочего вала (помните правило из школьной физики: проигрываем в скорости — выигрываем в силе, и наоборот?). Таким образом, на 1-й передаче этот мотоблок становится ещё мощнее и довольно легко тянет плуг. На 2-й «интеллигентно» вращает фрезу со скоростью 120-130 обмин, что позволяет мягко заглубиться в почву на 20…30 сантиметров и тщательно её перелопатить. А на 3-й передаче фреза так раскручивается, что разделывает верхний слой почвы до мелкокомковатого состояния (пожалуйста, сей лук!), эффективно подрезает и вычёсывает сорняки.

Но на этом достоинства коробки передач не заканчиваются. Из неё обязательно должны выглядывать один или два вала отбора мощности (фото 3). Обращаем ваше внимание: не шкивы, а шлицевые валы. Отсюда и многофункциональность!

Ясно, чтобы мотоблок выдерживал большие нагрузки, его редуктор должен быть силовым. Цепи и ремни тут не годятся. Только зубчатые колёса из высококачественного металла (фото 4)!

На такой крепкий мотоблок не стыдно и достойные рабочие органы навесить. Например, фрезу (фото 5) или плуги (фото 6 и 7).

Есть ещё много особенностей многофункциональных мотоблоков, обеспечивающих владельцу возможность комфортно пользоваться ими на протяжении многих лет. Вот некоторые из таких «наворотов»: дифференциальные полуоси (фото 8), рукоятки управления, которые не утомляют руки оператора (фото 9), специальные элементы, защищающие человека от вибраций, высокий уровень безопасности (фото 10).

Остаётся добавить, что многофункциональный мотоблок, хоть и дороже обычного, имеет в несколько раз меньшую удельную стоимость (имеется в виду стоимость моточаса). А если принять во внимание возможности такого мотоблока, высокую окупаемость, становится понятным, почему за рубежом они пользуются в 10 раз большим спросом, чем обычные. Может, со временем и у нас так будет. Пригодятся многофункциональные мотоблоки и тем владельцам дач и загородных коттеджей, которые любят надёжную добротную технику.

Несколько слов о мини-технике, работающей «по специальности». За рубежом, наряду с многофункциональными мотоблоками, изготавливают мотоблоки специального назначения. Например, сенокосилки, способные быстро скашивать большие массивы кормовых трав и газонов. Роторные косилки, срезающие грубую траву, камыш, любые заросли и даже подлесок, превышающий человеческий рост. Как на ровных участках, так и на склонах, откосах железнодорожных путей и т.п. Специальные мотокультиваторы, которые обрабатывают междурядья пропашных культур, поддерживая посевы в идеально чистом состоянии и экономя деньги владельца (ведь гербициды не нужны!). Эти мотоблоки и им подобные также имеют профессиональные двигатели, надёжную трансмиссию, но в отличие от многофункциональных могут иметь меньшую мощность и массу в соответствии со специальными требованиями.

Напоследок хотим порадоваться за первых владельцев мотоблоков-долгожителей, появившиеся наконец-то в Украине. Отзывы такие: эти маленькие труженики поражают своими большими возможностями.

Выбирайте класс мотоблока в зависимости от размеров своего участка, ориентируясь, например, на такую таблицу.

Размер обрабатываемого участка

Класс мотоблока, л.с./ширина захвата

до 15 соток

3,5/60

до 60 соток

4,0/80

до 1 гектара

5,0/90

1-2 гектара

6,0/90

1-5 гектаров

9,0/100

Конечно, это всего лишь рекомендации, которые помогут вам сориентироваться только с точки зрения минимальных затрат. С другой стороны, покупая более мощный мотоблок, вы будете иметь запас мощности и надёжности. При серьезном подходе к выращиванию овощей на участке 20-30 соток, мотоблок мощностью 9 л.с. окажется наилучшим помощником и с лихвой себя окупит.

Имеет значение также выбор страны-производителя мини-техники. Украинская, белорусская и российская мини-техника по качеству и надёжности пока ещё уступает технике из Италии, Германии, Японии и других развитых стран. Поэтому, покупая технику стран СНГ, надо быть готовым к тому, чтобы ремонтировать и совершенствовать её в процессе эксплуатации. Но одно дело, когда у вас мотоблок для забавы на даче, и совсем другое — когда это средство производства, выход из строя которого меняет ваши производственные планы, смещает сроки работ, сроки, количество и качество поставок продукции на рынок. Вот почему при выборе мотоблока серьёзное внимание следует уделять вопросу его надёжности.

Сейчас самыми надёжными считаются мотоблоки итальянской фирмы «Механика Бенасси». Стоят они недёшево, но надежная, полностью зубчатая трансмиссия (без ремней и цепей), высокое качество металла и профессиональные двигатели позволяют работать на них с утра и до вечера.

Подводя итог, можно сказать: если вам позволяют финансовые возможности, можете смело выбирать импортные мотоблоки. Если вы решили сэкономить на технике, рекомендуем приобрести российские мотоблоки "Нева”, "Каскад”, "Крот”, "Салют”, "Надежда”. Производство этих мотоблоков уже отлажено, они надежнее тех, которые предлагают малоизвестные фирмы часто по более низким ценам.

Каждого покупателя мини-техники беспокоит вопрос запчастей. Покупатели мини-техники должны знать, что запчасти как на импортную, так и на отечественную технику можно купить только на фирме-производителе через дилеров, которые занимаются реализацией техники. С импортными запчастями у вас не будет проблем больше, чем с отечественными. Если же фирма постоянно занимается продажей мини-техники, у неё всегда можно приобрести запчасти, независимо от страны-производителя. Если вы покупаете экспериментальную модель, то должны быть готовы продолжать эксперимент, только уже своими силами.

Евгений Пивоваров и многие другие огородники просят рассказать про итальянский чудо-мотоблок, который заменяет трактор и про то, где его можно приобрести. К сожалению, авторы писем даже не называют модель мотоблока, которая их заинтересовала. Очевидно, здесь имеется в виду мотоблок лёгкой серии (до 35 кг весом). В Украине представлены две модели таких мотоблоков: «ЕВРО-2», весом 19-23 кг, и более современная модель «МЭППИ», весом 28 кг. Они имеют мощность 4-тактного двигателя, соответственно, 3,5 и 3,7 л.с., а ширину захвата фрезы 36 и 40 см.

Однако будет явным преувеличением утверждать, что эти мотоблоки могут заменить маленький трактор. Например, в техническом центре «Садово-огородная техника» такие мотоблоки стоят рядом с мини-тракторами. Достаточно одного взгляда на эту технику, для того чтобы убедиться, что они никак не могут заменить друг друга. Да и предназначение мотоблока — не заменять, а дополнять трактор. Лёгкий мотоблок применяется на маленьких площадях, в труднодоступных местах, в парниках, теплицах, в междурядье и т.д., где даже мини-трактору развернуться трудно. Таким образом, мотоблок является заменой не трактора, а лопаты и тяпки, который значительно облегчает труд огородника и повышает его продуктивность. Это подтверждает и практика использования этого оборудования западными фермерами, которые, кроме мощной техники, обязательно имеют в своем хозяйстве мотоблок, который, повторим, заменяет не трактор, а лопату, сапку, вилы, косу.

Легкий мотоблок любительской серии можно рекомендовать дачникам, тем более, что он легко помещается в багажнике автомобиля. Может, именно этим обстоятельством обусловлен повышенный спрос на мотосапу «МЭППИ». Из российской техники для таких целей можно рекомендовать «Крот», хотя он весит уже больше — 50 кг. ...

Заслуживает внимания также электрический мотоблок «Надежда», который подтвердил свою надёжность.

Для селян-огородников больше подойдёт «Нева-2К», «Каскад», «Салют», а ещё лучше - профессиональная техника итальянской фирмы «Механика Бенасси».

"Сколько топлива расходует мотоблок?" — спрашивает Сергей Кривун, Житомирская обл. В технической характеристике двигателя цифры по расходу топлива приводят только заводы стран СНГ. Зарубежные производители малолитражных двигателей никаких цифр не указывают, так как расход топлива в большой степени зависит от конкретного вида выполняемой работы и условий, в которых ему приходится работать. Тем не менее, чтобы сориентировать покупателя, сколько же бензина ему придется покупать, можно привести ориентировочные данные по расходу топлива некоторыми импортными двигателями:

Двигатель

Кол-во тактов

Мощность, л.с.

Расход бензина, кг/час

Briggs&Stratton (США)

4

3,5

0,9

Minarelli (Италия-США)

2

3,5

1,5

Tecumzeh (Италия)

4

3,7



Источник: http://sad-ogorod.com.ua
Категория: Мотоблоки и мотокультиваторы | Добавил: motosever (29.10.2010)
Просмотров: 34457
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный хостинг uCoz