Меню сайта
Категории каталога
Тюнинг [59]
Ремонт [58]
Тесты [13]
П.Д.Д. и культура вождения [36]
Мотообозреватель [86]
Путешествия и др.истории [24]
ATV и Гидроциклы [24]
Электротранспорт [7]
Велосипед [12]
Экипировка [16]
Мотоблоки и мотокультиваторы [7]
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мини-чат
Наш опрос
Какой фирмы аппарат Вы предпочитаете?
Всего ответов: 552
Пятница, 28.04.2017, 23:58
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Мир мотоциклов
Форма входа
Главная » Статьи » П.Д.Д. и культура вождения

Век живи - век учись! (мотошкола)
В этом году для меня масштабы увлечения мотоциклом достигли той стадии, когда необходимость самосовершенствования была осознана полностью. Не откладывая в долгий ящик, мы с группой товарищей "прописались" на СТК "Чайка", поставив перед собой задачу не просто научиться ездить быстро, а еще и эффективно. Как это часто бывает, поначалу каждая тренировка рождала лавину вопросов, ответы на которые мы получали, общаясь с гонщиками, а до чего-то доходили сами. В любом случае, мы получили бесценный опыт, которым и поделимся с читателями "МотоДрайва", ведь нет никакой разницы, где вы находитесь: на треке или в городе, ошибки и проблемы у мотоциклистов похожи. Более того, езда в городе на несколько порядков опаснее езды на специальном треке (даже в гоночном режиме). Здесь к вашим собственным ошибкам добавляется дюжина неконтролируемых факторов: ямы, рельсы, маршруточники, таксисты, непредсказуемые автолюбители, беспардонные пешеходы и "кошко-собаки".
   Эта статья — первая в серии материалов, посвященных безопасному и эффективному вождению мотоцикла. Конечно, для того, чтобы добиться значительных результатов, вам понадобиться тренер или партнер, который сможет указать вам на ошибки. Те мне менее, многому можно научиться самостоятельно, так что приступим!

   КАК СИДЕТЬ?
   Начнем, пожалуй, с элемента, на который обращают меньше всего внимания — с посадки.
   Мы сознательно пропускаем момент, когда мотоциклист "взбирается" на мотоцикл и слазит с него, все-таки это его опыт, причем у каждого свой.
   Может быть, для вас станет сюрпризом новость о том, что посадка на мотоцикле определяет то, насколько эффективно вы сможете ехать, комфортно себя чувствовать и сколько сил вы при этом потратите? Тем не менее, это правда.
   Наверняка, гуляя по улице, вы наблюдали пафосных "кренделей" на крутых мощных байках, напряженно вцепившихся в руль, дабы совладать с машиной и при этом не пропустить ни одного заинтересованного девичьего взгляда одновременно. Так вот, это — неверный способ.
   Весь секрет в том, чтобы каждая часть тела исполняла свою работу, была одним из инструментов ансамбля "водитель-мотоцикл". Руки нужны не для того, чтобы удерживаться на мотоцикле. Их задача — управление газом и тормозом, работа сцеплением и, собственно, руление. Как же тогда держаться? Ответ прост: плотно обхватить коленями фальшбак (это тот предмет, в горловину которого мы заливаем бензин). Столь простое решение даст вам массу преимуществ. При торможении вы не будете сползать вперед (мужчины должны по достоинству оценить этот совет). Плотный контакт с баком обеспечивает лучшее чувство мотоцикла: вы как будто становитесь неотъемлемой частью машины. Доверив задачу "держаться" своим коленям, вы получите не только хороший контакт с мотоциклом, но, что важнее, предоставите больше свободы верхней части тела.
   Заняв правильное положение на сиденье и обхватив бак, вы можете избежать одной из самых распространенных ошибок — напряженных рук и плечей. Постоянное напряжение плечей и предплечий не было бы такой серьезной проблемой, если бы все ограничивалось только повышенной утомляемостью, которой подвержены водители, исповедующие такой стиль посадки. На самом деле усталость — меньшая из зол. Хуже то, что мышцы, долгое время пребывающие в напряжении, закрепощаются, руки как будто деревенеют, и когда возникает необходимость экстренно изменить траекторию, чтобы выполнить "переставку", в общем, быстро "порулить", то руки элементарно не слушаются. Расслабившись, вы сразу заметите, как движения станут легкими и непринужденными, а траектории — плавнее и четче. Есть еще одна опасность, которая подстерегает напряженного водителя. Будучи скованным, вы вредите не только себе, но и мешаете нормально работать мотоциклу! Дело в том, что дороги, по которым мы ездим, неровные по определению. Мельчайшие стыки асфальта, бугорки и ямки постоянно вызывают вертикальные (отрабатываемые подвеской) и горизонтальные колебания переднего колеса. На хорошей дороге этот процесс незаметен, но, как только неровности становятся сколько-нибудь значительными, начинает казаться, что руль хочет вырваться из рук (причем, с ростом скорости колебания руля увеличиваются многократно). Как мы инстинктивно поступаем в таких случаях? Правильно, крепче хватаемся за руль и… провоцируем возникновение аварийной ситуации. Почему? Да потому, что переднее колесо мотоцикла — это большой гироскоп, который самостоятельно противостоит возникающим колебаниям. То есть, колебания переднего колеса являются самозатухающими, и в большинстве случаев вибрация не передается на сам мотоцикл. Зажимая руль покрепче, мы тем самым фактически создаем жесткую связь между "рыскающим" передним колесом и корпусом мотоцикла, колебания охватывают всю машину, и тут возможны любые последствия, вплоть до эффектного (но очень болезненного) "хайсайда", когда мотоцикл выбрасывает вас из седла, как мустанг. Выход — расслабить руки и дать возможность байку помочь вам. С психологической точки зрения это очень не просто, инстинкт самосохранения просто орет: "Держись крепче!", но вы должны заставить себя ослабить хватку. Вне зависимости от стиля езды и типа техники, находитесь вы в повороте или движетесь прямолинейно — расслабьтесь, это вас спасет.

   КАК СТОЯТЬ
   Если уж речь зашла о внештатных ситуациях, то позвольте дать вам небольшую рекомендацию. В обычном режиме мы сидим на сиденье, и это правильно. В том случае, если нежданно-негаданно вас подстерегла напасть в виде раздолбаного участка дороги, к которому вы подходите на явно высоковатой скорости, или неприятного заноса, приподнимитесь на подножках. Таким образом точкой приложения вашего веса будет уже не высоко расположенное сиденье, а подножки. Тем самым вы понизите центр тяжести динамической системы “водитель-мотоцикл”. В начале сезона со мной произошла такая оказия: я переезжал рельсы по диагонали. Выбрал оптимальный угол, но не учел одного момента: рельса была достаточно высокой, а за ней… проем шириной сантиметров 15. Именно в него и попало переднее колесо, байк начал валиться на бок. В этот момент я приготовился к катапультированию и привстал на подножках да прибавил газу, чтобы откинуть "мотик" от себя подальше. И вдруг почувствовал, что байк начал самостоятельно выравниваться. Я просто ничего не делал и держал мот на постоянном газу, привстав на подножках. Метров через 50 заносов, пробуксовок заднего колеса и "колбасни" из стороны в сторону, мотоцикл стабилизировался и поехал. Вывод следующий: чем ниже центр тяжести, тем легче мотоциклу выбраться из, казалось бы, полностью безнадежных ситуаций, главное — в этом ему не мешать.

   КАК "РУКАМИ ВОДИТЬ"
   Итак, мы уже уверенно сидим на мотоцикле, обхватив коленями бак и поддерживая торс мышцами спины. Руки расслаблены, им ничто не мешает рулить. Поговорим о кистях рук и пальцах. Традиционно, левая кисть отвечает за работу сцеплением. У правой ответственность выше, она ведает ручкой газа и передним тормозом. Для эффективного вождения важно, чтобы ручки руля были удобны и установлены под оптимальным для вас углом. На современных дорожных и спортивных мотоциклах, оборудованых рулями типа "klip-on" регулировка не составляет проблемы, понадобится лишь шестигранник соответствующего размера. Что касается цельных рулей, то здесь ситуация сложнее, но также вполне решаема, вплоть до установки тюнингового руля. Байк — очень быстрый вид транспорта, поэтому он требует соответствующей скорости реакции от водителя. Для того, чтобы максимально это время сократить, мы рекомендуем мотоциклистам постоянно держать один, а лучше два пальца на рычагах сцепления и тормоза соответственно. Во-первых, это даcт возможность моментально воспользоваться тормозом, избавив от необходимости терять такие драгоценные доли секунды на то, чтобы переместить пальцы на рычаг. Эти доли — десяток или больше метров, которых может не хватить в критической ситуации. Во-вторых, при езде по неровной дороге сложно держать газ в одном положении, обхватив ручку всей пятерней. А подергивая ручку, вы увеличиваете шанс байка просто уехать из-под вас на каком-то большом горбе. Как вы считаете, сколько лошадиных сил освободится в 150-ти сильном мотоцикле, если ручку "открутить" на 5 мм? А если на 1 сантиметр? Эту проблему решит упор под пальцы, которым вполне может послужить тормозная ручка.  Я предпочитаю держать только средний палец на тормозной ручке. Можно держать и указательный и средний палец, все зависит от индивидуального стиля и мощности тормозной системы (на современных спортбайках вполне хватает и одного пальца на тормозе).
   Следование этим рекомендациям не потребует от вас сверхусилий, однако результат удивит, причем очень скоро. Освоив эти базовые приемы, вы создадите фундамент для восприятия и отработки более сложных элементов. И еще одно. Вы, наверное, заметили, что практически после каждого блока мы просим вас не мешать байку, и это не фигуральное выражение. Просто более чем сто лет эволюции мотоциклов позволили создать машины, возможности которых на пару-тройку порядков (!) превосходят возможности их водителей.  До тех пор, пока ваше мастерство не позволит быть с машиной хотя бы на равных, не навязывайте ей свою неумелую волю, а постигайте искусство постепенно и знайте, что байк лучше “знает”, что ему нужно в данный момент!

Текст: Сергей Герман
Фото: автора и из архива редакции


Источник: http://www.motodrive.com.ua
Категория: П.Д.Д. и культура вождения | Добавил: motosever (02.08.2008)
Просмотров: 629
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz