Меню сайта
Категории каталога
Тюнинг [59]
Ремонт [58]
Тесты [13]
П.Д.Д. и культура вождения [36]
Мотообозреватель [86]
Путешествия и др.истории [24]
ATV и Гидроциклы [24]
Электротранспорт [7]
Велосипед [12]
Экипировка [16]
Мотоблоки и мотокультиваторы [7]
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 150
Понедельник, 01.05.2017, 08:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Мир мотоциклов
Форма входа
Главная » Статьи » Тесты

Тормозя, тормозим?

Аббревиатура ABS обозначает Antilock Brake System – «антиблокировочная тормозная система» (кстати, редкий случай, когда русскоязычное написание совпадает с латинским – АБС). Применять ее стали относительно недавно, и то сначала на автомобилях. Хотя на мотоциклах и скутерах она даже более актуальна – два колеса при юзе (блокировке колес) полностью лишают экипаж устойчивости. А юза избежать не всегда удается, и виноваты в этом в равной степени два фактора – человеческий и, так сказать, природный. Первый – это когда «сам дурак» – резко за рычаги – цап, и понеслась... Говорят, с годами это проходит, но не у всех... Второй фактор, от нас не зависящий – изменение коэффициента сцепления шин с дорогой. Попадание на мокрый асфальт, песочек или пятно соляры на дороге приводит к тому, что даже при рядовом торможении пилот может не заметить, как колесо войдет в блокировку. Вот если бы на «приборке» стоял указатель коэффициента сцепления, то может, и системы АБС стали бы изобретать намного позже…


«Настоящие» ABS – удел настоящих макси-скутеров, таких как Yamaha 500 T-Max-ABS

Перед тем как углубиться в дебри антиблокировочных систем, несколько слов о теории торможения. Она поможет разобраться, зачем и когда полезны АБС.

Мы знаем, что для максимальной реализации тормозного усилия колеса должны быть в предельно полном сцеплении с асфальтом – чтобы максимально использовать силу трения. При торможении существуют две крайности. Первая – водитель слабо нажимает на рычаг тормоза – единственный «минус» такого способа – тормозной путь может быть больше, чем расстояние до препятствия. При спокойном «взвешенном» торможении, когда нет осложняющих факторов, нормальный водитель тормозит далеко не в полную силу, оставляя часть коэффициента трения «про запас». Конечно, встречаются экстремалы, которые всегда жмут на тормоз так, что дым идет из-под колес, но не о них сейчас речь. Вторая крайность возникает, когда что-то случается, и водитель тормозит на уровне рефлекса – а это значит, бесконтрольно, в полную силу. Здесь возможны два исхода – если тормоза слабенькие, а покрытие сухое и чистое, то ничего критичного не произойдет (если только тормозного пути хватит до препятствия). Во втором случае, когда тормоза «цепкие», а покрытие дерьмовенькое, колеса заблокируются, при этом не только огромен риск падения (а если в повороте – то шансов удержаться нет), но и сам тормозной путь возрастет. Опытный водитель, не теряющий самообладания, в такой ситуации будет сам выполнять роль АБС – тормозить прерывисто, тем самым не допуская юза. Собственно, «нормальные» системы именно так и работают, только осуществить «в железе» это не просто...

Надо сказать, что ABS широко применяется на мотоциклах ведущих мировых производителей. Но на скутерах они пока редкость, а если где их и ставят – то на самых-самых «макси», и то чаще всего в качестве дополнительной опции. В чем дело?

Абзацем ниже приводится описание работы наиболее сложной и полной системы (адаптировано из журнала «Мото» №2-2007 с.80). Кто не хочет углубляться в детали - их можно пропустить, перейдя к выводам.


Схема «полной» ABS с интегральной тормозной системой

Существует несколько разновидностей «нормальных» антиблокировок, общим для всех систем является конечный результат — кратковременное растормаживание колеса (колес) при появлении сигнала о его (их) остановке. На каждой магистрали между главным тормозным цилиндром и рабочими цилиндрами установлены электрогидравлические устройства (модуляторы), которыми «командует» электронный блок управления. На колесах (обычно внутри тормозных дисков) размещают зубчатые диски датчиков вращения. Каждый зубчик генерирует один электрический импульс, за один оборот колеса их набегает 40-60. Собственно, наличие этого диска – первый признак того, что машина оборудована полноценной АБС. Когда мотоцикл или скутер едет нормально, то колеса вращаются, и датчики скоростей периодично выдают импульсы (ситуацию прохвата на заднем колесе не рассматриваем). При нажатии на рычаг переднего или заднего тормоза (разницы нет), если условия «хреноватенькие», резко сокращается частота импульса датчика (колесо начало блокироваться), и сигнал от блока управления поступает в модулятор того колеса, у которого намечается ЧП. В модуляторе срабатывает клапан, перекрывающий канал от главного тормозного цилиндра к рабочим цилиндрам. Одновременно начинает работать электронасос, откачивающий маленькие порции жидкости из «запертой» клапаном магистрали, тем самым, снижая в ней давление. Как только давление в магистрали снизится, колесо начнет вращаться быстрее. Значит, его снова нужно попридержать, ведь команду «отменить торможение» никто не давал – водитель по-прежнему изо всех сил давит на тормоз. Вот и приходится насосу под руководством «мозга» поддерживать такое давление, чтобы колесо и не блокировалось, и не «сачковало». И все это происходит за доли секунды! Мудрой системе, в общем-то, все равно, что под колесом – мокрый асфальт, сухой или грязный: АБС «выжмет все соки» из коэффициента сцепления шины с покрытием, каким бы плохим оно ни было. Как только пилот отпустит тормоз, давление в магистрали, тянущейся от главного цилиндра до модулятора, упадет, клапан откроет канал, соединяющий рабочий и главный цилиндры, насос вернет в магистраль откачанные граммы жидкости.


Расположение датчика вращения колеса у Suzuki Burgman AN650: 1 – индуктивный датчик; 2 – зубчатый диск


Расположение датчика вращения колеса у Yamaha 500 T-Max-ABS: «зубчатка» спрятана от грязи


Установка модулятора в тормозной магистрали

Выводы:
– настоящие полноценные ABS достаточно сложны, они включают электронику и точную гидромеханику, добавляют четыре-шесть килограммов к массе аппарата и удорожают его на 500-1000 долларов;
– необходимое условие такой системы – интегральная схема дисковых тормозов, которая, в свою очередь, подразумевает два диска спереди.

Рассмотрев теорию и сделав надлежащие выводы, вернемся к «нашим баранам», то бишь скутерам. Неудивительно, что на скутерах «полная» ABS – пока редкость, ею оснащают дорогие, тяжелые и мощные макси, кубов эдак за 500, которые можно пересчитать по пальцам. Исключение (а скорее – технический курьез) – 50-кубовый Honda Dio ST конца 90-х. На этом скутере с барабанными тормозами стоял полноценным механический ABS с тросовым приводом (!). Я его «живьем» не видел, но это достоверные данные, посмотрите в великолепном руководстве по «Хонде», выпущенном на русском языке «Легион-Автодатой».

Китайские же аппараты, наиболее массовые на нашем рынке, имеют кубатуру до 150 см3 (о «полтинниках» я и не говорю). Два диска на них нужны, как корове седло – их «максималка», в лучшем случае, составляет 115 км/ч, при массе менее 130 кг. Тут за глаза хватает одного диска спереди и «барабана» сзади. А выделиться хочется, вот и придумали хитроумные затейники из Поднебесной систему, которую гордо нарекли так же – ABS. Авось покупатели не разберутся - тем более что с настоящими «антиблокировками» мало кто сталкивался. А если кто и сталкивался (например, счастливые обладатели «Бургеров» или «Т-Максов»), то они уж точно на «желтые» «табуретки» не сядут.

Что же представляет из себя «китайская ABS»? Внешне – это цилиндрик или коробочка, «прилепленная» к рабочему цилиндру переднего «дискача», и к которому (которой) подходит шланг от главного тормозного цилиндра. И это все – ни «зубчатки» с датчиком, ни проводов, ни модулятора и «мозгов». Видимо, подразумевается, что мозги должны быть одни – у водителя. Мне много раз приходилось во время тестов сталкиваться с такими «ABS» (заметьте – пишу в кавычках). Первым был, кажется, Keeway Hurricane («кивеи» и здесь впереди всего Китая) – и я сразу попытался «раскусить» восточную хитрость. Но чуда не произошло – стоило на асфальте оказаться немного песочка, как «передок» прекрасно пошел в юз. То же случилось и на грунте.


«Псевдо» АБС у Irbis’а



Разборка показала – внутри ничего нет, кроме клапаночка и пружинки. Все ясно – перед нами типичный ограничитель давления, и мозгов в нем не больше, чем в валенке. Ну и что же в этом страшного, подумает иной, где-то он помогает, а в остальном есть и пить не просит. Так-то оно так, да не совсем. Первый аргумент, вызывающий сомнения – в столь ответственной системе, как тормозная, появляется некий «черный ящик». Внутри него, хотя всего пара деталей, но неизвестно, из чего и как они изготовлены. У пружины, например, очень важны марка стали (должна быть специальная – пружинная) и режим термообработки. Если для изготовления проволоки переплавили черный лом, контрабандно ввезенный из России, а термообработку осуществили окунанием раскаленного на огне до красна металла в жидкость (например, мочу молодого поросенка) – то я не ручаюсь на адекватность работы пружины после сотни-двух срабатываний тормоза. Еще один момент – крепится корпус «ABS» посредством резьбовых соединений, значит, у тормозной магистрали появляются дополнительные факторы риска – прокладки (должны быть медные и при этом еще отожженные), чистота обработки поверхностей сопряжения, качество изготовления штуцеров, и т.д. Я вовсе не сгущаю краски – отлично помню, как на какой-то мотоциклетной выставке в Москве видел моднючий по тем временам скутер Vento Phantom, у которого капала «тормозуха» именно с этого псевдо-АБС. И это в статике, когда в системе нет давления.


Цилиндрик устройства опасно торчит


А вот на Corsa не стали лукавить, и назвали ту же систему APS (как расшифровывается не знаю)

Ну вот, с а-бэ-эсами разобрались, теперь поделюсь своим, подчеркиваю, субъективным мнением. Конечно, прогресс не остановить, и лет эдак через …дцать на скутер без АБС будут смотреть, как на фотоаппарат со стеклянными пластинами вместо пленки. Но не нужно думать, что в этом светлом цифровом будущем скутеры не будут падать, а пилоты – получать синяки и травмы. Человек всегда делал, и будет делать ошибки, и лучшим лекарством от этого будут не хитроумные приспособления, а способность учиться на своих ошибках. Я, например, до сих пор помню, как в первый раз разложился на мопеде, когда сильно тормознул в повороте после дождя. Думаю, будь тогда АБС, может, и не упал бы. Но зато не приобрел бы опыт, который пригодился позже, на более мощных и тяжелых аппаратах…


Чудес не бывает: простой ограничитель давления не способен предотвратить юз, если асфальт с песочком



Источник: http:///www.scooterdigest.ru
Категория: Тесты | Добавил: motosever (15.08.2008)
Просмотров: 979 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz